Конспект урока русского языка в 6 "а" классе "Род имен существительных"
Конспект урока русского языка в 6 "а" классе "Род имен существительных"
Тема урока: Род имен существительных.
Суть моего исследования- научить учеников взаимодействовать в групповой работе для развития коммуникативного навыка. .
Данный урок является третьим в серии уроков и для рефлексивного анализа выбрана ключевая идея из модуля «Диалоговое обучение», которая связана с темой и целями моего исследования «Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя» (РУ стр 144).
Цель данного урока: научить детей определять род имен существительных. К концу урока дети должны узнать основные способы определения рода, научиться правильно определять род имен существительных. Для достижения целей были использованы активные формы работы: работа в паре, в группе, исследовательская работа.
На уроке были выбраны следующие стратегии и задания
Краткая характеристика деятельности учеников и роли учителя при этом.
Деятельность учеников
С какой целью происходит применение
Роль учителя
Опрос на мотивационном этапе (прием «Верно ли …)
Опрос применяется с целью определения усвоения изученных знании , а также данный прием подводит детей к определению новой темы.
Имею возможность проверить знания по изученным темам, увидеть пробелы. Наблюдаю за тем, какова степень уверенности детей при выборе ответа.
Индивидуальная работа по изучению и чтению нового материала.
Работа в парах
Стратегия «Думай в паре и делись»
ВВУ: Объясните , как можно определить род у имен существительных?
Работа в 1 группе по составлению кластера, алгоритма определения рода (2 группа)и презентации группой ТиО.
Формативное оценивание между группами
Задание направлено на самостоятельное и вдумчивое чтение текста, на выявление непонятных вопросов.
Умение вести диалог в паре, обсудить сложные вопросы нового материала.
Составление кластера, алгоритма направлено на взаимодействие детей в группе, обсуждение проблемы , обмен мнениями. Составление презентации развивает творческий подход, умение работать с программой Роwerpoint.
Оценивание работы группы по критериям с целью определения уровня восприятия нового материала.попытке систематизировать имеющиеся
знания по той или иной проблеме.
Учитель наблюдает за работой самостоятельного чтения текста, кака дети могут выявить то, что им непонятно.
Данный вид работы позволяет увидеть учителю, как взаимодействуют дети в паре, в группе, наблюдает за учениками с целью определения степени понимания ими материала,консультирует как лучше составить вопросы, корректирует ошибки.
Учитель консультирует, направляет работу спикера , наблюдает за работой каждого члена группы
Учитель консультирует, направляет, наблюдает за работой детей, данный вид задания дает возможность учителю определить уровень творческих способностей.
Отслеживание того, как дети умеют оценивать работу группы по критериям.
Этап закрепления
Индивидуальная работа (разноуровневые задания)
Формативное оценивание
Творческое задание :эссе на тему «Что интересного я узнал о роде имен существительных»
Исследовательская работа в группе ТиО
Разноуровневые задания позволяют определить уровень знании учеников по теме, позволяют узнать развитие учебных навыков , способность достижения высокого уровня.Цель задании: Уровень «А»-определить род имен существительных.; уровень «В»-определить род существительных и согласовать существительные с прилагательными.; уровень «С»-из слов составить пословицы , определяя род имен существительных. Объяснить смысл пословиц.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Задание направлено на решение общей проблемы, обмен идеями и мнениями, умения слушать и слышать друг друга, выдвигать гипотезы и рассуждать.
Учитель наблюдает за саморегуляцией учащихся, как проходит совместное обучение ТиО, оказывают ли помощь менее уверенным ученикам.Консультировала и оказывала помощь менее способным ученикам. Наблюдение за тем, как умеют проверить по ключам свою работу дети .
Учителю дана возможность увидеть творческий потенциал детей, уровень развития письменной речи. Роль учителя корректировать , задавать направляющие вопросы, учить последовательно излагать мысли.
Наблюдение за совместной работой учеников, каким образом задают вопросы, как обосновывают свои мысли, каким образом приходят к общему мнению.
Рефлексия
Направлена на возможность определения того, как дети наблюдали за работой друг друга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1 Верно ли, что имя существительное обозначает признак предмета?
2.Верно ли , что существительное отвечает навопросы кто? Что?
3.собственные существительные отвечают на вопрос кто?
4.Существительные относятся к 4 родам?
Знакомство учеников с темой и целями урока
Инструкция , консультирование, наблюдение за выполнением заданий № 3,8; опрос учащихся и реакция на их ответы; оценивание критического мышления.
Усвоение новых знаний
20 мин
Закрепление изученного материала
15 мин
ВВУ: Объясните , какими способами можно определить род имен существителдьных?
Работа в парах (стратегия «Думай в паре и делись») Задание: Попробуйте по данному материалу объяснить ,как правильно определить род существительных, какими способами можно определить род.
Цель задания: я смогу определить род существительных.
Индивидуальная работа ( чтение текста). На стикерах указывают непонятное (комментарий учителя)
Работа в паре по обсуждению трудных вопросов.
Обмен мнениями между парами.;
Составление алгоритма по определению рода (1 группа),
Формативное оценивание между группами по критериальной таблице
Опрос
1.Что помогает определить род существительных?
2.От чего зависит правильность определения рода?
3.Предположите, что было бы если существительные относились бы к 5 родам?
Физминутка
Раз-подняться, подтянуться,
Два-согнуться, разогнуться,
Три-в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-ноги шире
Пять –руками помахать
Шесть- за стол тихонько сесть..
Индивидуальная работа
Выполнение упражнения по определению рода у существительных
Творческое задание : написать эссе на тему : « что интересного я узнал о роде имен существительных»
Критериальное оценивание.
Опрос:
1.Какие ошибки можно допустить при определении рода?
Наблюдает, консультирует, дополняет.
Фокусирование внимания учеников на правилах работы в группе.
Наблюдение за заданием №2, 4,5,6,7,8
Учитель-наставник
Наблюдение за работой каждого ученика, корректировка
Парная беседа в целях развития критического мышления; оценивание степени понимания; совместное обучение: талантливые и одаренные; создание коллаборативной среды, оценивание критического мышления.
Учитель-руководитель
Наблюдение за выполнением заданий № 2;4, 8; создание коллаборативной среды, оценивание степени понимания, оценивание критического мышления.
Наблюдение за выполнением заданий № 3, 4;.опрос учащихся и реакция на их ответы, оценивание степени понимания.
Наставник-руководитель
Наблюдение за выполнением заданий №,7,8;
совместное обучение ТиО, оценивание критического мышления.
Ответы.
Наблюдение за выполнением задания № 3 . опрос учащихся и реакция на их ответы
Учебник, ватман, стикеры, маркеры.
Инструктаж по стратегии «Зигзаг 2»
ноутбуки
Домашнее задание (2 мин)
Записывают в дневниках домашнее задание: Уровень А-подберите и запишите не менее
5 существительных, род которых сложно
определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения
Уровень В-составьте 5-6 предложении , используя слова мужского , женского и среднего рода.
Уровень С-распределить слова в 3 группы : мужского , женского и среднего рода.
Инструктаж по домашнему заданию
Рефлексия
(3мин)
Рефлексия.
На парте у каждого ребенка лежат три цветочка разного цвета.
Голубой цветочек подарите самому вежливому в общении (кому хочется сегодня сказать спасибо), зеленый – самому уступчивому, покладистому, фиолетовый – самому скромному с вашей точки зрения.
А теперь, ребята, поднимите вверх голубые цветы. Спасибо вам за вашу вежливость. Поднимите зеленые цветы. Спасибо вам за то, что вы умеете уступать другим ребятам. Поднимите фиолетовые цветы. А вам, ребята, спасибо за вашу скромность.
Наличие у вас этих цветов говорит о том, что работа в группах удалась, что мы умеем общаться, уважать друг друга, умеем сотрудничать.
Спасибо всем за труд!
Наблюдение за выполнением задания № 4;
Оценивание степени понимания.
Разноцветные цветочки
приложение:
ОЦЕНИВАНИЕ ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИИ ПО ТЕМЕ : «Имя существительное . Род имен существительных».
критерии
баллы
Дескрипторы
А
Знание и понимание
2 балла
2
Знаю, 3 рода имен существительных.
Знаю, как определять род существительных
1
Знаю способы определения рода.
В
применение
2
Умею находить в тексте существительные женского, мужского и среднего рода.
Умею согласовывать сущ женского , мужского и среднего рода с прилагательными.
1
Могу составить алгоритм определения рода.
С
анализ и синтез
2
Я могу использовать сущ мужского , женского и среднего рода в речи..
Оценивание 8-6 баллов-«5»
5-4- балла-«4»
3 балла –«3»
Индивидуальное оценивание (№2)
Список
учеников
Выдвижение идей
Вовлечение
товарищей в работу
Оригинальность идей
Задавание
вопросов
Умение
отвечать
на вопросы
Общий балл
Иван
Ольга
. Задание “Оцени себя сам” /раздаточный материал/
М
Ж
Ср
М
Ж
Ср
Слон
Сосна
Ручка
Шапка
Полотно
Солнце
Зрелище
Тигр
Водопад
Тетрадь
Кепка
Неприятность
Зубр
Ворон
В каком ряду род всех существительных определён правильно?