kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме "Твердые и мягкие согласные".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока :  Твердые и мягкие согласные.

Цель :

1 Знать о различии твердых и мягких согласных ; об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова ; о парных и непарных по твердости – мягкости согласных.

2. Уметь различать твердые и мягкие согласные; обозначать мягкость при фонетической записи слова.

Ход урока.

  1. Организационный момент.( 1 мин.)
  2. Повторение пройденного материала ( 3 мин)

- Что изучает фонетика? (звуки)

- Сколько в русском языке букв? (33 буквы: 10 гласных,21 согласная,2 знака).

- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

- Какими бывают согласные звуки? (звонкие, глухие, парные, непарные, твердые и мягкие)

- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы произносим и слышим)

- Чем отличаются ь и ъ  знаки от других букв? (они не имеют звуков).

3. Под диктовку записываются предложения.(составить схему предложений).( 7 мин.)

Олень сказал Герде: «Дальше я идти не могу».

« Снаряд !»-прокричал командир.

- А теперь давайте поиграем в игру « Невидимка». У вас в предложениях  записаны слова, внутри  которых «прячутся» другие слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова- невидимки.( задание выполняется устно, всем коллективом).ОЛЕНЬ- ЛЕНЬ, СНАРЯД – НАРЯД

- Видите, ребята, изменение одного только звука,полностью меняет лексическое значение слова. Именно об этом сегодня мы будем говорить.

Открываем тетради, записываем число, тему урока « Твердые и мягкие согласные».

Цель наша с вами: научиться правильно находить, называть твердый и мягкий согласный, обозначать мягкость согласного при фонетической записи слова.

4 Введение нового материала. ( 7 мин)

А)- Обратите внимание, ребята, как ь знак изменяет слово и его лексическое значение: МЕЛЬ- МЕЛ, СТАЛ – СТАЛЬ, ЕЛ -ЕЛЬ ( слова записаны на доске)

Мел- чем мы пишем на доске, а мель глубина реки.

-Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все буквы русского языка имеют пару по твердости- мягкости. ( на парте у детей лежит памятка « парные звуки») Но есть и такие, которые  не могут образовывать пары. Это согласные [ж]

[ш],[ц]- они не могут образовывать мягкой пары                                                               [ч’],[щ’],[й’]- они не могут образовывать твердой пары. Посмотрите на свои памятки.

Б)Работа с учебником. Давайте с вами прочитаем правило помещенное на стр. 127 учебника. И так, ещё раз повторим, что для обозначения мягкости согласных в фонетике используется значок мягкости ['] справа вверху. Мягкость согласным дает ни только мягкий знак, но и гласные буквы: и,е,ю,я,ё.( на доске помещена таблица).

5. Закрепление материала. ( 5 мин.)

А)Ребятя,  я вам предлагаю подойти к следующему заданию творчески. У меня на доске записаны названия цветов. Ваша задача выбрать цветы, в названии которых есть мягкие согласные, сделать фонетическую запись слов. ( К доске вызывается один ученик).

Роза –[роза], ромашка- [рамашка], мимоза-[м’имоза], ландыш- [ландыш], колокольчик- [калакол’ч’ик], фиалка – [ф’иалка].

  • Молодцы, многие из вас правильно справились с заданием.
  • Физкультминутка.( 2 мин.)

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Б)Давайте с вами поиграем в игру « Особый порядок». ( 7 мин.)

(На столе лежат таблицы  с заданием для 1 варианта и 2 варианта). Дети самостоятельно выполняют задание.

В) В таблице записаны слова, выполните фонетическую запись этих слов.( по вариантам).К доске выходят 2 ученика с разными вариантами,остальные выполняют задания в тетради. ( 8 мин)

1 вариант: Паутина - паут’ина

                 Болото-  балота    

                 Ртуть- ртут'

                 Чайник- ч’ай’н’ик

2 вариант:

                  Паутина – паут’ина

                 Рулет- рул’эт

                 Молотьба – малат’ба

                  Слизь – сл’из’        

7.  Итог урока.    ( 5 мин)      

- Сегодня на уроке мы познакомились с твердыми и мягкими согласными, узнали как обозначается  мягкий согласный при фонетической записи слова.

- Ребята, какие согласные не имеют пары по твердости – мягкости ?( неимеют парных звуков твердые согласные ж,ш,ц и мягкие согласные ч’,щ’,й’)

А теперь, я хочу предложить вам сыграть в игру, я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

- Сегодня на уроке я узнал ….

- Я оцениваю свою работу в целом на  ……

8. Домашнее задание : № 54, упражнение 279.

          Спасибо за урок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Твердые и мягкие согласные". »



[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г '] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ']

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]



[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г '] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ']

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]



[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г '] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ']

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г '] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ']

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]



[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г '] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ']

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]



[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г '] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ']

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г '] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ']

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г '] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ']

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]


[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г '] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ']

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г '] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ']

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]



















лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш



лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш



лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш


лодка


тулуп

Плот

болото

глобус

ложка

шалаш








тюль


бельё

семья

мять

печень

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

Мять

мять

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль


бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

Бельё

Семья

Мять

Мять

Печь

Пять









1 вариант.


Паутина




Болото




Ртуть




Чайник



Выполните фонетическую запись слов.



2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.


Паутина




Рулет



Слизь



Молотьба



1 вариант.


Паутина




Болото




Ртуть




Чайник



Выполните фонетическую запись слов.

1 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.


Паутина




Болото




Ртуть




Чайник





2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.


Паутина




Рулет



Слизь



Молотьба



2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.


Паутина




Рулет



Слизь



Молотьба





1 вариант.

Распределите слова в таблицу : огороды, голова, борода, катушка, копыто, домовой, мель, Петя, пятка , сосиска, петушок, грива, гребешок, травинка, кадушка, лягушка, ириска, колокольчик.





Звонкие

согласные

Глухие

согласные

Глухие и звонкие согласные



Твердые согласные







Мягкие согласные






Твердые и мягкие согласные












2 вариант.

Петушок, гребешок, травинка ,голова, борода, грива, катушка, кадушка ,лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды ,колокольчик.

Выпишите следующие слова в таком порядке:

1.те, в которых есть только глухие согласные________________________________________

_______________________________________________________________________________

2.те,в которых согласные только звонкие____________________________________________

________________________________________________________________________________

3.те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные_____________________________________

________________________________________________________________________________

Тема урока : Твердые и мягкие согласные.

Цель :

1 Знать о различии твердых и мягких согласных ; об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова ; о парных и непарных по твердости – мягкости согласных.

2. Уметь различать твердые и мягкие согласные; обозначать мягкость при фонетической записи слова.





Ход урока.

  1. Организационный момент.( 1 мин.)

  2. Повторение пройденного материала ( 3 мин)

- Что изучает фонетика? (звуки)

- Сколько в русском языке букв? (33 буквы: 10 гласных,21 согласная,2 знака).

- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

- Какими бывают согласные звуки? (звонкие, глухие, парные, непарные, твердые и мягкие)

- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы произносим и слышим)

- Чем отличаются ь и ъ знаки от других букв? (они не имеют звуков).

3. Под диктовку записываются предложения.(составить схему предложений).( 7 мин.)

Олень сказал Герде: «Дальше я идти не могу».

« Снаряд !»-прокричал командир.

- А теперь давайте поиграем в игру « Невидимка» . У вас в предложениях записаны слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова- невидимки.( задание выполняется устно, всем коллективом).ОЛЕНЬ- ЛЕНЬ, СНАРЯД – НАРЯД

- Видите, ребята, изменение одного только звука ,полностью меняет лексическое значение слова. Именно об этом сегодня мы будем говорить.

Открываем тетради, записываем число, тему урока « Твердые и мягкие согласные».

Цель наша с вами: научиться правильно находить, называть твердый и мягкий согласный, обозначать мягкость согласного при фонетической записи слова.

4 Введение нового материала. ( 7 мин)

А)- Обратите внимание, ребята, как ь знак изменяет слово и его лексическое значение: МЕЛЬ- МЕЛ, СТАЛ – СТАЛЬ, ЕЛ -ЕЛЬ ( слова записаны на доске)

Мел- чем мы пишем на доске, а мель глубина реки.

-Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все буквы русского языка имеют пару по твердости- мягкости. ( на парте у детей лежит памятка « парные звуки») Но есть и такие, которые не могут образовывать пары. Это согласные [ж]

[ш],[ц]- они не могут образовывать мягкой пары [ч’],[щ’],[й’]- они не могут образовывать твердой пары. Посмотрите на свои памятки.

Б)Работа с учебником. Давайте с вами прочитаем правило помещенное на стр. 127 учебника. И так, ещё раз повторим, что для обозначения мягкости согласных в фонетике используется значок мягкости ['] справа вверху. Мягкость согласным дает ни только мягкий знак , но и гласные буквы: и,е,ю,я,ё.( на доске помещена таблица).

5. Закрепление материала. ( 5 мин.)

А)Ребятя , я вам предлагаю подойти к следующему заданию творчески. У меня на доске записаны названия цветов. Ваша задача выбрать цветы, в названии которых есть мягкие согласные, сделать фонетическую запись слов. ( К доске вызывается один ученик).

Роза –[роза], ромашка- [рамашка], мимоза-[м’имоза], ландыш- [ландыш], колокольчик- [калакол’ч’ик], фиалка – [ф’иалка] .

-Молодцы, многие из вас правильно справились с заданием.

6. Физкультминутка.( 2 мин.)

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки разведем

И побежим кругом.



Б)Давайте с вами поиграем в игру « Особый порядок». ( 7 мин.)

(На столе лежат таблицы с заданием для 1 варианта и 2 варианта). Дети самостоятельно выполняют задание.

В) В таблице записаны слова, выполните фонетическую запись этих слов.( по вариантам).К доске выходят 2 ученика с разными вариантами,остальные выполняют задания в тетради. ( 8 мин)

1 вариант: Паутина - паут’ина

Болото- балота

Ртуть- ртут'

Чайник- ч’ай’н’ик

2 вариант:

Паутина – паут’ина

Рулет- рул’эт

Молотьба – малат’ба

Слизь – сл’из’



7. Итог урока. ( 5 мин)

- Сегодня на уроке мы познакомились с твердыми и мягкими согласными, узнали как обозначается мягкий согласный при фонетической записи слова.

- Ребята, какие согласные не имеют пары по твердости – мягкости ?( неимеют парных звуков твердые согласные ж,ш,ц и мягкие согласные ч’,щ’,й’)

А теперь, я хочу предложить вам сыграть в игру, я начинаю предложение , а вы его заканчиваете.

- Сегодня на уроке я узнал ….

- Я оцениваю свою работу в целом на ……



8. Домашнее задание : № 54, упражнение 279.

Спасибо за урок.





































Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Верейская средняя общеобразовательная школа № 1.







Открытый урок по теме: « Твердые и мягкие согласные».

5 класс.



Учитель русского языка и литературы : Ларина Олеся Владимировна.



























2014 год.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку по теме "Твердые и мягкие согласные".

Автор: Ларина Олеся Владимировна

Дата: 26.06.2015

Номер свидетельства: 221493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "конспект урока русского языка для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "115812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412140725"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока русского языка по теме "Звуки и буквы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-zvuki-i-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "111523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407583325"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока русского языка по теме Твердые и мягкие согласные"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemietvierdyieimiaghkiiesoghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "267937"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450504738"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства