kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит учащихся с разрядами имен прилагательных, даст возможность отработать навыки сравнения и сопоставления прилагательных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные".»

Тема урока: «Разряды прилагательных. Качественные прилагательные».


1. ФИО

2. Место работы

3. Должность

4. Предмет

5. Класс

6. Тема и номер урока в теме

7. Базовый учебник

Степанова Анна Алексеевна

МОУ СОШ № 20 имени Н. З. Бирюкова

учитель русского языка и литературы

русский язык

6

Разряды прилагательных.Качественные прилагательные (1 из 5)

УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.


Цель: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных.

Задачи: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями; продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды.

Планируемые результаты:

1.  Предметные: знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать прилагательные  по значению.

2. Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; объяснять языковые явления; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений;

анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

3. Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.

Ход урока

I. Оргмомент. Мобилизация внимания учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Какая сегодня замечательная погода! Я очень рада вас видеть.

Нам предстоит знакомство с новой, очень важной для вас темой.

Настраиваемся на серьёзную, активную работу.

Записываем дату, оставим строку для записи темы занятия.

II. Актуализация опорных знаний.

1) погружение

Проверка «лингвистического здоровья»:

А) словарно-орфоэпическая работа: запишите слова, расставьте ударение в них: жалюзи, оптовый, квартал, торты.

Б) «Справочное бюро»: объяснить значение слов жалюзи(1 вариант), оптовый(2 вариант). Составить с ними распространенные предложения.

В) заседание «Ученого совета»:

- Представьте, что вы члены Ученого совета. Вам предлагается высказать свое мнение по лингвистической теме «Имя прилагательное», используя следующее высказывание В.В.Виноградова: «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».

Солнце — ярчайшая звезда Галактики. Оно ярче всех других звезд.


-Определите синтаксическую роль имен прилагательных в предложениях.

Запись в столбик:

большой –

огромный –

гигантский –

исполинский –

колоссальный -

— Как называются данные слова? (Синонимы.) Обратите внимание, что они записаны по степени возрастания признака, обозначающего размер.

— Образуйте возможные формы сравнительной и превосходной степени. Почему не все из данных прилагательных образуют превосходную степень?

(При записи нужно обратить внимание учащихся на то, каким путем образуются степени сравнения данных прилагательных.)

- Запись в раздел словаря

«Говори правильно».

Красивее, свободнее, удобнее,спокойнее.

Учащиеся устно составляют с данными словами предложения определяют роль прилага­тельных в сравнительной степени в придуманных предложениях.

- Исправить ошибки в предложениях. Объяснить правильную запись.

Эта ложка железнее, чем та. Моя мама молодее твоей.

Осенью в лесу очень красивее, чем зимой. Самый огромнейший салют, который я видел. Он более менее короткий.


- Какие степени сравнения имеют имена прилагательные?

Что показывают степени сравнения? Приведите примеры.

- Как образуется простая форма сравнительной степени?

- От каких основ образуется простая форма сравнительной степени прилагательных малый, плохой, хороший?

3. Усвоение новых знаний.

- Охарактеризуйте картины природы, используя прилагательные. (Некоторые прилагательные записываю на доске: красивый, величественная,

- Как характеризуют предмет данные прилагательные? Что они обозначают?

- Прилагательные по своему значению делятся на три разряда. (Знакомство с таблицей, которая проецируется на экране).


III. Объяснение новой темы.


По значению и форме прилагательные делятся на три разряда






качественные относительные притяжательные

(цвет,размер,вкус (время,назначение,место. (принадлежность кому-то,

Внутренние качества. Материал) чему-то)

Внешний вид)



Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества и свойства предмета:


  • по величине (большой, маленький)

  • по возрасту (молодой, старый)

  • по цвету (красный, зеленый)

  • по весу (легкий, тяжелый)

  • по внешнему виду (красивый, высокий)

  • по внутренним качествам (умный, добрый, злой, ленивый)


Качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени: красивый-красивее, умный-умнее-умнейший.


Качественные имена прилагательные имеют две формы – полную и краткую:

далёкий-далек, красивый- красив, умный- умен.

Некоторые разряды качественных прилагательных не имеют краткой формы (рад, должен, надобен)

Прилагательные в краткой форме изменяются по родам и числам и выполняют роль сказуемого.


К качественным прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы: маленький-небольшой, маленький-большой.


ЕСЛИ СОЧЕТАЕТСЯ СО СЛОВОМ ОЧЕНЬ, ИМЕЕТ КРАТКУЮ ФОРМУ,

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ, ЗНАЧИТ, КАЧЕСТВЕННОЕ.



IV. Формирование умений и навыков.

- А теперь давайте выполним упражнение 306 ( у доски)

- Упражнение 308(самостоятельно в тетрадях)

Работа с раздаточным материалом (с карточками).

1.Укажите, в каком предложении есть качественное прилагательное.

а)Ветхая избушка вся в снегу стоит.(А.Блок)

б) Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…(А .Пушкин)

в) Зажужжи, коса, как пчелиный рой!(А. Кольцов)


2. Укажите степень сравнения прилагательного наипростейший:

а) простая сравнительная

б)простая превосходная

в) составная сравнительная

г) составная превосходная


V. Рефлексия.

-Что нового узнали? Чему научились?

VI. Подведение итогов урока.

Самооценка деятельности

(оцените свою работу на уроке от 1 до 5)

Цветная карточка:

  • Зелёная – не допустил ни одной ошибки;

  • Желтая – допустил 1 – 2 ошибки;

  • Красная – надо постараться и успех придет.



VII. Домашнее задание

Параграф 41(выучить правила), для себя сделать карточку из качественных прилагательных с примерами, упражнение 309.(Сгруппировать прилагательные по мере усиления признака, выделить суффиксы)





Относительные прилагательные

Цель урока: сформировать понятие относительные прилагательные,

продолжить работу по формированию умения строить рассуждение на лингвистическую тему.


Ход урока

I. Оргмомент.

II. Самостоятельная работа на листочках (по материалу предыдущих уроков):

а) теория (продолжить П);

б) словарный диктант.

Работа выполняется по вариантам.

Самостоятельная работа на листочках

1. *Теоретический диктант. Продолжить предложения, записанные на доске (можно распечатать каждому ученику), дополнить высказывания примерами:


I.в.

а) Имя прилагательное отвечает на вопросы… и обозначает

б) В предложении прилагательные бывают…


II.в.

а) Имена прилагательные изменяются по ….

б) Некоторые имена прилагательные имеют форму…


2. *Словарный диктант. Запишите словосочетания. В скобках укажите, что обозначают прилагательные. Например: железобетонная конструкция (материал).


I.в.

яркий халат

алюминиевая посуда

бескорыстный поступок

опрятный костюм

широкий ремень

металлический блеск

удивительный по выразительности

аккуратный ученик

II.в.

металлическая пуговица

легендарный герой

аккуратный юноша

поразительная красота

чистый ботинок

мифическая картина

меховая перчатка

мятый пиджак

III. Фронтальный опрос

- Что такое имя прилагательное?

- Какие разряды прилагательных существуют?

- Какие прилагательные относятся к качественным?


Грамматическая шутка о качественных прилагательных

Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи.

Кто в подъезде всех сильней: и знакомых, и друзей?

Дядьки во дворе пыхтят, силой мериться хотят.

Каждый так гордится им, этим качеством своим

Дядя Костя очень сильный, льется пот с него обильный:

Он легко одной рукой поднял штангу над собой.

Дядя Витя, тот сильнее, его штанга тяжелее.

Самый, самый – наш Антон. Он дворовый чемпион.

Он сильней. Он силен, сильный-сильный дядька он!

IV. Синтаксический разбор предложения.

В сильные морозы весело трещат в печи березовые дрова.

- Выпишите прилагательные и образуйте от них возможные формы сравнительной и превосходной степени

(сильный – сильнее, более сильный, сильнейший, самый сильный;

берёзовые – )

- От какого прилагательного нельзя образовать степень сравнения?

V. Изучение нового материала

а) теория § 51 + таблица (у каждого на парте).

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ


Название Значение Примеры


Качественные:

признак (качество) предмета,который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени тёмная ночь (более тёмная, самая тёмная), приветливый человек,радостное событие


Относительные:

признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.

Обозначают:

- материал, из которого сделанпредмет;

- признак предмета по месту или времени его существования;

- признак предмета по назначению серебряная ложка (ложка из серебра);

деревянная свистулька, медная монетка, золотое шитьё; городской житель (житель города); вчерашняя газета, дневной сеанс, зимнее утро; спортивная обувь, стиральная машина.

Притяжательные:

признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (чей? чья? чьё?)мамино письмо, отцов пиджак, сестрицыны варежки, кроличьи уши.


б) рассуждение стр.122


в) Грамматическая шутка об относительных прилагательных

Мой знакомый старый дед знатный был языковед.

Самых разных слов немало дед в копилочке хранил.

Прилагательных – навалом! Очень их старик любил.

Раз коробочки упали – мы ужасно растерялись,

Потому что увидали, как слова перемешались.

В прилагательные влез я. Одно слово пробурчало:

«Отнеси меня на место, раньше я не здесь лежало».

Куча слов зашевелилась, зафырчала, закричала:

«Я вот к месту относилось!» -

«Ну, а я – к материалу!» -

«Я ко времени имело отношение прямое!» -

«А теперь все вперемешку мы лежим между собою!» -

«К действию мы отношенье имеем!

Спрячьте в коробку нас! Мы заболеем!»

VI. Закрепление нового материала.


- Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, приморский и других относительных прилагательных? (Нет)

- Можно ли образовать от этих прилагательных степени сравнения? Можно ли быть более майским или самым подводным? (Нет)

- Могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, означающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или слишком приморским? (Нет)

Итак, относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество.


1.Распределительный диктант.

Записать слова в 2 столбика: 1) качественные прилагательные; 2) относительные прилагательные.


Крупный, чёрный, деревянный, честный, спортивный, гигантский, упрямый, птичий, городской, письменный, лёгкий, красный, умный, центральный, мамин, вчерашний, румяный, оловянный.


2.Записать загадки, найти в них прилагательные, определить разряд по значению.


Встала красная девица рано, Маленький Егорка

Встала бела да румяна. Упал в озерко.

Умылась ясной росой, В воде купался,

Увилась золотой косой. А сух остался.

Сама, добрая, на всех глядит, (Перо)

А на себя не велит.

(Солнышко) По деревьям скок да скок -

Мелькает рыжий огонёк.

На свете нет её сильнее, (Белка)

На свете нет её буйнее.

В руках её не удержать Стоит толстуха -

И на коне не обогнать. Деревянное брюхо,

(Вода) Железный поясок. (Бочка)


3. Цифровой диктант.

1 – качественное;

2 – относительное.


Зимний вечер, теплый хлеб, оловянный солдатик, приятный собеседник, стальное колечко, хрустальная туфелька, тихий голос, веселое настроение, соломенная шляпка, ароматный пирог, берёзовые дрова, сильный мороз, вчерашний день.


2, 1, 2, 1,2,2,1,1,2,1,2,1,2



VII. Итог урока


На сегодняшнем уроке изучили такой разряд имен прилагательных, как относительные прилагательные. Давайте вспомним, какие имена прилагательные называются относительными? (Относительными называются имена прилагательные, обозначающие такой признак предмета, не может в предмете быть в большей или меньшей степени).


Домашнее задание: §51 Упр.294

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Степанова Анна Алексеевна

Дата: 26.08.2021

Номер свидетельства: 585851

Похожие файлы

object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока русского языка в 6 класе "Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekturokarusskoghoiazykav6klasierazriadyimienprilaghatielnykhkachiestviennyieprilaghatielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "267148"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450298362"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока "Разряды имен прилагательных""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_razriady_imien_prilaghatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "381443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484851491"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему: "Разряды прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-razriady-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "109733"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404978519"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение. Сравнительная степень прилагательных. ""
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekturokaporusskomuiazykunatiemuobrashchieniiesravnitielnaiastiepienprilaghatielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "290334"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454944660"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по теме: "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи.""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-rol-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447000925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства