Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Страдательные причастия настоящего времени". »
Тема:Страдательные причастия настоящего времени
Цели: 1. Образовательные – изучение образования страдательных причастий настоящего времени, формирование навыка написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
2.развивающие- развитие речи учащихся, способностей сравнивать и анализировать языковые явления
3.воспитательные- воспитывать любовь к изучению предмета.
- Здравствуйте , ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и ваши знания.
2.Сообщение темы и цели урока .
-Отгадайте загадку:
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
Глагол по значению напоминаю.
-Что это за часть речи?
-На уроке мы с вами познакомимся с новой темой «Страдательные причастия настоящего времени». Изучим образование страдательных причастий настоящего времени, сформируем навык написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. (1-2 слайд)
3.Подготовка к восприятию нового материала
Синтаксическая минутка (запись предложения и его разбор)
Раз этот год объявлен Годом Литературы, то хочется вспомнить известного писателя Льва Николаевича Толстого, которому в этом году 9 сентября исполнилось 187 лет со дня рождения. Запишем предложение из его произведения «Отрочество».
Косой дождь , гонимый сильным ветром, лил как из ведра.(Л.Н.Толстой)
(глагол-исключение гнать (2 спр.) образовано страдательное причастие настоящего времени с суффиксом –им).
(Объяснение ученика у доски)
Фронтальный опрос
1. Что такое причастие?
2. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
3. Какие глагольные признаки есть у причастия?
4. Какие признаки прилагательного есть у причастия?
5. На какие две группы делятся причастия?
6. В чём заключается разница между действительными и страдательными
причастиями?
Давайте посмотрим, как теоретические знания вы применяете на практике. Игра «Четвёртый лишний». Из ряда представленных слов нужно найти одно лишнее и исключить его по какому-либо признаку. Игра «Четвёртый лишний»
1) Горящий, колеблющий, горячий, бегущий.
2) Объясняющий, решаемый, потухающий, ревущий.
- Как образуются действительные причастия настоящего времени?
- От чего зависит написание гласных в суффиксах?
- Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Их спряжение) - Вспомним спряжения глаголов. Какие глаголы мы относим к глаголам
II спряжения?
Все на ить и глаголы-исключения:
Гнать, держать, смотреть и видеть, Слышать, дышать и ненавидеть, И зависеть, и терпеть, И обидеть, и вертеть.
I спряжения?
б) Выборочный диктант.
Учащиеся называют глаголы, объясняя окончания.
В бездонную бочку воды не наносишь. Кашу маслом не испортишь. Потерянного времени не воротишь. Без правды и шагу не ступишь. Что посеешь, то и пожнёшь. (Пословицы)
в) Вопросы:
- В написании суффиксов каких причастий нужно знать спряжение глаголов, от которых они образованы? (Действительных настоящего времени)
- Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени. (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).
Работа по группам:
Два ученика у доски по одному от каждого варианта. I вар.- причастия, образованные от глагола I спряжения; II вар. – причастия, образованные от глагола II спряжения.
А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело.
4) Объяснение нового материала
А)Перед учащимися ставятся вопросы:
- Какие морфологические признаки объединяют глаголы, от которых можно образовать страдательные причастия настоящего времени?
- При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?
Б) Совместное составление формулы образования страдательных причастий настоящего времени:
Изучать + - ем- = изучаемый
Видеть + -им- = видимый
В) Сравним образование причастий «видимый» и «изучаемый». От чего зависит выбор суффикса?
Составление схемы:
! Многие глаголы не образуют страдательных причастий настоящего времени, например жать, есть кричать, крыть, бить , петь , жевать.
5.Закрепление изученного материала
А) От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте суффиксы причастий, спряжение глагола, от которого образовано причастие. Составьте словосочетания с каждым получившимся причастием.