– Игра “Кто быстрее и правильнее” Записать в два столбика диктуемые учителем слова с приставками на З –, С –, и и приставкой С –, обозначить орфограмму
З раздать воздержаться развесили взмахнуть возгорится взбираться
С сделать распустить сделано испугаться бескрайний бескозырка вспоминать
– Подведение итогов работы.
III. Объяснение новой темы.
– Слово учителя.
Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы.
Исследование записи на доске:
история – предыстория интересный – безынтересный играть – отыгрывать
К
Р
О
М
Е
меж – межиздательский
сверх – сверхинтересный
контр – контригра
дез – дезинформация
Слева, записанные слова с русскими приставками, а справа – с иноязычными приставками.
Запомните иноязычные приставки!
Сформулируйте правило правописания букв Ы, И после приставок на согласный.
IV. Закрепление.
– выполнение упражнения:
– напишите мини-сочинение, используя данные слова:
предыстория, небезызвестный, небезынтересный, предыдущий, отыскать и другие.
V. Проверка и подведение итогов урока.
1. Высказывание на лингвистическую тему.
I ряд о правописании приставок на З –, С–
II ряд о правописании букв И – Ы после Ц
III ряд о правописании букв И –Ы после приставок на согласный
2. Объявление отметок.
VI. Домашнее задание.
Параграф 25, повторить теорию, обозначение орфограммы, упр. 135, выполнить задание по карточкам.
Карточка № 1
Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.
Без…дейность, равнодушие, бе…духовность надо изж…вать всеми силами. На пред…дущем уроке уч…шиеся пок…зали непл…хие знания. Ж…ри под…тожило результаты состязаний. После землетр…сения люди всего мира оказывали помощ… Армении. На арене ц…рка выступали ж…нглеры. Сверх…нтересный спектакль открыл т…атральный сезон.
5. Ознакомление с написанием гласных букв Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласный.
Выполните морфемный разбор слов третьей группы, припишите к каждому из них однокоренные слова без приставок.
Что вы заметили?
В каких же случаях после приставок, оканчивающихся на согласный, на месте И в однокоренном слове без приставки пишется Ы?
Учащимся предлагается рассмотреть и дополнить примерами соответствующую таблицу.
Ы пишется
И пишется
после русских приставок на согласную
после русских приставок меж-, сверх-
после иноязычных приставок
в сложных словах
1. пред- + история =
предыстория
2. раз- + искать =
разыскать = розыск
3. под- + итожить =
____________________
4......- + искусный =
____________________
пединститут
5......- + интерес + ...
= _____________________
6......- + имя + ...
=_____________________
7.без- + известный
= _____________________
8......- + исход = _____
______________________
слово – исключение:
взимать
вз + др.рус. имати (брать)
но:
отымать
Самостоятельно сформулируйте правило написания гласных Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласный.
Он был без__нициативен до такой степени, что не мог под__тожить небез__звестные ему факты из пред__дущих параграфов. От без__сходности он без__скусно кусал свой без__мянный палец и с__знова пытался выполнить вполне бесх__тростное, но сверх__нтересное задание.
7. Итог урока.
Что нового о написании разделительного Ъ и Ь в словах вы узнали на данном уроке?
Какую работу вам необходимо было проделать, чтобы самостоятельно сформулировать правило написания букв Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласный?
8. Домашнее задание.
Напишите сочинение «Игра». Постарайтесь максимально (но уместно) использовать слова с орфограммой «гласная Ы после приставок». Например: разыгрывается, безынициативный, предыдущая, подыскать, безызвестный, предыстория и др.