Конспект урока по русскому языку "Разряд имен прилагательных"
Конспект урока по русскому языку "Разряд имен прилагательных"
Систематизировать и обобщить знания о имен прилагательных; формирование навыков и умений определять разряд имен прилагательных.
Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи
Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.
Задачи урока: закрепление усвоения основных знаний, полученных на предыдущих уроках; формирование практического умения определять синтаксическую функцию прилагательных разных форм в предложении и правильное их использование, формирование логических способностей, расширение словарного запаса обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Разряд имен прилагательных" »
ГУ « Средняя школа Атамекен»
Открытый урок.
Тема: Разряды имен прилагательных.
7 класс
Учительница - Елтезерова Бахыт Дарменовна
2013-2014 учебный год
Тема: Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных по значению.
Цель урока: Систематизировать и обобщить знания о имен прилагательных; формирование навыков и умений определять разряд имен прилагательных.
Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи
Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.
Задачи урока: закрепление усвоения основных знаний, полученных на предыдущих уроках; формирование практического умения определять синтаксическую функцию прилагательных разных форм в предложении и правильное их использование, формирование логических способностей, расширение словарного запаса обучающихся.
Методы: частично -поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: слайды, карточки, доска, учебник.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой на урок. Сообщение темы и цели урока.
1 Мозговой штурм. Организуется повторение темы «Имя прилагательное».
Отгадайте загадку.
Художника этого знает весь свет,
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
-О какой части речи эта загадка? (ответы учеников)
Фронтальный опрос:
-Какие части речи вы знаете?
-Дайте определение имени прилагательного.
-Как изменяются прилагательные?
-Какова их роль в предложении?
-Чем согласуются прилагательные?
Раздаточный материал. (Каждой группе раздается карточки с разными заданиями)
Объяснение нового материала. Слайд 1Имя прилагательные –самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой чей? Например: Ясный день, весенние грозы. лисья нора. Прилагательные согласуется с существительными и в предложении они могут быть определениями и сказуемыми.
Имена прилагательные могут обозначать различные признаки предмета: по вкусу (сладкая дыня), по цвету (красный тюльпан), по материалу (кожаный портфель),по принадлежности (дядино письмо).По значению и форме прилагательные делятся на три разряда:
Качественные. Качественные прилагательные обозначают качество предмета. белый снег. яркий свет
Ароматный чай, веселый друг, ,маленький шкаф, вспылчивый характер .Качественные прилагательные отличаются тем, что имеют полную и краткую форму.В полной форме прилагательные в предложении являются определениями и сказуемыми. Прилагательные в краткой форме всегда сказуемыми. Добрый –добр:умный –умен,умна.умнысладкий-сладок, сладки.весел,весела,веселы, веселый,Мальчик умен и силен.Девочка умна и красива.
относительные
притяжательные
Теплый шарф шерстяной шарф папин шарф
Большие глаза стеклянные глаза лисьи глаза
Веселые игры спортивные игры ребячьи игры
Прилагательные, которые обозначают качество предмета, называется качественными.
Качественные прилагательные обозначает 1. различные качества человека: умный мальчик, смелый разведчик,
2.различные свойства и качества предметов: острый нож, тяжелая сумка, полезная книга. 3.цвет: синее небо, белая стена, черный карандаш, белый снег.
Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет: деревянный дом, дубовый стол, вчерашний день.
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежнось предмета лицу или животному. Они отвечают на вопросы чей? Чья? Чье? Чьи?Если хотят сказать что какой-то предмет кому-то принадлежит, говорят: платок мамы- мамин платок
книга отца- отцова книга
будка собаки –собачья будка
Качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных не только по значению, но и по грамматическим признакам. Качественные прилагательные имеют полную, но и краткую форму.
Широкая река- река широка
Глубокое озеро- озеро глубоко
Здоровый ребенок- ребенок здоров.
В отличие от полных прилагательных которые изменяются по родам, числам и падежам, краткие прилагательные изменяются только по родам и числам.
густой туман-туман густ.
густые туманы- туманы густы.
Краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми.
Например: Если работа тяжела, то и еда вкусна.
Отдых хорош после работы.
Физминутка
На доске даны слова: кофта, стол, квадратный,,стол, синяя, высокое, дерево. Распределить данные слова на две группы.
Кофта (какая) синяя(ж.р)
Стол (какой?) квадратный.
Дерево (какое?) высокое.
-Что вы можете сказать об имени прилагательном?
-Да, из этого видно, что имя прилагательное тесно связано существительным.
Задание1. Соедините линиями прилагательные с существительными.
Хищный, серый, жадный. утро
Рыжая, хитрая, ловкая волк
Туманное, хмурое, раннее ягоды
Спелые ,красные, сладкие лиса
Задание 2
Даны два текста.Чем эти тексты отличаются друг от друга?
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» в 7 классе.
Эпиграф к уроку: Я- часть речи интересная, широко в миру известная: опишу любой предмет- в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить!
Цель урока: систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Задачи: вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи, обогащать речь учащихся за счет использования в ней имен прилагательных; развивать творческие способности учащихся.
Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал (карточки по теме «Имя прилагательное»; таблица «Разряды имен прилагательных»; схема образования степеней имени прилагательного;
Форма: Урок- закрепление.
Ход урока
Организационный момент
Психологический настрой: Долгожданный дан звонок, начинается урок. Каждый день, всегда, везде: на занятиях, в игре смело, четко говорим и тихонько все сидим.
-Мы закончили изучение еще одной именной части речи- имени прилагательного .Сегодня нам предстоит проверить, насколько хорошо усвоили эту тему. На уроке нам предстоит обобщить полученные знания. Урок проведем в форме соревнования. Победит та команда, которая получит больше жетонов. В соревновании будут участвовать 3 команды:»Красный цветок»,»Алые розы»,»Умники и умницы».
1.Групповая работа. Составьте опорную схему или кластер на тему «Имя прилагательное».( Готовые кластеры и схемы вывешиваются на доске).
2.Раздаточный материал. Каждой группе раздается карточки с разными заданиями.
3.Цифровой диктант.
Учащиеся должны определить разряд прилагательных и отметить их цифрами.
Качественные 1
Относительные 2
Притяжательные 3
Чудная картина, лисья нора, норковая шуба, папин галстук, весенний дождь, железная воля, утренняя роса, новый дом, отцов совет, городская прописка ,медвежья услуга, блестящий снег.
4.Физминутка.
5.Отгадайте загадки (каждой группе)
6.Блиц турнир.(каждой группе по 5 вопросов)
1.Какие моря носят название цвета-
2 На какие ворота не забьешь гол-
3.Земля покрыто каким снегом?
4.В каком лесу было тихо?
5 Здоровье ……золота. (дорогой, дороже)
Из какой тарелки не пообедаешь-
2.Какой кирпич бывает едой-
3.Весенний ландыш (пахучий, пахуч)
4.Зеленый дуб (могучий, могуч)
5.Кто быстрее (ласточка или ворона)
1.Какие прилагательные ж. р.жалуются на свой рост-
2.Разряды прилагательных-
3.Качественные прилагательные имеет полную и…
4.Сколько степени сравнение имен прилагательных?
5.Кто хитрее…(волк или лиса)
7.Рефлексия.
О чем говорили на уроке? Что нового узнали?
Для чего используются прилагательные в речи?
Подведение итогов уроков. Оценивание.
Домашнее задание .Написать эссе на тему.
Соотнесите имя прилагательное с вопросом. Записать прилагательные под соответствующими вопросами: Какой? Какая? Какое? Какие? Красный, желтая, синяя, зеленый, розовое, фиолетовое, орнажевое, полосатые, голубые.
2.Подчеркните прилагательные сравнительной степени.
1.Дорога шире тропинки. 2.Любовь к Родине сильнее смерти.3.После работы еда вкуснее.4.Лучше матери друга не найдёшь.5.Мёд слаще сахара.
1. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные: