Конспект урока по русскому языку по теме "Твердые и мягкие согласные".
Конспект урока по русскому языку по теме "Твердые и мягкие согласные".
Тема урока : Твердые и мягкие согласные.
Цель :
1 Знать о различии твердых и мягких согласных ; об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова ; о парных и непарных по твердости – мягкости согласных.
2. Уметь различать твердые и мягкие согласные; обозначать мягкость при фонетической записи слова.
Ход урока.
Организационный момент.( 1 мин.)
Повторение пройденного материала ( 3 мин)
- Что изучает фонетика? (звуки)
- Сколько в русском языке букв? (33 буквы: 10 гласных,21 согласная,2 знака).
- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)
- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы произносим и слышим)
- Чем отличаются ь и ъ знаки от других букв? (они не имеют звуков).
3. Под диктовку записываются предложения.(составить схему предложений).( 7 мин.)
Олень сказал Герде: «Дальше я идти не могу».
« Снаряд !»-прокричал командир.
- А теперь давайте поиграем в игру « Невидимка». У вас в предложениях записаны слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова- невидимки.( задание выполняется устно, всем коллективом).ОЛЕНЬ- ЛЕНЬ, СНАРЯД – НАРЯД
- Видите, ребята, изменение одного только звука,полностью меняет лексическое значение слова. Именно об этом сегодня мы будем говорить.
Открываем тетради, записываем число, тему урока « Твердые и мягкие согласные».
Цель наша с вами: научиться правильно находить, называть твердый и мягкий согласный, обозначать мягкость согласного при фонетической записи слова.
4 Введение нового материала. ( 7 мин)
А)- Обратите внимание, ребята, как ь знак изменяет слово и его лексическое значение: МЕЛЬ- МЕЛ, СТАЛ – СТАЛЬ, ЕЛ -ЕЛЬ ( слова записаны на доске)
Мел- чем мы пишем на доске, а мель глубина реки.
-Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все буквы русского языка имеют пару по твердости- мягкости. ( на парте у детей лежит памятка « парные звуки») Но есть и такие, которые не могут образовывать пары. Это согласные [ж]
[ш],[ц]- они не могут образовывать мягкой пары [ч’],[щ’],[й’]- они не могут образовывать твердой пары. Посмотрите на свои памятки.
Б)Работа с учебником. Давайте с вами прочитаем правило помещенное на стр. 127 учебника. И так, ещё раз повторим, что для обозначения мягкости согласных в фонетике используется значок мягкости ['] справа вверху. Мягкость согласным дает ни только мягкий знак, но и гласные буквы: и,е,ю,я,ё.( на доске помещена таблица).
5. Закрепление материала. ( 5 мин.)
А)Ребятя, я вам предлагаю подойти к следующему заданию творчески. У меня на доске записаны названия цветов. Ваша задача выбрать цветы, в названии которых есть мягкие согласные, сделать фонетическую запись слов. ( К доске вызывается один ученик).
Молодцы, многие из вас правильно справились с заданием.
Физкультминутка.( 2 мин.)
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки разведем
И побежим кругом.
Б)Давайте с вами поиграем в игру « Особый порядок». ( 7 мин.)
(На столе лежат таблицы с заданием для 1 варианта и 2 варианта). Дети самостоятельно выполняют задание.
В) В таблице записаны слова, выполните фонетическую запись этих слов.( по вариантам).К доске выходят 2 ученика с разными вариантами,остальные выполняют задания в тетради. ( 8 мин)
1 вариант: Паутина - паут’ина
Болото- балота
Ртуть- ртут'
Чайник- ч’ай’н’ик
2 вариант:
Паутина – паут’ина
Рулет- рул’эт
Молотьба – малат’ба
Слизь – сл’из’
7. Итог урока.( 5 мин)
- Сегодня на уроке мы познакомились с твердыми и мягкими согласными, узнали как обозначается мягкий согласный при фонетической записи слова.
- Ребята, какие согласные не имеют пары по твердости – мягкости ?( неимеют парных звуков твердые согласные ж,ш,ц и мягкие согласные ч’,щ’,й’)
А теперь, я хочу предложить вам сыграть в игру, я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.
- Сегодня на уроке я узнал ….
- Я оцениваю свою работу в целом на ……
8. Домашнее задание : № 54, упражнение 279.
Спасибо за урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1 Знать о различии твердых и мягких согласных ; об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова ; о парных и непарных по твердости – мягкости согласных.
2. Уметь различать твердые и мягкие согласные; обозначать мягкость при фонетической записи слова.
Ход урока.
Организационный момент.( 1 мин.)
Повторение пройденного материала ( 3 мин)
- Что изучает фонетика? (звуки)
- Сколько в русском языке букв? (33 буквы: 10 гласных,21 согласная,2 знака).
- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)
- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы произносим и слышим)
- Чем отличаются ь и ъ знаки от других букв? (они не имеют звуков).
3. Под диктовку записываются предложения.(составить схему предложений).( 7 мин.)
Олень сказал Герде: «Дальше я идти не могу».
« Снаряд !»-прокричал командир.
- А теперь давайте поиграем в игру « Невидимка» . У вас в предложениях записаны слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова- невидимки.( задание выполняется устно, всем коллективом).ОЛЕНЬ- ЛЕНЬ, СНАРЯД – НАРЯД
- Видите, ребята, изменение одного только звука ,полностью меняет лексическое значение слова. Именно об этом сегодня мы будем говорить.
Открываем тетради, записываем число, тему урока « Твердые и мягкие согласные».
Цель наша с вами: научиться правильно находить, называть твердый и мягкий согласный, обозначать мягкость согласного при фонетической записи слова.
4 Введение нового материала. ( 7 мин)
А)- Обратите внимание, ребята, как ь знак изменяет слово и его лексическое значение: МЕЛЬ- МЕЛ, СТАЛ – СТАЛЬ, ЕЛ -ЕЛЬ ( слова записаны на доске)
Мел- чем мы пишем на доске, а мель глубина реки.
-Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все буквы русского языка имеют пару по твердости- мягкости. ( на парте у детей лежит памятка « парные звуки») Но есть и такие, которые не могут образовывать пары. Это согласные [ж]
[ш],[ц]- они не могут образовывать мягкой пары [ч’],[щ’],[й’]- они не могут образовывать твердой пары. Посмотрите на свои памятки.
Б)Работа с учебником. Давайте с вами прочитаем правило помещенное на стр. 127 учебника. И так, ещё раз повторим, что для обозначения мягкости согласных в фонетике используется значок мягкости ['] справа вверху. Мягкость согласным дает ни только мягкий знак , но и гласные буквы: и,е,ю,я,ё.( на доске помещена таблица).
5. Закрепление материала. ( 5 мин.)
А)Ребятя , я вам предлагаю подойти к следующему заданию творчески. У меня на доске записаны названия цветов. Ваша задача выбрать цветы, в названии которых есть мягкие согласные, сделать фонетическую запись слов. ( К доске вызывается один ученик).
-Молодцы, многие из вас правильно справились с заданием.
6.Физкультминутка.( 2 мин.)
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки разведем
И побежим кругом.
Б)Давайте с вами поиграем в игру « Особый порядок». ( 7 мин.)
(На столе лежат таблицы с заданием для 1 варианта и 2 варианта). Дети самостоятельно выполняют задание.
В) В таблице записаны слова, выполните фонетическую запись этих слов.( по вариантам).К доске выходят 2 ученика с разными вариантами,остальные выполняют задания в тетради. ( 8 мин)
1 вариант: Паутина - паут’ина
Болото- балота
Ртуть- ртут'
Чайник- ч’ай’н’ик
2 вариант:
Паутина – паут’ина
Рулет- рул’эт
Молотьба – малат’ба
Слизь – сл’из’
7. Итог урока.( 5 мин)
- Сегодня на уроке мы познакомились с твердыми и мягкими согласными, узнали как обозначается мягкий согласный при фонетической записи слова.
- Ребята, какие согласные не имеют пары по твердости – мягкости ?( неимеют парных звуков твердые согласные ж,ш,ц и мягкие согласные ч’,щ’,й’)
А теперь, я хочу предложить вам сыграть в игру, я начинаю предложение , а вы его заканчиваете.
- Сегодня на уроке я узнал ….
- Я оцениваю свою работу в целом на ……
8. Домашнее задание : № 54, упражнение 279.
Спасибо за урок.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Верейская средняя общеобразовательная школа № 1.
Открытый урок по теме: « Твердые и мягкие согласные».
5 класс.
Учитель русского языка и литературы : Ларина Олеся Владимировна.