Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к деятельности | Учите русский годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И та награда в нем самом! - Как нужно учить русский язык? - Какая нас ждёт награда? - Итак, начинаем. | Дети вступают в беседу с учителем |
Языковая разминка. Актуализация знаний Индивидуальная работа Фронтальная работа | Вначале урока поведём языковую разминку, вспомним изученный материал Задание классу. Зрительный диктант : Гибкие стволы над зимними дорогами согнулись кружевными арками. Проверим работу 1 и 2 ученика у доски | Работа на доске 1уч. – морфологический разбор слова (над) дорогами 2уч. – изменить по падежам слово ствол Дети записывают предложение, обозначают орфорграммы, выполняют синтаксический разбор предложения, определяют падеж сущ. - Самоанализ работы по уровням знаний (технология оценивания) |
Введение в раздел. | Прочитайте название раздела (на доске) Склонение имён существительных Значение какого слова вам не совсем понятно? Подберите однокоренные слова | Дети читают, анализируют значение слова. Подбирают однокоренные слова (поклон, склониться) |
Постановка задачи. | Поставьте перед собой задачу на урок. | -Узнать, что такое склонение. - Научиться склонять им. сущ. |
Постановка учебной проблемы | - Прочитайте предложение. Старая женщина волновалась о подруг_ и дочер_ . - Найти однородные члены в этом предложении, определите их род, падеж. - Что можно сказать об окончаниях? - Какие они? (предположения детей) - Прочитайте предложения без пропусков. Что заметили? Старая женщина волновалась о подруге и дочери. - Какие вопросы возникают? | Определяют род, падеж. Делают вывод. -Возможно, они одинаковые. Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании? |
Решение проблемы. Работа в парах | Наблюдение. Вспомним, какие окончания у сущ. м.р., ж.р., ср..р. Напишем их. Вывод. У имён сущ. женского и мужского рода одинаковые окончания в начальной форме. Исследовательская деятельность Вывод. В одинаковых падежах а-я, ы-и, у-ю, ой-ей – это варианты одного и того же окончания. Вывод. Сущ. м.р.и.ж.р., у которых в начальной форме окончания –а, -я имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. Вывод.Сущ. м.р. без окончания и ср.р. с окончанием –о(е)имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. Вывод.Сущ. ж.р. с нулевым окончанием и с Ь на конце выводятся в отдельную группу. Сделаем общий вывод | М.р. _ , а, я Ж.р. - _, а, я Ср.р. – о, е Карточка № 1 Изменить по падежам слова «страна, земля» Карточка № 2 Изменить по падежам слова «Слава, дядя» Карточка № 3 Изменить по падежам слова «огонь, поле» Карточка № 4 Изменить по падежам слова «печь, степь» Вывод. В русском языке 3 группы имён сущ., у которых однотипные окончания в одинаковых падежах. |
Первичное закрепление. Работа с учебником | - Какие сущ. относятся к 1 группе? Ко 2 группе? К 3 группе? - Как называются эти группы ,вы узнаете, когда прочитаете определение на стр. 123-124 - Вопросы на осознание прочитанного. -Что называется склонением имён сущ? -Сколько склонений в русском языке? -Какие сущ относятся к 1скл.? Ко 2 скл.? К 3 скл.? -Что нужно сделать, чтобы определить склонение сущ? | - Самостоятельная работа с учебником. Дети отвечают на вопросы, обращаясь к учебнику. |
Составление схемы –опоры Устный диктант Проблема | Заполним табличку-опору, она поможет нам при работе. Работаем с карточкой – опорой. Я называю слова, а вы попробуйте определить склонение. Снегопад, метель, вьюга, в лесу Как определить склонение, если сущ. стоит не в Н.ф.(в лесу)? | Дети совместно с учителем заполняют таблицу Дети определяют склонение, показывают нужный фрагмент карточки Высказывают предположения. В ходе беседы создают алгоритм Сущ.___ Н.ф.___ род___ окончание___ склонение |
Возвращаемся к нашему предложению начала урока. Почему разные окончания? | Дети доказывают написание окончаний. |
Развитие умений. | Может ли имя сущ. 2 скл. перейти в 1 или 2 скл.? Склонение – это постоянный или непостоянный признак? Упр.159 На доске – образец. Дальше – самостоятельно. | Дети делают вывод Дополняют запись в слово «над дорогами» Выполняют упражнение У доски 2 ученика. Взаимопроверка |
| Мини – тест. Записать по рядам. 1 ряд : ванна, группа, ссора 2 ряд: грамм, искусство, кроссворд 3ряд: помощь, боль, повесть. | Проверка работы. Самооценка |
Итог урока. | Какую задачу мы поставили перед собой и удалось ли нам ее правильно решить? | Мы узнали, что имена существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Учились определять склонение имен существительных по роду и окончанию существительных. Задачу решили правильно, так как научились определять склонение имен существительных по роду и окончанию. |
Домашнее задание | Учитель предлагает карточки с заданием двух уровней. | |
Рефлексия | Слайд | |