kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Страдательные причастия настоящего времени".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение образования страдательных причастий настоящего времени,

формирование навыка написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

2.развивающие- развитие речи учащихся, способностей сравнивать и анализировать языковые явления

3.воспитательные- воспитывать любовь к изучению предмета.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Страдательные причастия настоящего времени". »

Тема:Страдательные причастия настоящего времени

Цели: 1. Образовательные – изучение образования страдательных причастий настоящего времени, формирование навыка написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

2.развивающие- развитие речи учащихся, способностей сравнивать и анализировать языковые явления

3.воспитательные- воспитывать любовь к изучению предмета.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте , ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и ваши знания.

2.Сообщение темы и цели урока .

-Отгадайте загадку:

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

Глагол по значению напоминаю.

-Что это за часть речи?

-На уроке мы с вами познакомимся с новой темой «Страдательные причастия настоящего времени». Изучим образование страдательных причастий настоящего времени, сформируем навык написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. (1-2 слайд)



3.Подготовка к восприятию нового материала

Синтаксическая минутка (запись предложения и его разбор)

Раз этот год объявлен Годом Литературы, то хочется вспомнить известного писателя Льва Николаевича Толстого, которому в этом году 9 сентября исполнилось 187 лет со дня рождения. Запишем предложение из его произведения «Отрочество».

Косой дождь , гонимый сильным ветром, лил как из ведра.(Л.Н.Толстой)

(глагол-исключение гнать (2 спр.) образовано страдательное причастие настоящего времени с суффиксом –им).

(Объяснение ученика у доски)

Фронтальный опрос

1. Что такое причастие?

2. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

3. Какие глагольные признаки есть у причастия?

4. Какие признаки прилагательного есть у причастия?

5. На какие две группы делятся причастия?

6. В чём заключается разница между действительными и страдательными

причастиями?

Давайте посмотрим, как теоретические знания вы применяете на практике. Игра «Четвёртый лишний». Из ряда представленных слов нужно найти одно лишнее и исключить его по какому-либо признаку.
Игра «Четвёртый лишний»

1) Горящий, колеблющий, горячий, бегущий.

2) Объясняющий, решаемый, потухающий, ревущий.

- Как образуются действительные причастия настоящего времени?

- От чего зависит написание гласных в суффиксах?

- Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Их спряжение)
- Вспомним спряжения глаголов. Какие глаголы мы относим к глаголам

II спряжения?

Все на ить и глаголы-исключения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Слышать, дышать и ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.

I спряжения?

б) Выборочный диктант.

Учащиеся называют глаголы, объясняя окончания.

В бездонную бочку воды не наносишь. Кашу маслом не испортишь. Потерянного времени не воротишь. Без правды и шагу не ступишь. Что посеешь, то и пожнёшь. (Пословицы)

в) Вопросы:

- В написании суффиксов каких причастий нужно знать спряжение глаголов, от которых они образованы? (Действительных настоящего времени)

- Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени. (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).

Работа по группам:

Два ученика у доски по одному от каждого варианта. I вар.- причастия, образованные от глагола I спряжения; II вар. – причастия, образованные от глагола II спряжения.

Хвалящийся успехами, борющиеся с волнами рыбаки, строящийся стадион, пенящийся поток, дышащий зноем ветер, тающий снег, шепчущийся камыш, сеющий дождь, стелящийся туман.

( от I спр.- борющиеся  с волнами  рыбаки, 

 от II спр. –  хвалящийся  успехами,

тающий снег,
шепчущийся камыш,
сеющий дождь
стелющийся туман)

строящийся стадион,
пенящийся поток,
дышащий зноем

Физминутка

 А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.



4) Объяснение нового материала

А)Перед учащимися ставятся вопросы:

- Какие морфологические признаки объединяют глаголы, от которых можно образовать страдательные причастия настоящего времени?

- При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?

Б) Совместное составление формулы образования страдательных причастий настоящего времени:



Изучать + - ем- = изучаемый



Видеть + -им- = видимый

В) Сравним образование причастий «видимый» и «изучаемый». От чего зависит выбор суффикса?

Составление схемы:



! Многие глаголы не образуют страдательных причастий настоящего времени, например жать, есть кричать, крыть, бить , петь , жевать.



5.Закрепление изученного материала

А) От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте суффиксы причастий, спряжение глагола, от которого образовано причастие. Составьте словосочетания с каждым получившимся причастием.

Слышать, включать, вводить, подключать, подсоединять, внушать, вселять, вливать, завлекать, втягивать, вносить.

Б) Замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени.

Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами.

Ученик, возвраща..щий книгу; строители, восстанавлива..щие здание; люди, возрожда..щие город; собеседники, возобновля..щие разговор; вода, враща..щая турбины; хирург, опериру..щий больного; разведчик, выполня..щий задание.

Работа по учебнику

Самостоятельная работа

Упр.103 (взаимопроверка)

Упр.106 (объяснение по «цепочке»)

Рефлексия.

Оценивание

6.Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Как образуются страдательные причастия настоящего времени?

- От чего зависит выбор гласной в суффиксе страдательных причастий настоящего времени?

Д/з:Упр.105










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Страдательные причастия настоящего времени".

Автор: Соколова Ольга Николаевна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_pravopisaniie_suffiksov_stradatiel_nykh_prichastii_nastoias"
    ["file_id"] => string(6) "371518"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482178660"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка в 7 классе " Образование страдательных причастий" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-obrazovaniie-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "108331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403676383"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Конспект урока  по  русскому  языку " Страдательные и действительные причастия" реализация ключевых  идей  модуля  новые  подходы  в преподавании и обучении "
    ["seo_title"] => string(168) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-stradatiel-nyie-i-dieistvitiel-nyie-prichastiia-riealizatsiia-kliuchievykh-idiei-modulia-novyie-podkhody-v-priepodavanii-i-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "242690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445521452"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_prichastie_povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_material"
    ["file_id"] => string(6) "553656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592551028"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Конспект урока 7 класс " Страдательные и действительные причастия" реализация ключевых  идей  модуля  новые  подходы  в  обучении в преподавании "
    ["seo_title"] => string(157) "konspiekt-uroka-7-klass-stradatiel-nyie-i-dieistvitiel-nyie-prichastiia-riealizatsiia-kliuchievykh-idiei-modulia-novyie-podkhody-v-obuchienii-v-priepodavanii"
    ["file_id"] => string(6) "242679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445520217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства