kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему:" Имя числительное как часть речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. 4 класс.                       

Тема урока: "Имя числительное".

Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.

Задачи:  

-  знакомить с новой частью речи — именем числительным; 

- формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным;

- наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

- развивать речь учащихся;

- способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, товарищества.

Тип урока: изучение нового учебного материала. 

Оборудование урока:учебник, карточки, ребусы, мяч.

Ход урока.

I.  Орг.  момент.

- Дружно встали, подтянулись,

   И друг другу улыбнулись,

   Посмотрели на меня.

   Работать готовы?

- Да.

II. Основная часть.

-Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

1. Минутка чистописания.

- Прочитайте пословицы. Объясните их значение. Спишите.

 Семь раз отмерь – один раз отрежь

 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 Одна голова хорошо, а две лучше.

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи, которая часто употребляется в нашей речи. Давайте повторим, какие части речи мы уже знаем.

Работа в группах по карточкам:

– Запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимение, наречия.

Считать, ты, девять, карандаш, деревянный, он, быстрый, второй, пенал,  умножать, шесть, умный, парта, вычитать, вы.

На работу отводится 3-4 минуты. После чего представители от каждой группы зачитывают свои варианты ответов, сравнивают их, объясняют свой выбор.

-Проверим каждый столбик. Докажите, что слова, выписанные в один столбик относятся к данной части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают). 

   Сущ.              Прил.             Глагол       Мест.               

карандаш      деревянный      считать       ты                 

пенал            быстрый           умножить      он                   

парта             умный              вычитать      вы                   

– Какие слова не выписали? Почему?

- Девять, шесть, второй.Они не относятся к изученным частям речи.

– Какой вопрос возник у вас?

- К какой части речи относятся данные  слова?

3. Сообщение темы урока и постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.

 -Давайте проведем исследование и откроем еще одну тайну русского языка. Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи, значит, они чем-то существенно отличаются.

-На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи?    

-На какие вопросы отвечает, что обозначает.

 -Задайте вопросы к словам девять, шесть, второй.

-Девять (сколько?), шесть (сколько?), второй (какой?).

 -А что обозначают (называют) эти слова?

-Количество предметов, порядок предметов при счете.

- Давайте попытаемся определить тему нашего сегодняшнего урока и запишем ее в тетрадь.

 - Имя числительное.

 4. Изучение нового материала

-Как называется и что обозначает эта часть речи, вы узнаете, прочитав рубрику «Тайны  языка». На стр. 159

 -Часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? и называет количество предметов или порядок предметов при счете, называется имя числительное.

5.  Знакомство с разрядами числительных.

 -Обратите внимание на записанные числительные. Можно ли их поделить на группы?

-Да.

 -По какому признаку будете делить?

-По вопросам.

 -Какие числительные будут в первой группе?

- Девять, шесть.

 -Во второй группе? 

-Второй.

 -Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько?

- Количество предметов.

 - Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой?

- Порядок предметов при счете.

-Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие порядковыми?

 -Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.

 -Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые.

6.Физминутка.

 Раз – прогнуться, потянуться,

 Два – согнуться, разогнуться,

 Три – в ладоши три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре – руки шире,

 Пять – руками помахать,

 Шесть – на стульчик тихо сесть.

 

 - Какая новая часть речи встретилась в физминутке?

- Имена числительные.

 - Какие это числительные?

- Количественные.

 - Почему? Как определили?

- Отвечают на вопрос сколько?

7. Игра с мячом «Волшебники»

 -Превратите количественные числительные в порядковые числительные.

(Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)

Это интересно!

На Руси не было слова тысяча, а было другое слово – тьма. Осталось оно сейчас только в фразеологизмах. Можете ли вы их вспомнить? (Людей тьма-тьмущая, тьма народу.)

У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Смех смехом, а мир таким образом получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.

Миллиард еще называют биллионом. Би – по-латыни «два».

 8.Работа по учебнику (стр.160).

 Упр. 1.Самостоятельная работа – взаимопроверка.

 - Записать в 2 столбика количественные и порядковые числительные.(2 ученика у доски)

Первый, шесть, пять, третий, восьмая, одиннадцать, десятая, восьмое, три, семь, девятнадцатое, десять.

 - Что обозначают числительные в I столбике?

-  Количество предметов.

 - Что обозначают числительные во II столбике?

- Порядок предметов при счете.

9. Физминутка для глаз.

 Упр.2 Работа в парах.

 - Прочитайте стихотворение. Выпишите имена числительные, задайте к ним вопрос. Какие это числительные? (- Количественные.Отвечают на вопрос сколько?)

10. Рубрика «Путешествие в прошлое».

- А сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое. А вы знали, что среда получила свое название,  потому что этот день называет середину недели. Воскресенье раньше называли неделя, поэтому день, который шел после недели был назван понедельником. Прочитав статью рубрики, вы узнаете,  откуда взяли свои названия остальные дни недели.

- Почему воскресенье получило такое название?

11. Закрепление нового материала.

- А чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему, проведем мини-тест. Будьте внимательны!  Каждая группа делает отчет.

Мини- тест:

 1) Имена числительные делятся на порядковые и количественные.

 2) Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?.

3)  Порядковые числительные отвечают на вопрос какой?

4) Первый, седьмое, шестой – это  порядковые числительные.

 5) Один, два, три,  шесть – это количественные числительные.

Самопроверка (дети оценивают свою работу).

III.Итог урока. Рефлексия.

- С какой новой частью речи познакомились на уроке?

- С именем числительным.

 - Чему учились на уроке?

- Находить количественные и порядковые числительные.

Сегодня на уроке …

я вспомнил …

я повторил …

мне понравилось …

мне было трудно …

 - Кому на уроке было всё понятно и интересно, покажите весёлого человечка.

Если были затруднения – грустного. Если с работой вы не справлялись, вам было      

   трудно –плачущего.

IV.Комментированное выставление оценок.

V.Задание на дом.

Стр.160 правило наиз., упр.421

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мини тест проверка»

Мини- тест:

1) Имена числительные делятся на порядковые и количественные.

2) Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?.

3) Порядковые числительные отвечают на вопрос какой?

4) Первый, седьмое, шестой – это порядковые числительные.

5) Один, два, три, шесть – это количественные числительные.



Мини- тест:

1) Имена числительные делятся на порядковые и количественные.

2) Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?.

3) Порядковые числительные отвечают на вопрос какой?

4) Первый, седьмое, шестой – это порядковые числительные.

5) Один, два, три, шесть – это количественные числительные.



Мини- тест:

1) Имена числительные делятся на порядковые и количественные.

2) Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?.

3) Порядковые числительные отвечают на вопрос какой?

4) Первый, седьмое, шестой – это порядковые числительные.

5) Один, два, три, шесть – это количественные числительные.





Мини- тест:

1) Имена числительные делятся на порядковые и количественные.

2) Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?.

3) Порядковые числительные отвечают на вопрос какой?

4) Первый, седьмое, шестой – это порядковые числительные.

5) Один, два, три, шесть – это количественные числительные.



Мини- тест:

1) Имена числительные делятся на порядковые и количественные.

2) Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?.

3) Порядковые числительные отвечают на вопрос какой?

4) Первый, седьмое, шестой – это порядковые числительные.

5) Один, два, три, шесть – это количественные числительные.



Мини- тест:

1) Имена числительные делятся на порядковые и количественные.

2) Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?.

3) Порядковые числительные отвечают на вопрос какой?

4) Первый, седьмое, шестой – это порядковые числительные.

5) Один, два, три, шесть – это количественные числительные.



Просмотр содержимого документа
«Мини тест»

Мини- тест:

1) Имена числительные делятся на … .

2) Количественные числительные отвечают на вопрос … .

3) Порядковые числительные отвечают на вопрос … .

4) Первый, седьмое, шестой – это … числительные.

5) Один, два, три, шесть – это … числительные.



Мини- тест:

1) Имена числительные делятся на … .

2) Количественные числительные отвечают на вопрос … .

3) Порядковые числительные отвечают на вопрос … .

4) Первый, седьмое, шестой – это … числительные.

5) Один, два, три, шесть – это … числительные.



Мини- тест:

1) Имена числительные делятся на … .

2) Количественные числительные отвечают на вопрос … .

3) Порядковые числительные отвечают на вопрос … .

4) Первый, седьмое, шестой – это … числительные.

5) Один, два, три, шесть – это … числительные.





Мини- тест:

1) Имена числительные делятся на … .

2) Количественные числительные отвечают на вопрос … .

3) Порядковые числительные отвечают на вопрос … .

4) Первый, седьмое, шестой – это … числительные.

5) Один, два, три, шесть – это … числительные.



Мини- тест:

1) Имена числительные делятся на … .

2) Количественные числительные отвечают на вопрос … .

3) Порядковые числительные отвечают на вопрос … .

4) Первый, седьмое, шестой – это … числительные.

5) Один, два, три, шесть – это … числительные.



Мини- тест:

1) Имена числительные делятся на … .

2) Количественные числительные отвечают на вопрос … .

3) Порядковые числительные отвечают на вопрос … .

4) Первый, седьмое, шестой – это … числительные.

5) Один, два, три, шесть – это … числительные.





Просмотр содержимого документа
«ребусы»

1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.



Просмотр содержимого документа
«урок русский язык»



88 Русский язык. 4 класс. 19.02.16

Тема урока: "Имя числительное".

Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.

Задачи:

- знакомить с новой частью речи — именем числительным;

- формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным;

- наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

- развивать речь учащихся;

- способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, товарищества.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Оборудование урока:учебник, карточки, ребусы, мяч.

Ход урока.

I. Орг. момент.

- Дружно встали, подтянулись,

И друг другу улыбнулись,

Посмотрели на меня.

Работать готовы?

- Да.

II. Основная часть.

-Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

1. Минутка чистописания.

- Прочитайте пословицы. Объясните их значение. Спишите.

Семь раз отмерь – один раз отрежь

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Одна голова хорошо, а две лучше.

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи, которая часто употребляется в нашей речи. Давайте повторим, какие части речи мы уже знаем.

Работа в группах по карточкам:

– Запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимение, наречия.

Считать, ты, девять, карандаш, деревянный, он, быстрый, второй, пенал, умножать, шесть, умный, парта, вычитать, вы.

На работу отводится 3-4 минуты. После чего представители от каждой группы зачитывают свои варианты ответов, сравнивают их, объясняют свой выбор.

-Проверим каждый столбик. Докажите, что слова, выписанные в один столбик относятся к данной части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают).

Сущ. Прил. Глагол Мест.

карандаш деревянный считать ты

пенал быстрый умножить он

парта умный вычитать вы

– Какие слова не выписали? Почему?

- Девять, шесть, второй.Они не относятся к изученным частям речи.

– Какой вопрос возник у вас?

- К какой части речи относятся данные слова?

3. Сообщение темы урока и постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.

-Давайте проведем исследование и откроем еще одну тайну русского языка. Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи, значит, они чем-то существенно отличаются.

-На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи?

-На какие вопросы отвечает, что обозначает.

-Задайте вопросы к словам девять, шесть, второй.

-Девять (сколько?), шесть (сколько?), второй (какой?).

-А что обозначают (называют) эти слова?

-Количество предметов, порядок предметов при счете.

- Давайте попытаемся определить тему нашего сегодняшнего урока и запишем ее в тетрадь.

- Имя числительное.

4. Изучение нового материала

-Как называется и что обозначает эта часть речи, вы узнаете, прочитав рубрику «Тайны языка». На стр. 159

-Часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? и называет количество предметов или порядок предметов при счете, называется имя числительное.

5. Знакомство с разрядами числительных.

-Обратите внимание на записанные числительные. Можно ли их поделить на группы?

-Да.

-По какому признаку будете делить?

-По вопросам.

-Какие числительные будут в первой группе?

- Девять, шесть.

-Во второй группе?

-Второй.

-Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько?

- Количество предметов.

- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой?

- Порядок предметов при счете.

-Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие порядковыми?

-Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.

-Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые.

6.Физминутка.

Раз – прогнуться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть.


- Какая новая часть речи встретилась в физминутке?

- Имена числительные.

- Какие это числительные?

- Количественные.

- Почему? Как определили?

- Отвечают на вопрос сколько?

7. Игра с мячом «Волшебники»

-Превратите количественные числительные в порядковые числительные.

(Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)

Это интересно!

На Руси не было слова тысяча, а было другое слово – тьма. Осталось оно сейчас только в фразеологизмах. Можете ли вы их вспомнить? (Людей тьма-тьмущая, тьма народу.)

У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Смех смехом, а мир таким образом получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.

Миллиард еще называют биллионом. Би – по-латыни «два».

8.Работа по учебнику (стр.160).

Упр. 1.Самостоятельная работа – взаимопроверка.

- Записать в 2 столбика количественные и порядковые числительные.(2 ученика у доски)

Первый, шесть, пять, третий, восьмая, одиннадцать, десятая, восьмое, три, семь, девятнадцатое, десять.

- Что обозначают числительные в I столбике?

- Количество предметов.

- Что обозначают числительные во II столбике?

- Порядок предметов при счете.

9. Физминутка для глаз.

Упр.2 Работа в парах.

- Прочитайте стихотворение. Выпишите имена числительные, задайте к ним вопрос. Какие это числительные? (- Количественные.Отвечают на вопрос сколько?)

10. Рубрика «Путешествие в прошлое».

- А сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое. А вы знали, что среда получила свое название, потому что этот день называет середину недели. Воскресенье раньше называли неделя, поэтому день, который шел после недели был назван понедельником. Прочитав статью рубрики, вы узнаете, откуда взяли свои названия остальные дни недели.

- Почему воскресенье получило такое название?

11. Закрепление нового материала.

- - А чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему, проведем мини-тест. Будьте внимательны! Каждая группа делает отчет.

Мини- тест:

1) Имена числительные делятся на порядковые и количественные.

2) Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?.

3) Порядковые числительные отвечают на вопрос какой?

4) Первый, седьмое, шестой – это порядковые числительные.

5) Один, два, три, шесть – это количественные числительные.

Самопроверка (дети оценивают свою работу).

III.Итог урока. Рефлексия.

- С какой новой частью речи познакомились на уроке?

- С именем числительным.

- Чему учились на уроке?

- Находить количественные и порядковые числительные.

Сегодня на уроке …

я вспомнил …

я повторил …

мне понравилось …

мне было трудно …

- Кому на уроке было всё понятно и интересно, покажите весёлого человечка.

Если были затруднения – грустного. Если с работой вы не справлялись, вам было

трудно –плачущего.

IV.Комментированное выставление оценок.

V.Задание на дом.

Стр.160 правило наиз., упр.421





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка на тему:" Имя числительное как часть речи".

Автор: Шаймарданова Марина Васильевна

Дата: 09.04.2016

Номер свидетельства: 316855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока на тему "Имя числительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokanatiemuimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "294313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455633862"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные" 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-chislitiel-noie-kak-chast-riechi-kolichiestviennyie-i-poriadkovyie-chislitiel-nyie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185238"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426161797"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(108) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty"
    ["file_id"] => string(6) "280370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368049"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(109) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty1"
    ["file_id"] => string(6) "280371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368062"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "«Имя числительное как часть речи» с применением технологии проблемного обучения"
    ["seo_title"] => string(84) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "280375"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства