План-конспект урока русского языка в 7 а классе по теме
«Повторение темы «Наречие».
Цель: 1. обобщить и расширить сведения о наречии как части речи;
2. повторить орфограммы, связанные с изучением темы «Наречие»;
3. р.р. развивать умение составлять тексты или словосочетания с использованием наречий.
Знать: 1. признаки наречий;
2. разряды наречий.
Уметь: 1. находить наречия в тексте;
2. определять роль наречий в тексте.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: словесные (беседа), наглядные (КИМы, карточки, репродукция картины, музыка), практические (выполнение упражнений.)
Оборудование: ноутбук, карточки, папки с раздаточным материалом, сборники КИМ.
Ход урока.
- Оргмомент. (ученик читает стихотворение)
- Какова главная мысль стихотворения?
- На каком приёме построено стихотворение? (Приём ассоциаций)
- Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? ( Наречие)
- В каком стиле речи мы встретили наречие? (В художественном)
- На основе всего сказанного сформулируйте тему урока. (повторяем тему «Наречие»)
Учитель: мы изучили тему «Наречие», сегодня проводим заключительный урок, попробуем определить цель урока.
2. Орфографическая диктовка (с использованием сборников КИМ-ов –
3. Анализ языкового материала. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным физически. Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали. Вперед! Не отставайте, друзья! (А.П. Чехов)
-- Как понимаете данные предложения? К чему призывает автор?-- Определите стиль данных предложений. (публицистический).-- Составим речевую ситуацию для этого выражения. 1. Один – со многими..Обстановка -официальная. Цель- сообщение информации о жизни, воздействие на человека с целью формирования определенного отношения к общественной жизни и гражданской позиции.
-- Чем интересен текст? Каких частей речи в нем много? -- Зачем введено так много наречий? (живописать глаголы)-- Как определить часть речи? (задать вопрос).
-- Найдите наречия в тексте и подчеркните их соответственно с их синтаксической ролью.-- Найдите сложное предложение.-- Найдите предложение побудительное.
-- Найдите предложение, осложненное обращением.
4. Синтаксический разбор предложений.Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая особенный, томительный и свежий запах русской летней ночи.
5.Верные-неверные утверждения. Определите, какие из данных утверждений верные.
6. Распределительный диктант. Записать наречия и определить, от какой части речи они образованы. По-моему, заново, вверх, по-испански, однажды, снизу, затем, во-вторых.
7. Работа со словосочетаниями. Преобразовать данные словосочетания «прил.+сущ.» в словосочетания «нар. + глаг.». Интересный рассказ, быстрый бег, упорный труд, веселая игра, яркий свет, напряженная работа, долгие странствования, толковый ответ, резкий удар, спокойный сон. (интересно рассказывать)
8. Прослушивание музыки и ответы на вопросы.-- Ответьте наречиями. Как звучала музыка? -- Какое впечатление от музыки?
9. Работа с апельсином. – Определите вкус апельсина, используя в ответе наречия.
10. Анализ текста. Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе… Егорушка, разбежавшись, прыгнул с вышины в речку.
-- Определите стиль текста.-- Найдите слова с чередующейся гласной в корне. (расположился)-- Найдите слова, где согласная в приставке зависит от последующей буквы, обозначающей глухой или звонкий звук. (расположился, бесполезно, разбежавшись).-- Найдите наречия, которые пишутся через дефис. (по-вчерашнему), что обозначает? (время)-- Найдите наречия, у которых написание гласной в приставке зависит от ударения. (некуда, несколько).-- Найдите сложное предложение.-- Найдите предложение, осложненное обособленным определением. -- Найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством.
11. Работа по репродукции картины Крамского «Мина Моисеев».-- Рассмотрите репродукцию и составьте по ней словосочетания или предложения с использованием наречий.
12. Работа по таблице. Записать наречия, определив их значения.Быстро, горячо, нарочно, поневоле, летом, назло, утомительно, напоказ, нелепо, очень, справа, спросонья, сослепу, рано, внизу, сегодня, чересчур, далеко, немного, издалека.
13. Работа с фразеологизмами. Замените фразеологизмы наречиями. Во все горло (громко), хоть пруд пруди, во все лопатки, спустя рукава, за тридевять земель, при царе Горохе, через час по чайной ложке, из рук вон, спит как убитый, время от времени, рукой подать.
14. Рефлексия.
- Что осталось для вас неясным? Есть ли вопросы?- «Интервью» друг у друга: вопросы или что я узнал сегодня на уроке.- Достигнута ли цель урока?
15. Оценки за урок.
16. Домашнее задание.
- Подготовить «тонкие» вопросы по теме;
- Из отрывка художественного текста выписать наречия вместе с главными словами не менее 10.
.
?