kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" с презентацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с презентацией и приложением соответствует  требованиям ФГОС. Способствует формированию УУД учащихся 4 класса: формулировать цель деятельности на уроке, высказывать своё предположение,делать выводы в результате совместной работы, работать в паре. В приложении даны заготовки карточек для работы в паре.Урок построен по ОС "Школа 2100".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 4 классе»

Открытый урок по русскому языку в 4 классе



Тема. Что такое склонение? Три склонения имён существительных.

Цель. Познакомить учащихся с приемами деления имен существительных на три группы – склонения. Формировать умения определять склонение имен существительных по грамматическим признакам.

Формирование УУД

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные УУД: работать в паре

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.

Форма работы: фронтальная, в парах, дифференцированная.

Оборудование: таблицы, карточки, презентация















































Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда, 
И та награда в нем самом!

- Как нужно учить русский язык?

- Какая нас ждёт награда?

- Итак, начинаем.



Дети вступают в беседу с учителем

Языковая разминка. Актуализация знаний


Индивидуальная работа




Фронтальная работа

Вначале урока поведём языковую разминку, вспомним изученный материал




Задание классу. Зрительный диктант : Гибкие стволы над зимними дорогами согнулись кружевными арками.





Проверим работу 1 и 2 ученика у доски

Работа на доске

1уч. – морфологический разбор слова

(над) дорогами

2уч. – изменить по падежам слово ствол


Дети записывают предложение, обозначают орфорграммы, выполняют синтаксический разбор предложения, определяют падеж сущ.

- Самоанализ работы по уровням знаний (технология оценивания)

Введение в раздел.


Прочитайте название раздела (на доске) Склонение имён существительных

Значение какого слова вам не совсем понятно? Подберите однокоренные слова


Дети читают, анализируют значение слова. Подбирают однокоренные слова (поклон, склониться)

Постановка задачи.


Поставьте перед собой задачу на урок.

-Узнать, что такое склонение.

- Научиться склонять им. сущ.

Постановка учебной проблемы


- Прочитайте предложение. Старая женщина волновалась о подруг_ и дочер_ .

- Найти однородные члены в этом предложении, определите их род, падеж.

- Что можно сказать об окончаниях?

- Какие они? (предположения детей)

- Прочитайте предложения без пропусков. Что заметили?

Старая женщина волновалась о подруге и дочери.

- Какие вопросы возникают?







Определяют род, падеж. Делают вывод.



-Возможно, они одинаковые.





Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?

Решение проблемы.









Работа в парах


Наблюдение.

Вспомним, какие окончания у сущ. м.р., ж.р., ср..р. Напишем их.

Вывод. У имён сущ. женского и мужского рода одинаковые окончания в начальной форме.


Исследовательская деятельность

Вывод. В одинаковых падежах а-я, ы-и, у-ю, ой-ей – это варианты одного и того же окончания.


Вывод. Сущ. м.р.и.ж.р., у которых в начальной форме окончания –а, -я имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.


Вывод.Сущ. м.р. без окончания и ср.р. с окончанием –о(е)имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.


Вывод.Сущ. ж.р. с нулевым окончанием и с Ь на конце выводятся в отдельную группу.


Сделаем общий вывод



М.р. _ , а, я

Ж.р. - _, а, я

Ср.р. – о, е








Карточка № 1

Изменить по падежам слова «страна, земля»



Карточка № 2

Изменить по падежам слова «Слава, дядя»




Карточка № 3

Изменить по падежам слова «огонь, поле»




Карточка № 4

Изменить по падежам слова «печь, степь»



Вывод. В русском языке 3 группы имён сущ., у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.

Первичное закрепление.

Работа с учебником

- Какие сущ. относятся к 1 группе? Ко 2 группе? К 3 группе?

- Как называются эти группы ,вы узнаете, когда прочитаете определение на стр. 123-124

- Вопросы на осознание прочитанного.

-Что называется склонением имён сущ?

-Сколько склонений в русском языке?

-Какие сущ относятся к 1скл.? Ко 2 скл.? К 3 скл.?

-Что нужно сделать, чтобы определить склонение сущ?




- Самостоятельная работа с учебником.




Дети отвечают на вопросы, обращаясь к учебнику.

Составление схемы –опоры


Устный диктант



Проблема

Заполним табличку-опору, она поможет нам при работе.


Работаем с карточкой – опорой. Я называю слова, а вы попробуйте определить склонение.

Снегопад, метель, вьюга, в лесу


Как определить склонение, если сущ. стоит не в Н.ф.(в лесу)?

Дети совместно с учителем заполняют таблицу


Дети определяют склонение, показывают нужный фрагмент карточки



Высказывают предположения.


В ходе беседы создают алгоритм

Сущ.___

Н.ф.___

род___

окончание___

склонение

Возвращаемся к нашему предложению начала урока. Почему разные окончания?


Дети доказывают написание окончаний.

Развитие умений.


Может ли имя сущ. 2 скл. перейти в 1 или 2 скл.? Склонение – это постоянный или непостоянный признак?

Упр.159 На доске – образец. Дальше – самостоятельно.




Дети делают вывод

Дополняют запись в слово «над дорогами»

Выполняют упражнение

У доски 2 ученика.

Взаимопроверка


Мини – тест. Записать по рядам.

1 ряд : ванна, группа, ссора

2 ряд: грамм, искусство, кроссворд

3ряд: помощь, боль, повесть.

Проверка работы. Самооценка

Итог урока.

Какую задачу мы поставили перед собой и удалось ли нам ее правильно решить?

Мы узнали, что имена существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Учились определять склонение имен существительных по роду и окончанию существительных. Задачу решили правильно, так как научились определять склонение имен существительных по роду и окончанию.


Домашнее задание

Учитель предлагает карточки с заданием двух уровней.


Рефлексия

Слайд














































Просмотр содержимого документа
«приложение»

№1 страна _________

земля_________


№2 Слава_____

дядя______

№3 огонь______

поле________

№4 печь______

степь______

И.п. что? Стран_ земл_


Р.п. чего? Стран__ земл_


Д.п. чему? Стран_ земл_


В.п. что? Стран___ земл_


Т.п. чем? Стран_ земл_


П.п. о чём? Стран_ земл__

И.п. кто? что? Слав_ дяд__


Р.п. кого? чего? Слав_ дяд_


Д.п. кому? чему? Слав__ дяд__

В.п. кого? что? Слав_ дяд__


Т.п. кем? чем? Слав_ дяд__


П.п. о ком? о чём? Слав___

дяд__

И.п. что? Огонь пол___


Р.п. чего? Огн__ пол___


Д.п. чему? Огн__ пол___


В.п. что? Огонь пол___


Т.п. чем? Огн__ пол___


П.п. о чём? Огн__ пол___

И.п. что? Печь степь


Р.п. чего? Печ___ степ__


Д.п. чему? Печ___ степ__


В.п. что? Печь степь


Т.п. чем? Печ___ степ__


П.п. о чём? Печ___ степ__


Приложение №2

Запомни!

1 склонение

_______________________


________________________


_______________________


2 склонение

_______________________


________________________


_______________________



3 склонение

_______________________


________________________


_______________________








Просмотр содержимого презентации
«Склонение имён существительных»

Склонение имён существительных Выполнила Ирина Николаевна Першина  учитель начальных классов

Склонение имён существительных

Выполнила Ирина Николаевна Першина

учитель начальных классов

Проблема

Проблема

  • Почему в одном и том же падеже разные окончания?
  • От чего зависит правописание гласной в окончании?
страна – ж.р. земля – ж.р.

страна – ж.р. земля – ж.р.

  • И.п. что? стран а земл я
  • Р.п. чего? стран ы земл и
  • Д.п. чему? стран е земл е
  • В.п. что? стран у земл ю
  • Т.п. чем? стран ой земл ёй
  • П.п. о чём? о стран е о земл е
Слава – м.р. дядя – м.р.

Слава – м.р. дядя – м.р.

  • И.п. кто? Слав а дяд я
  • Р.п. кого? Слав ы дяд и
  • Д.п. кому? Слав е дяд е
  • В.п. кого? Слав у дяд ю
  • Т.п. кем? Слав ой дяд ей
  • П.п. о ком? о Слав е о дяд е
группы 1 группа М.р., ж.р. (-а, -я) И.п. – а,- я Р.п. – ы, -и Д.п. – е В.п. – у, -ю Т.п. - ой – ей П.п. – е

группы

1 группа

М.р., ж.р.

(-а, -я)

И.п. – а,- я

Р.п. – ы, -и

Д.п. – е

В.п. – у, -ю

Т.п. - ой – ей

П.п. – е

огонь – м.р. поле – ср.р.

огонь – м.р. поле – ср.р.

  • И.п. что? огонь пол е
  • Р.п. чего? огн я пол я
  • Д.п. чему огн ю пол ю
  • В.п. что? огонь пол е
  • Т.п. чем? огн ём пол ем
  • П.п. очем? об огн е о пол е
группы 1 группа  2 группа М.р., ж.р. М.р. ____ (-а, -я) Ср.р. (-о,-е) И.п. – а,- я И.п. - __, - о (е) Р.п. – ы, -и Д.п. – е Р.п. - я Д.п. – у (ю) В.п. – у, -ю Т.п. - ой – ей В.п. - __, -о (е) Т.п. – ом (ем) П.п. – е П.п. – е

группы

1 группа

2 группа

М.р., ж.р.

М.р. ____

(-а, -я)

Ср.р. (-о,-е)

И.п. – а,- я

И.п. - __, - о (е)

Р.п. – ы, -и

Д.п. – е

Р.п. - я

Д.п. – у (ю)

В.п. – у, -ю

Т.п. - ой – ей

В.п. - __, -о (е)

Т.п. – ом (ем)

П.п. – е

П.п. – е

Печь – ж.р. степь – ж.р.

Печь – ж.р. степь – ж.р.

  • И.п. что? печь степь
  • Р.п. чего? печ и степ и
  • Д.п. чему? печ и степ и
  • В.п. что? печь степь
  • Т.п. чем? печь ю степь ю
  • П.п. о чём? о печ и о степ и
Три группы 1 группа 2 группа М.р., ж.р. М.р. ____ (-а,-я) 3 группа И.п. – а,- я Ж.р.____ь Ср.р. (-о -е) И.п. - __, - о (е) Р.п. – ы, -и  Д.п. – е И.п. - ___ Р.п. - я Д.п. – у (ю) В.п. – у, -ю Р.п. – и Т.п. - ой – ей Д.п. – и В.п. - __, -о (е) Т.п. – ом (ем) П.п. - е В.п. - ___ П.п. - е  Т.п. – ю  П.п. - и

Три группы

1 группа

2 группа

М.р., ж.р.

М.р. ____

(-а,-я)

3 группа

И.п. – а,- я

Ж.р.____ь

Ср.р. (-о -е)

И.п. - __, - о (е)

Р.п. – ы, -и

Д.п. – е

И.п. - ___

Р.п. - я

Д.п. – у (ю)

В.п. – у, -ю

Р.п. – и

Т.п. - ой – ей

Д.п. – и

В.п. - __, -о (е)

Т.п. – ом (ем)

П.п. - е

В.п. - ___

П.п. - е

Т.п. – ю

П.п. - и

Три группы 1 группа М.р., ж.р. 2 группа  - а, - я М.р. - ___ 3 группа Ср.р. – о (е) Ж.р. - ______ь

Три группы

1 группа

М.р., ж.р.

2 группа

- а, - я

М.р. - ___

3 группа

Ср.р. – о (е)

Ж.р. - ______ь

Подумай!

Подумай!

  • Что называется склонением имён существительных ?
  • Сколько склонений в русском языке?
  • Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению?
  • Что нужно сделать, чтобы определить , к какому склонению относится имя существительное?
Три склонения имён существительных 1 склонение  2 склонение  М.р., ж.р. - 3 склонение -а, -я М.р. ___  ср.р. –о (е)  Ж.р. ____ь

Три склонения имён существительных

1 склонение

2 склонение

М.р., ж.р. -

3 склонение

-а, -я

М.р. ___

ср.р. –о (е)

Ж.р. ____ь

Проверь себя

Проверь себя

  • 1 ряд - 1 склонение :
  • ва нн а, гру пп а, сс ора
  • 2 ряд – 2сконение :
  • гра мм , иску сс тво, кро сс ворд
  • 3 ряд – 3 склонение :
  • помощ ь , бол ь , повест ь .
Я узнал Меня удивило Было интересно Я научился Было  трудно Теперь я могу Сегодня на уроке Склоне-ние

Я узнал

Меня удивило

Было интересно

Я научился

Было трудно

Теперь я могу

Сегодня на уроке

Склоне-ние


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" с презентацией

Автор: Першина Ирина Николаевна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 130884

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока русского языка для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "132619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416382922"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока русского языка  4 класс "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "128492"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415527609"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка, презентация, самоанализ   урока по теме "Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-samoanaliz-uroka-po-tiemie-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151549"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420721659"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства