kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "«Определенно-личные предложения»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Обучающая: определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Определенно-личные предложения», научить обучающихся конструировать определенно-личные предложения и употреблять их в речи, углубить представление об определенно-личных предложениях, показать синтаксическую синонимичность двусоставных и односоставных предложений, работа по развитию речи. Развивающая: развитие речи-обогащение и усложнение словарного запаса, развить умение анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывающая: формирование глубокого уважения к языку и умение грамотно выражать свои мысли. Тип урока: формирование знаний и умений. Вид урока: обобщение знаний по теме. Методические приемы: тренировочные упражнения, проверочная работа, работа над речевыми нормами, словарная работа. Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, печатные листы. Ход урока. I. Слово учителя. Здравствуйте, ребята. II. Введение в учебную ситуацию. Желаю вам удачи на сегодняшнем уроке! (Слайд 1). Кстати, каким односоставным предложением является мое предложение? - Определенно-личное предложение. III. -Значит, тема сегодняшнего урока? - Определенно-личные предложения. - Запишите в тетрадях дату, тему урока. Сегодня обобщающий урок по теме «Определенно-личные предложения». (Слайд 2) Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. - Повторить об определенно-личных предложениях, развивать умения отличать определённо-личные предложения от двусоставных предложений (Слайд 3). Рассмотрите общую схему двусоставного простого предложения. Подумайте и скажите, чем она отличается от схемы односоставного предложения (Слайд 4,5,6) - В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого. Оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого. - Какие виды односоставных предложений вы знаете? -Определённо-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. - Какие предложения называем определенно-личными? Вспомним признаки определенно-личных предложений. Таблица вам поможет ответить на вопрос. (Слайд 7-8). - Определенно-личные предложения-односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа, настоящее и будущее время, изъявительное, повелительное наклонение. -Обязательно ли подлежащее в таких предложениях? Почему? -Нет. Так как окончание этих глаголов в этих формах достаточно определенно указывают на лицо и число (я, ты, мы, вы). IV. -Работаем в парах, задание выполняем устно. Заполнить таблицу своими примерами. (Слайд 9). Способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях Примеры Глагол 1 лица единственного числа, настоящего или будущего времени Глагол 2 лица единственного числа, настоящего или будущего времени Глагол 1 лица множественного числа, настоящего или будущего времени Глагол 2 лица множественного числа, настоящего или будущего времени Глагол 2 лица единственного числа, повелительного наклонения - Я прочитаю вам предложения, а вы попробуйте определить определенно-личное или двусоставное предложение. 1. Люблю березку русскую то светлую, то грустную. (Односоставное, определенно-личное). 2. Песню я про тебя пою. (Двусоставное.) 3. Что ты на меня так пристально смотришь? (Двусоставное.) 4.Вдруг слышу крик и конский топот. (Односоставное, определенно-личное). V. - Перед вами листки с текстами для редактирования. Прочитайте текст внимательно. Представьте, что вы являетесь редактором газеты. Могли бы вы поместить такой текст в газете? Почему? Отредактируем этот текст. Что для этого нужно делать? - Заменить некоторые двусоставные предложения односоставными. - Почему это возможно? - Эти предложения будут синтаксическими синонимами. - Запишите текст в исправленном виде. Прочитайте, что у вас получилось. Проведем стилистический эксперимент. Я пробираюсь по лесу со всей осторожностью. Я остерегаюсь наступать на сухие сучки, которые ломаются с громким треском. Я прислушиваюсь к каждому звуку, шороху, писку, свисту. Я окидываю взглядом лесные дорожки, тропочки. Я тщательно исследую звериные норки, логова. Я поднимаю упавшие птичьи перышки и по ним определяю, какие птицы гнездятся тут. Услышав тревожный голосок птицы, я останавливаюсь, прислушиваюсь и точно узнаю, кого или чего испугалась. -Вывод. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Дают возможность избежать повторения личных местоимений. Односоставные предложения являются средством лаконичности. -Следующее задание выполняем письменно. Найдите и выпишите определенно-личные предложения и скажите, какой формой глагола выражено в них сказуемое. (Слайд 10). Зимой в лесу. Бывали вы, ребята, зимой в лесу? Как хорошо в ясный зимний день отправиться на лыжах в лес! Все тропинки покрыты пушистым снегом. Вокруг полная тишина. Только слышится легкий скрип лыж. Как прекрасны ели и сосны в зимнем наряде! Прислонишься к дереву, постоишь несколько минут, прислушаешься. А оно о чем-то шумит и шумит. Домой приходишь веселый, довольный и немного усталый. Рассказываешь товарищу о прогулке, впечатлениях. Ребята, идите в зимний лес! Не бойтесь холода, чаще ходите на лыжах! Помните, лыжная прогулка укрепляет ваше здоровье! (Н.Бебешиной). -Приклонишься, постоишь, прислушаешься-2 лицо ед.ч., будущее время. Приходишь, рассказываешь-2 лицо ед.ч., настоящее. Не бойтесь, идите, ходите, помните-2 лицо множественное число повелительного наклонение. -В предложении «Ребята, идите в зимний лес» чем является слово Ребята? -Обращением. Вывод. В Определенно-личных предложениях часто употребляются обращения. Приведите свои примеры. Работаем с учебником, открываем страницу, выполняем упражнение 207. 1.Познакомимся, познакомьтесь; (на доске) 2.Встанем, встаньте; 3.Приготовимся, приготовьтесь; 4.Поднимем, поднимите; 5.Повторим, повторите; 6.Отдохнем, отдохнёте. -В каких стилях используются определенно-личные предложения? -В различных стилях речи. -Работа в группах. 1.Задание. Поздравьте кого-либо из своих родных или друзей с праздником или днем рождения, используя определенно-личные предложения. 2.Задание. Составьте рассказ, как вы проводите свой выходной день, назовите, чем вы любите заниматься. 3.Задание. Преобразуйте данные односоставные определенно-личные предложения двусоставные. Определите, какие предложения звучат более лаконично. -Определить стиль речи. 1. Мой юный читатель! Люби свою родную землю, каждую травинку на ней, школу, учителей, твое место за партой. Береги все и дорожи всем. Дорожи советом старшего товарища, усталыми от труда руками твоей матери и отца, каждой морщинкой на их лице. Люби все это больше себя, учись и трудись, прославляй свою Отчизну. (Е.Кошевая.) 2.Прогулка. Бегу на лыжах по лесу, Бегу, бегу. За мной вдогонку полосы Бегут в снегу. Бегу на лыжах по лесу, То я влечу в сугроб, То вдруг ледышка по носу Меня легонько хлоп! То на пенек напорешься, Случается в пути. Бегу на лыжах по лесу Вдруг слышу: «Пропусти!» Девчонка долговязая Кричит: «Ой, догоню!» Как будто бы я обязан я Ей уступать лыжню. Мы стукаемся лыжами И, в снег столкнув меня, Она вопит обиженно: - Дорогу, размазня! (А.Барто.) 3.Бережно относитесь ко всему живому в природе. Помните, что многие насекомые опыляют растения и повышают урожай. Не позволяйте разорять муравейники. Муравьи, населяющие один большой муравейник, уничтожают в течение года до одного миллиона вредных насекомых. Все цветные бабочки полезны как опылители. Не разрешайте ловить цветных бабочек для забавы. Нельзя проходить мимо всего, что губит природу, наносит ей непоправимый вред. - Почему в этом тексте определенно-личные предложения имеют обобщённое значение. Объясните выделенные орфограммы. Задание. -Миниатюрное сочинение по картине И.И. Шишкина «Зима в лесу» на тему «В зимнем лесу». (Слайд 11.) - Определенно-личные предложения могут иметь обобщённое значение, особенно в пословицах и афоризмах, а также в поэтической речи. Вспомните пословицы и афоризмы. Игра называется «Продолжи строчку». Что посеешь, то и пожнешь. Из песни слов не выкинешь. Цыплят по осени считают. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. По одежке протягивают ножки. По одежке встречают, по уму провожают. Век живи - век учись. -Я предлагаю вам немного отдохнуть. Обратите внимание на экран. (Слайд 12.) Вы видите ряд предложений, причем вы уже можете сказать, какие они (односоставные, определенно-личные предложения). Все вместе не только проговорим эти предложения, но и покажем их жестами. Думаю, Творю, Пишу, Поднимусь и Расскажу. Поэтическая разминка «Продолжи строчку». 1) Во глубине сибирских руд (Храните гордое терпенье). (А.С.Пушкин) 2) Люблю (грозу в начале мая) (Ф.Тютчев) Слайд 14-15 Разгадайте ключ шифра и прочитайте пословицу. К какому типу односоставных предложений она относится? 1-4 1-2; 2-1; 2-2;2-3;1-4;2-1;2-4;2-1 1-5;2-1;1-7;1-3;1-7;2-1 2-4;2-5;1-1;2-7;2-3;1-8;1-6;1-1 2-5;1-1;2-8;1-6;2-6 Ключ 1 2 3 4 5 6 7 8 1 а ч и в ц у н т 2 е л о к р м с з В человеке цени не красоту, а разум. Тестирование взаимопроверкой. Слайд 16. 1. В-1.Определенно-личные предложения - это односоставные предложения… Обведите номера правильных ответов. 2.Односоставным является предложение: 1) Идешь по лесу и слушаешь голоса птиц. 2) Особенно много перепелов водилось в степных краях. 3) Через час мы уезжаем с Казанского вокзала. 3.Правильно указана грамматическая основа предложения: 1) Ему все завидовали. 2)Из песни слова не выкинешь. 3) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! (И.Крылов) 4.Определенно-личным является предложение: 1) Жду от тебя вестей. 2)Пойдемте в сад. 3) Мне что-то не спится. 5. Правильно определена форма главного члена предложения: 1) Приучайте (изъявит.накл., наст.вр., 2-ел., мн.ч) себя к сдержанности. 2)Покажи (повел.накл., 2-ел., ед.ч) мне шлем, Иван.(А.С.Пушкин) 3) Завтра пойду (изъяв.накл., будущ.вр., 1-е л., ед.ч.) на экзамен. 6.Главный член выражен глаголом во 2-м лице единственного числа изъявительного наклонения в предложении: 1) Отойди, пожалуйста, от края. 2) Идете домой? 3) Идешь, бывало, задумаешься и не слышишь ничего вокруг. VI. Подведение итогов самими обучающимися. Домашнее задание. По выбору: 1) Выполнение из учебника упражнение 208. 2)Выписать 6 предложений из произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» с определенно-личными предложениями. 3) Сочинение – миниатюра на тему «Природа моего края». VII. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "«Определенно-личные предложения»" »

МКОУ «Енапаевская средняя общеобразовательная школа»







Урок русского языка в 8 классе

«Определенно-личные предложения»





Рахимова И.Д.-учитель русского языка и

литературы

























Цель. Обучающая: определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Определенно-личные предложения», научить обучающихся конструировать определенно-личные предложения и употреблять их в речи, углубить представление об определенно-личных предложениях, показать синтаксическую синонимичность двусоставных и односоставных предложений, работа по развитию речи.

Развивающая: развитие речи-обогащение и усложнение словарного запаса, развить умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающая: формирование глубокого уважения к языку и умение грамотно выражать свои мысли.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Вид урока: обобщение знаний по теме.

Методические приемы: тренировочные упражнения, проверочная работа, работа над речевыми нормами, словарная работа.

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, печатные листы.


Ход урока.

I. Слово учителя. Здравствуйте, ребята.

II. Введение в учебную ситуацию.

Желаю вам удачи на сегодняшнем уроке! (Слайд 1). Кстати, каким односоставным предложением является мое предложение?

- Определенно-личное предложение.

III. -Значит, тема сегодняшнего урока?

- Определенно-личные предложения.

- Запишите в тетрадях дату, тему урока. Сегодня обобщающий урок по теме «Определенно-личные предложения». (Слайд 2)

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.

- Повторить об определенно-личных предложениях, развивать умения отличать определённо-личные предложения от двусоставных предложений (Слайд 3).

Рассмотрите общую схему двусоставного простого предложения. Подумайте и скажите, чем она отличается от схемы односоставного предложения (Слайд 4,5,6)

- В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого. Оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.

- Какие виды односоставных предложений вы знаете?

-Определённо-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.

- Какие предложения называем определенно-личными? Вспомним признаки определенно-личных предложений. Таблица вам поможет ответить на вопрос. (Слайд 7-8).

- Определенно-личные предложения-односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа, настоящее и будущее время, изъявительное, повелительное наклонение.

-Обязательно ли подлежащее в таких предложениях? Почему?

-Нет. Так как окончание этих глаголов в этих формах достаточно определенно указывают на лицо и число (я, ты, мы, вы).

IV. -Работаем в парах, задание выполняем устно. Заполнить таблицу своими примерами. (Слайд 9).

Способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях

Примеры

Глагол 1 лица единственного числа, настоящего или будущего времени


Глагол 2 лица единственного числа, настоящего или будущего времени


Глагол 1 лица множественного числа, настоящего или будущего времени


Глагол 2 лица множественного числа, настоящего или будущего времени


Глагол 2 лица единственного числа, повелительного наклонения


- Я прочитаю вам предложения, а вы попробуйте определить определенно-личное или двусоставное предложение.

  1. Люблю березку русскую то светлую, то грустную. (Односоставное, определенно-личное).

  2. Песню я про тебя пою. (Двусоставное.)

  3. Что ты на меня так пристально смотришь? (Двусоставное.)

4.Вдруг слышу крик и конский топот. (Односоставное, определенно-личное).

V. - Перед вами листки с текстами для редактирования. Прочитайте текст внимательно. Представьте, что вы являетесь редактором газеты. Могли бы вы поместить такой текст в газете? Почему? Отредактируем этот текст. Что для этого нужно делать?

- Заменить некоторые двусоставные предложения односоставными.

- Почему это возможно?

- Эти предложения будут синтаксическими синонимами.

- Запишите текст в исправленном виде. Прочитайте, что у вас получилось. Проведем стилистический эксперимент.

Я пробираюсь по лесу со всей осторожностью. Я остерегаюсь наступать на сухие сучки, которые ломаются с громким треском. Я прислушиваюсь к каждому звуку, шороху, писку, свисту. Я окидываю взглядом лесные дорожки, тропочки. Я тщательно исследую звериные норки, логова. Я поднимаю упавшие птичьи перышки и по ним определяю, какие птицы гнездятся тут. Услышав тревожный голосок птицы, я останавливаюсь, прислушиваюсь и точно узнаю, кого или чего испугалась.

-Вывод. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Дают возможность избежать повторения личных местоимений. Односоставные предложения являются средством лаконичности.

-Следующее задание выполняем письменно. Найдите и выпишите определенно-личные предложения и скажите, какой формой глагола выражено в них сказуемое. (Слайд 10).

Зимой в лесу.

Бывали вы, ребята, зимой в лесу? Как хорошо в ясный зимний день отправиться на лыжах в лес! Все тропинки покрыты пушистым снегом. Вокруг полная тишина. Только слышится легкий скрип лыж. Как прекрасны ели и сосны в зимнем наряде! Прислонишься к дереву, постоишь несколько минут, прислушаешься. А оно о чем-то шумит и шумит. Домой приходишь веселый, довольный и немного усталый. Рассказываешь товарищу о прогулке, впечатлениях.

Ребята, идите в зимний лес! Не бойтесь холода, чаще ходите на лыжах!

Помните, лыжная прогулка укрепляет ваше здоровье! (Н.Бебешиной).

-Приклонишься, постоишь, прислушаешься-2 лицо ед.ч., будущее время.

Приходишь, рассказываешь-2 лицо ед.ч., настоящее.

Не бойтесь, идите, ходите, помните-2 лицо множественное число повелительного наклонение.

-В предложении «Ребята, идите в зимний лес» чем является слово Ребята?

-Обращением.

Вывод. В Определенно-личных предложениях часто употребляются обращения. Приведите свои примеры.

Работаем с учебником, открываем страницу, выполняем упражнение 207.

1.Познакомимся, познакомьтесь; (на доске)

2.Встанем, встаньте;

3.Приготовимся, приготовьтесь;

4.Поднимем, поднимите;

5.Повторим, повторите;

6.Отдохнем, отдохнёте.

-В каких стилях используются определенно-личные предложения?

-В различных стилях речи.

-Работа в группах.

1.Задание. Поздравьте кого-либо из своих родных или друзей с праздником или днем рождения, используя определенно-личные предложения.

2.Задание. Составьте рассказ, как вы проводите свой выходной день, назовите, чем вы любите заниматься.

3.Задание. Преобразуйте данные односоставные определенно-личные предложения двусоставные. Определите, какие предложения звучат более лаконично.

-Определить стиль речи.

1. Мой юный читатель!

Люби свою родную землю, каждую травинку на ней, школу, учителей, твое место за партой. Береги все и дорожи всем. Дорожи советом старшего товарища, усталыми от труда руками твоей матери и отца, каждой морщинкой на их лице.

Люби все это больше себя, учись и трудись, прославляй свою Отчизну. (Е.Кошевая.)

2.Прогулка.

Бегу на лыжах по лесу,

Бегу, бегу.

За мной вдогонку полосы

Бегут в снегу.

Бегу на лыжах по лесу,

То я влечу в сугроб,

То вдруг ледышка по носу

Меня легонько хлоп!

То на пенек напорешься,

Случается в пути.

Бегу на лыжах по лесу

Вдруг слышу: «Пропусти!»

Девчонка долговязая

Кричит: «Ой, догоню!»

Как будто бы я обязан я

Ей уступать лыжню.

Мы стукаемся лыжами

И, в снег столкнув меня,

Она вопит обиженно:

- Дорогу, размазня! (А.Барто.)


3.Бережно относитесь ко всему живому в природе. Помните, что многие насекомые опыляют растения и повышают урожай. Не позволяйте разорять муравейники. Муравьи, населяющие один большой муравейник, уничтожают в течение года до одного миллиона вредных насекомых. Все цветные бабочки полезны как опылители. Не разрешайте ловить цветных бабочек для забавы. Нельзя проходить мимо всего, что губит природу, наносит ей непоправимый вред.

- Почему в этом тексте определенно-личные предложения имеют обобщённое значение. Объясните выделенные орфограммы.

Задание.

-Миниатюрное сочинение по картине И.И. Шишкина «Зима в лесу» на тему «В зимнем лесу». (Слайд 11.)

- Определенно-личные предложения могут иметь обобщённое значение, особенно в пословицах и афоризмах, а также в поэтической речи. Вспомните пословицы и афоризмы.

Игра называется «Продолжи строчку».

Что посеешь, то и пожнешь.

Из песни слов не выкинешь.

Цыплят по осени считают.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

По одежке протягивают ножки.

По одежке встречают, по уму провожают.

Век живи - век учись.

-Я предлагаю вам немного отдохнуть. Обратите внимание на экран. (Слайд 12.) Вы видите ряд предложений, причем вы уже можете сказать, какие они (односоставные, определенно-личные предложения).

Все вместе не только проговорим эти предложения, но и покажем их жестами.

Думаю,

Творю,

Пишу,

Поднимусь и

Расскажу.

Поэтическая разминка «Продолжи строчку».

  1. Во глубине сибирских руд (Храните гордое терпенье). (А.С.Пушкин)

  2. Люблю (грозу в начале мая) (Ф.Тютчев)

Слайд 14-15

Разгадайте ключ шифра и прочитайте пословицу. К какому типу односоставных предложений она относится?

1-4 1-2; 2-1; 2-2;2-3;1-4;2-1;2-4;2-1 1-5;2-1;1-7;1-3;1-7;2-1

2-4;2-5;1-1;2-7;2-3;1-8;1-6;1-1 2-5;1-1;2-8;1-6;2-6

Ключ


1

2

3

4

5

6

7

8

1

а

ч

и

в

ц

у

н

т

2

е

л

о

к

р

м

с

з

В человеке цени не красоту, а разум.

Тестирование взаимопроверкой. Слайд 16.

  1. В-1.Определенно-личные предложения - это односоставные предложения…

Обведите номера правильных ответов.

2.Односоставным является предложение:

1) Идешь по лесу и слушаешь голоса птиц.

2) Особенно много перепелов водилось в степных краях.

3) Через час мы уезжаем с Казанского вокзала.

3.Правильно указана грамматическая основа предложения:

1) Ему все завидовали.

2)Из песни слова не выкинешь.

3) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! (И.Крылов)

4.Определенно-личным является предложение:

1) Жду от тебя вестей.

2)Пойдемте в сад.

3) Мне что-то не спится.

5. Правильно определена форма главного члена предложения:

1) Приучайте (изъявит.накл., наст.вр., 2-ел., мн.ч) себя к сдержанности.

2)Покажи (повел.накл., 2-ел., ед.ч) мне шлем, Иван.(А.С.Пушкин)

3) Завтра пойду (изъяв.накл., будущ.вр., 1-е л., ед.ч.) на экзамен.

6.Главный член выражен глаголом во 2-м лице единственного числа изъявительного наклонения в предложении:

1) Отойди, пожалуйста, от края.

2) Идете домой?

3) Идешь, бывало, задумаешься и не слышишь ничего вокруг.

VI. Подведение итогов самими обучающимися.

Домашнее задание. По выбору: 1) Выполнение из учебника упражнение 208.

2)Выписать 6 предложений из произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» с определенно-личными предложениями.

3) Сочинение – миниатюра на тему «Природа моего края».

VII. Рефлексия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка на тему "«Определенно-личные предложения»"

Автор: Рахимова Илзия Давлятовна

Дата: 30.06.2015

Номер свидетельства: 221963

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства