Конспект урока по русскому языку "Средства художественной выразительности"
Конспект урока по русскому языку "Средства художественной выразительности"
данный урок рассчитан на учащихся 10 класса. цель: повторить и закрепить знания по теме, формировать ключевые компетенции, формировать умения и навыки поиска информации
Цели:
Образовательная:
повторить и закрепить знания о средствах художественной выразительности и их особенностях;
формировать умения и навыки поиска информации, ее отбора и организации, оценки собственной деятельности и деятельности «сотрудников» в своей и других группах.
Развивающая:
развивать у учащихся речевую и мыслительную активность;
развить навыки дифференциации и употребления средств художественной выразительности в речи.
развивать умение отбирать и анализировать информацию;
развивать образное мышление и культуру общения;
развивать творческие способности учащихся;
развивать мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы.
Воспитательная:
прививать интерес, потребность в изучении и употреблении средств художественной выразительности в устной и письменной речи как источника богатства русского языка.
воспитывать чувство ответственности за порученное дело, уважение друг к другу во время совместной работы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формировать умения и навыки поиска информации, ее отбора и организации, оценки собственной деятельности и деятельности «сотрудников» в своей и других группах.
Развивающая:
развивать у учащихся речевую и мыслительную активность;
развить навыки дифференциации и употребления средств художественной выразительности в речи.
развивать умение отбирать и анализировать информацию;
развивать образное мышление и культуру общения;
развивать творческие способности учащихся;
развивать мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы.
Воспитательная:
прививать интерес, потребность в изучении и употреблении средств художественной выразительности в устной и письменной речи как источника богатства русского языка.
воспитывать чувство ответственности за порученное дело, уважение друг к другу во время совместной работы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
I. Мобилизирующее начало
1.1 Приветствие
1.2 Психологический настрой (ребята выражают свое настроение, используя смайлы)
1.3 Разделение класса на группы
1.4 Целеполагание (озвучивание целей урока; запись в тетрадях темы урока)
1.5 Озвучивание проблемного вопроса, на который нужно будет ответить в конце урока: какую рольиграют средства художественной выразительности, использующиеся в твоей речи?
II. Проверка Д.З. Учащимся каждой группы предлагается в течение 5 минут вспомнить теоретический материал по теме урока «Средства художественной выразительности:метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, градация, антитеза, оксюморон, ирония, каламбур», который они повторяли дома, при этом каждой из групп предлагается сделать краткую опорную схему по трем терминам (распределяет учитель). После обсуждения и составления постера внутри группы – небольшие выступления от каждой группы.
III. Практическая работа
Инструкция перед работой: Каждой группе предлагаются задания. На выполнение дается определенное количество времени. После того, как упражнения будут выполнены, внутри группы осуществляется самооценка (каждый ученик оценивает свою работу). Далее ученики в группах обмениваются своими выполненными работами для взаимопроверки. Результаты фиксируются в оценочном листе.
Задание № 1 Прочитайте стихотворение. Определите его основную мысль. Найдите метафоры, эпитеты. С какой целью они использованы О. Сулейменовым?
Любая влага, влитая в кувшин, спешит принять его литую форму, а слово, проникая в глушь души, ей сообщает собственную форму. Тьму искажает образами НОЧЬ, в КОНЯХ отстали борзые комони... Всегда, повсюду — горлом превозмочь границы ужасающих гармоний. Так, в мир входя, мы изменяем мир, он — оболочка, мы — его основа, мой мир, рябясь, морщинясь, как эфир, приобретает очертанье СЛОВА. Искрится дым — сгорел последний том... Но вечен знак над лёгким пеплом букв, над кошмами, над каменной плитой изогнутый лекалом мысли ЗВУК.
(О. Сулейменов)
Задание №2 Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте антитезу. Чем она создается (антонимы, синтаксический параллелизм, союзы, интонация)? Определите роль антитезы.
1) Иной бесцветен в первом ряду, но во втором блистает (Вольт.). 2) Кто в радости ликует время мчится в тоске же час один как десять длится (Шекспир). 3) Лучше умирать стоя чем жить на коленях (Инб.). Длинный язык признак короткого ума (Лих.). Не говори с тоской: их нет но с благодарностью: были (Ж.) 4) Избави меня, боже, от друзей а с врагами я сам справлюсь (Вольт.). 5) Судьба – проказница шалунья, определила так сама: всем глупым счастье от безумья, всем умным горе от ума (Гр.).
Задание № 3 Прочитайте каламбур. С какой целью в нем употреблены омонимы? Как вы думаете, для чего создаются каламбуры? Попробуйте составить свой каламбур.
Вы, щенки! За мной ступайте: будет вам по калачу, да смотрите ж, не болтайте, а не то поколочу! (Пушкин А.С.)
После групповой работы и заполнения оценочных листов подводятся итоги по шкале оценивания.
Укажите верные варианты ответов на вопрос: «Какие средства выразительности используются в указанном предложении?» 1. Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе, даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и замечательного. а) перифраз
б) каламбур в) эпитет г) сравнение 2. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой. а) фразеологизм, каламбур б) диалектизм, многосоюзие в) оксюморон, антонимы г) сравнение, метафора 3. Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. а) антитеза б) литота в) градация г) метафора 4. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. а) каламбур б) синекдоха в) гипербола г) градация 5. Мы уже привыкаем к парадоксам, каждый из которых должен бы ужасать: чтобы сохранить мир – накапливать оружие, способное десятки раз уничтожить планету; чтобы казаться сильным – отнимать действительную силу, заражая воздух, воду и землю и получая продукты питания, напичканные ядом; чтобы стать богатым – продавать богатства; чтобы очиститься от скверны – плевать в прошлое. а) контекстные антонимы, синтаксический параллелизм б) однородные члены предложения, эпитеты в) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, анафора г) фразеологизм, сравнительный оборот.