Конспект урока русского языка по теме"Несклоняемые имена существительные"
Конспект урока русского языка по теме"Несклоняемые имена существительные"
Тема: «Несклоняемые имена существительные».
Цель: Формировать представления у школьников о несклоняемых именах существительных, учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи.
Задачи:
1.Учить школьников работать с толковым словарём.
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление; формировать информационные компетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями, справочниками);
3. Воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.
1.Организационный момент. Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь
2.Минутка чистописания.
Учитель:
Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.(Слайд 2)
- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?
Дети: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.
Учитель: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». (Слайд 3)
- Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа. А с какой буквы начинается слово «доброта»?
Учитель показывает каллиграфическое написание букв Д д с соединением (учащиеся прописывают у себя в тетради). (Слайд 4)
Учитель: А какие пословицы о доброте вы знаете?
1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.
2. Доброе слово и кошке приятно.
3. Мир не без добрых людей.
4. Нет худа без добра.
5. Доброе слово лечит, злое калечит.
6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
7. Путём зла не доходят до добра.
У.: А как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся).
У.: Запишите пословицу к себе в тетрадь. (Слайд 5)
3.Словарная работа.
1)Не живая - а идёт, неподвижна- а ведёт.
2)Назовите синоним слова дорога.
3)Верхняя одежда , обычно ниже колен.(Слайд 6-8)
4.Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.
1)Вычеркни буквы А, Ч и прочитай слово.(Слайд 9)
ИМАЯСАУЧЩЕАСТЧЧВАИТЕЛАЧЬАНОЕ
-Какое слово получилось?
-Что называется именем существительным?
-Какие грамматические признаки имени существительного знаете?
-Что такое склонение имён сущестивительных?
-Что называется окончанием?
-Как вы думаете, всё ли мы знаем об имени существительном? Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи.
4. Работа над новым материалом. (Слайд 10)
1) Постановка проблемы. Записать словосочетание и определить падеж. Найти « лишнее».
Думает о подарке, доволен метро, жил в избушке, вспоминает о друге.
Опережающее задание . Ученик итает из толкового словаря значение слова метро.
- Какие вопросы соответствуют каждому падежу? (Дети называют.)
(Слайд 11-12)
-Что вы заметили у слова метро?
-Как можно назвать это слово?
4.Работа по учебнику.
1)Знакомство с правилом страница 84.(Слайд 13)
2)Работа по упражнению страница 85 ,упражнение 219. Дети работают по вариантам. После выполнения взаимопроверка.(Слайд 14-15)
3. Игра «Самые, самые.»(Слайд 16-19)
1.Самая разрушительная волна? (Цунами)
2.Самая маленькая птичка на Земле? (Колибри)
3.Самое крупное австролийское животное? (Кенгуру)
4.Самые непроходимые в мире леса? ( Джунгли)
5. Закрепление нового материала.
1. Работа по учебнику. Редактирование текста.(Слайд 20-22)
Страница 85, упражнение 221.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Учитель.: А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?
Дети.: Очень смешное стихотворение, потому что так говорить нельзя.
Учитель: Совершенно верно. Слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Это заимствованные слова из других языков. Они не хотят подчиняться законам русского языка и поэтому называются несклоняемыми. Конечные гласные таких слов не окончания, а гласные корня. Обратите внимание! Некоторые из них похожи на существительные среднего рода, у которых –о и –е – окончания. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например, слово решето склоняется, а слово пальто – нет. Итак, какой вывод мы можем сделать? Прочитайте, пожалуйста.
Дети:
Чтобы грамотными стать и писать отлично,(Слайд 23)
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро, и ни метро.
Ни кафе, и ни шоссе и , конечно, шимпанзе.
У.: Очень хорошее стихотворение – с его помощью можно запомнить много несклоняемых существительных, а ещё больше их в словаре.
кушанье из мелких тушёных кусочков мяса, рыбы или овощей
Рагу
декоративная ваза для цветочного горшка
Кашпо
оконные шторы из множества пластинок на шнурах
Трюмо
узкий шейный шарф, надеваемый под пальто
манто
работник консульства
кашне
выдающийся музыкант или композитор
жалюзи
меховое широкое женское пальто
атташе
шторы, состоящие из жёстких пластин (пластика, дерева...)
маэстро
узкий мужской тонкий шарф, одеваемый под пальто или костюм
4. Запись неизменяемых слов. Отгадать по картинке.(Слайд 26-30)
6.Рефлексия.(Слайд31-32)
Учитель: Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями, потому что были добрыми, дружелюбными и внимательными по отношению друг к другу. Я хочу вам подарить эту волшебную шкатулку, а в ней вот такие маленькие солнышки. Возьмите каждый своё солнышко, улыбнитесь ему так, как оно улыбается вам. Будьте добрыми, внимательными, искренними, честными всегда. Пусть солнышко постоянно будет сиять в ваших сердцах, дарите тепло и ласку окружающим, и тогда, станет больше солнца в мире, больше счастливых людей, более радостной станет жизнь.
Дети подходят к шкатулке и берут свои солнышки под песню «Дорога добра».
1. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
2.Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей
3. Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
У.: А так, как у нас на Казахстане не принято отпускать гостей с пустыми руками, дети хотят подарить вам солнышко побольше, в котором каждый из них оставил частичку своего тепла, доброты и улыбки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме"Несклоняемые имена существительные" »
Тема: «Несклоняемые имена существительные».
Цель: Формировать представления у школьников о несклоняемых именах существительных, учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи.
Задачи:
1.Учить школьников работать с толковым словарём.
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление; формировать информационные компетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями, справочниками);
3. Воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.
1.Организационный момент. Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь
2.Минутка чистописания.
Учитель:
Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.(Слайд 2)
- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?
Дети: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.
Учитель: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». (Слайд 3)
- Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа. А с какой буквы начинается слово «доброта»?
Учитель показывает каллиграфическое написание букв Д д с соединением (учащиеся прописывают у себя в тетради). (Слайд 4)
Учитель: А какие пословицы о доброте вы знаете?
1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.
2. Доброе слово и кошке приятно.
3. Мир не без добрых людей.
4. Нет худа без добра.
5. Доброе слово лечит, злое калечит.
6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
7. Путём зла не доходят до добра.
У.: А как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся).
У.: Запишите пословицу к себе в тетрадь. (Слайд 5)
3.Словарная работа.
1)Не живая - а идёт, неподвижна- а ведёт.
2)Назовите синоним слова дорога.
3)Верхняя одежда , обычно ниже колен.(Слайд 6-8)
4.Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.
1)Вычеркни буквы А, Ч и прочитай слово.(Слайд 9)
ИМАЯСАУЧЩЕАСТЧЧВАИТЕЛАЧЬАНОЕ
-Какое слово получилось?
-Что называется именем существительным?
-Какие грамматические признаки имени существительного знаете?
-Что такое склонение имён сущестивительных?
-Что называется окончанием?
-Как вы думаете, всё ли мы знаем об имени существительном? Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи.
4. Работа над новым материалом. (Слайд 10)
1) Постановка проблемы. Записать словосочетание и определить падеж. Найти « лишнее».
Думает о подарке, доволен метро, жил в избушке, вспоминает о друге.
Опережающее задание . Ученик итает из толкового словаря значение слова метро.
- Какие вопросы соответствуют каждому падежу? (Дети называют.)
(Слайд 11-12)
-Что вы заметили у слова метро?
-Как можно назвать это слово?
4.Работа по учебнику.
1)Знакомство с правилом страница 84.(Слайд 13)
2)Работа по упражнению страница 85 ,упражнение 219. Дети работают по вариантам. После выполнения взаимопроверка.(Слайд 14-15)
3. Игра «Самые, самые.»(Слайд 16-19)
1.Самая разрушительная волна? (Цунами)
2.Самая маленькая птичка на Земле? (Колибри)
3.Самое крупное австролийское животное? (Кенгуру)
4.Самые непроходимые в мире леса? ( Джунгли)
5. Закрепление нового материала.
1. Работа по учебнику. Редактирование текста.(Слайд 20-22)
Страница 85, упражнение 221.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Учитель.: А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?
Дети.: Очень смешное стихотворение, потому что так говорить нельзя.
Учитель: Совершенно верно. Слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Это заимствованные слова из других языков. Они не хотят подчиняться законам русского языка и поэтому называются несклоняемыми. Конечные гласные таких слов не окончания, а гласные корня. Обратите внимание! Некоторые из них похожи на существительные среднего рода, у которых –о и –е – окончания. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например, слово решето склоняется, а слово пальто – нет. Итак, какой вывод мы можем сделать? Прочитайте, пожалуйста.
Дети:
Чтобы грамотными стать и писать отлично,(Слайд 23)
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро, и ни метро.
Ни кафе, и ни шоссе и , конечно, шимпанзе.
У.: Очень хорошее стихотворение – с его помощью можно запомнить много несклоняемых существительных, а ещё больше их в словаре.
кушанье из мелких тушёных кусочков мяса, рыбы или овощей
Рагу
декоративная ваза для цветочного горшка
Кашпо
оконные шторы из множества пластинок на шнурах
Трюмо
узкий шейный шарф, надеваемый под пальто
манто
работник консульства
кашне
выдающийся музыкант или композитор
жалюзи
меховое широкое женское пальто
атташе
шторы, состоящие из жёстких пластин (пластика, дерева...)
маэстро
узкий мужской тонкий шарф, одеваемый под пальто или костюм
4. Запись неизменяемых слов. Отгадать по картинке.(Слайд 26-30)
6.Рефлексия.(Слайд31-32)
Учитель: Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями, потому что были добрыми, дружелюбными и внимательными по отношению друг к другу. Я хочу вам подарить эту волшебную шкатулку, а в ней вот такие маленькие солнышки. Возьмите каждый своё солнышко, улыбнитесь ему так, как оно улыбается вам. Будьте добрыми, внимательными, искренними, честными всегда. Пусть солнышко постоянно будет сиять в ваших сердцах, дарите тепло и ласку окружающим, и тогда, станет больше солнца в мире, больше счастливых людей, более радостной станет жизнь.
Дети подходят к шкатулке и берут свои солнышки под песню «Дорога добра».
1. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
2.Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей
3. Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
У.: А так, как у нас на Казахстане не принято отпускать гостей с пустыми руками, дети хотят подарить вам солнышко побольше, в котором каждый из них оставил частичку своего тепла, доброты и улыбки.