kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Страдательные причастия настоящего времени".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение образования страдательных причастий настоящего времени,

формирование навыка написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

2.развивающие- развитие речи учащихся, способностей сравнивать и анализировать языковые явления

3.воспитательные- воспитывать любовь к изучению предмета.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Страдательные причастия настоящего времени". »

Тема:Страдательные причастия настоящего времени

Цели: 1. Образовательные – изучение образования страдательных причастий настоящего времени, формирование навыка написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

2.развивающие- развитие речи учащихся, способностей сравнивать и анализировать языковые явления

3.воспитательные- воспитывать любовь к изучению предмета.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте , ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и ваши знания.

2.Сообщение темы и цели урока .

-Отгадайте загадку:

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

Глагол по значению напоминаю.

-Что это за часть речи?

-На уроке мы с вами познакомимся с новой темой «Страдательные причастия настоящего времени». Изучим образование страдательных причастий настоящего времени, сформируем навык написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. (1-2 слайд)



3.Подготовка к восприятию нового материала

Синтаксическая минутка (запись предложения и его разбор)

Раз этот год объявлен Годом Литературы, то хочется вспомнить известного писателя Льва Николаевича Толстого, которому в этом году 9 сентября исполнилось 187 лет со дня рождения. Запишем предложение из его произведения «Отрочество».

Косой дождь , гонимый сильным ветром, лил как из ведра.(Л.Н.Толстой)

(глагол-исключение гнать (2 спр.) образовано страдательное причастие настоящего времени с суффиксом –им).

(Объяснение ученика у доски)

Фронтальный опрос

1. Что такое причастие?

2. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

3. Какие глагольные признаки есть у причастия?

4. Какие признаки прилагательного есть у причастия?

5. На какие две группы делятся причастия?

6. В чём заключается разница между действительными и страдательными

причастиями?

Давайте посмотрим, как теоретические знания вы применяете на практике. Игра «Четвёртый лишний». Из ряда представленных слов нужно найти одно лишнее и исключить его по какому-либо признаку.
Игра «Четвёртый лишний»

1) Горящий, колеблющий, горячий, бегущий.

2) Объясняющий, решаемый, потухающий, ревущий.

- Как образуются действительные причастия настоящего времени?

- От чего зависит написание гласных в суффиксах?

- Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Их спряжение)
- Вспомним спряжения глаголов. Какие глаголы мы относим к глаголам

II спряжения?

Все на ить и глаголы-исключения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Слышать, дышать и ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.

I спряжения?

б) Выборочный диктант.

Учащиеся называют глаголы, объясняя окончания.

В бездонную бочку воды не наносишь. Кашу маслом не испортишь. Потерянного времени не воротишь. Без правды и шагу не ступишь. Что посеешь, то и пожнёшь. (Пословицы)

в) Вопросы:

- В написании суффиксов каких причастий нужно знать спряжение глаголов, от которых они образованы? (Действительных настоящего времени)

- Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени. (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).

Работа по группам:

Два ученика у доски по одному от каждого варианта. I вар.- причастия, образованные от глагола I спряжения; II вар. – причастия, образованные от глагола II спряжения.

Хвалящийся успехами, борющиеся с волнами рыбаки, строящийся стадион, пенящийся поток, дышащий зноем ветер, тающий снег, шепчущийся камыш, сеющий дождь, стелящийся туман.

( от I спр.- борющиеся  с волнами  рыбаки, 

 от II спр. –  хвалящийся  успехами,

тающий снег,
шепчущийся камыш,
сеющий дождь
стелющийся туман)

строящийся стадион,
пенящийся поток,
дышащий зноем

Физминутка

 А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.



4) Объяснение нового материала

А)Перед учащимися ставятся вопросы:

- Какие морфологические признаки объединяют глаголы, от которых можно образовать страдательные причастия настоящего времени?

- При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?

Б) Совместное составление формулы образования страдательных причастий настоящего времени:



Изучать + - ем- = изучаемый



Видеть + -им- = видимый

В) Сравним образование причастий «видимый» и «изучаемый». От чего зависит выбор суффикса?

Составление схемы:



! Многие глаголы не образуют страдательных причастий настоящего времени, например жать, есть кричать, крыть, бить , петь , жевать.



5.Закрепление изученного материала

А) От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте суффиксы причастий, спряжение глагола, от которого образовано причастие. Составьте словосочетания с каждым получившимся причастием.

Слышать, включать, вводить, подключать, подсоединять, внушать, вселять, вливать, завлекать, втягивать, вносить.

Б) Замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени.

Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами.

Ученик, возвраща..щий книгу; строители, восстанавлива..щие здание; люди, возрожда..щие город; собеседники, возобновля..щие разговор; вода, враща..щая турбины; хирург, опериру..щий больного; разведчик, выполня..щий задание.

Работа по учебнику

Самостоятельная работа

Упр.103 (взаимопроверка)

Упр.106 (объяснение по «цепочке»)

Рефлексия.

Оценивание

6.Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Как образуются страдательные причастия настоящего времени?

- От чего зависит выбор гласной в суффиксе страдательных причастий настоящего времени?

Д/з:Упр.105










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Страдательные причастия настоящего времени".

Автор: Соколова Ольга Николаевна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_pravopisaniie_suffiksov_stradatiel_nykh_prichastii_nastoias"
    ["file_id"] => string(6) "371518"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482178660"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка в 7 классе " Образование страдательных причастий" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-obrazovaniie-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "108331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403676383"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Конспект урока  по  русскому  языку " Страдательные и действительные причастия" реализация ключевых  идей  модуля  новые  подходы  в преподавании и обучении "
    ["seo_title"] => string(168) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-stradatiel-nyie-i-dieistvitiel-nyie-prichastiia-riealizatsiia-kliuchievykh-idiei-modulia-novyie-podkhody-v-priepodavanii-i-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "242690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445521452"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_prichastie_povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_material"
    ["file_id"] => string(6) "553656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592551028"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Конспект урока 7 класс " Страдательные и действительные причастия" реализация ключевых  идей  модуля  новые  подходы  в  обучении в преподавании "
    ["seo_title"] => string(157) "konspiekt-uroka-7-klass-stradatiel-nyie-i-dieistvitiel-nyie-prichastiia-riealizatsiia-kliuchievykh-idiei-modulia-novyie-podkhody-v-obuchienii-v-priepodavanii"
    ["file_id"] => string(6) "242679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445520217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства