kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Образность каждого слова..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый урок на тему"Образность каждого слова." ориентирован на развитие творческих способностей учащихся и воспитание чувства любви к родной природе.

Цели урока - формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом;повторение основных речеведческих понятий при анализе текста художественного стиля.

Задача урока - составление нового текстав форме эссе на основе исходного.

Основные этапы урока:целеполагание, чтение и анализ текста, повторение основных речеведческих понятий, подготовка к сочинению в жанре эссе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Образность каждого слова..."»


Муниципальное казенное образовательное учреждение

Элвгинская общеобразовательная средняя школа






Урок развития речи.


«Образность каждого слова…»


Разработка урока в 11 классе





Шовгорова Евгения Сангаджи-

Горяевна ,

учитель русского языка и литературы.






п.Элвг

2013г.

«Образность каждого слова…»

(Урок развития речи).


Цели урока :

Формирование и закрепление у учащихся навыков работы с

текстом; обобщение и углубление знаний по теме «Художественный

стиль речи»; повторение основных признаков эссе и развитие

творческих способностей учащихся; развитие чувства прекрасного,

любви к родной природе.

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийный проектор;

Роман «Тихий Дон» и другие произведения М.А.Шолохова.

Эпиграф к уроку (слайд ):

«…Дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной

образности каждого слова, поскольку оно преподносится в

художественных целях».

А.М. Пешковский.

Словарь урока:

Эссе (с французского essаi - «попытка, проба») – литературное произведение

небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее

личные, индивидуальные впечатления, суждения и соображения по конкретному

вопросу, проблеме. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а

изображение впечатленний, раздумий, ассоциаций. Эссе предполагает выражение

автором своей точки зрения, субъективной, личной оценки предмета рассуждения.


Словарь донских говоров.

  1. Вилюжина – зигзаг.

  2. Суходол – долина, местность в водоразделах, заполняемая лишь талыми водами.

  3. Шлях – наезженная дорога, путь.

  4. Яр - обрывистый высокий и крутой берег, подмываемый рекой, глубокий овраг.



Ход урока.


І. Беседа.


- Сегодня мы продолжим разговор об основных признаках художественного стиля речи на примере романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». М.А. Шолохов – наш земляк, и мы не можем не гордиться этим. Ему, великолепному мастеру слова, и посвящается наш урок. Прочитаем высказывание о замечательном русском писателе (демонстрация слайда):

«Как степной цветок, живым пятном встают рассказы

М.Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь -

перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык,

которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна

жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых

моментах, и оттого они пронизывают. Огромное знание того, о

чем рассказывает. Тонкий, схватывающий глаз. Умение

выбрать из многих признаков наихарактернейшие».

А.С . Серафимович.


Вначале урока провести физминутку «Для глаз».

- Что нового и интересного вы узнали М.А.Шолохове? (ответы учащихся).

- В чем своеобразие языковой манеры М.А.Шолохова? В чем его самобытность? (ответы учащихся).

- М.А.Шолохов – особая страница в истории русской классической литературы, значительная фигура не только в русской, но и в мировой культуре. На уроках литературы мы говорили о мастерстве художника, великие произведения которого отличаются глубиной мысли, помогают понимать жизнь в ее непрестанном развитии. Отмечали оригинальный шолоховский стиль, в котором синтезированы устно-поэтические, просторечные, разговорные формы языка и тонко обработанная книжная речь. Еще раз убедиться в этом нам поможет отрывок из романа «Тихий Дон», над которым мы с вами сегодня и будем работать.

Скажите, пожалуйста, что является ярким образом нашего, донского края? (степь).

- Многие писатели обращались к описанию одного из красивейших уголков природы – степи. Но именно под пером замечательного мастера слова М.А.Шолохова степь предстает перед нами как один из интереснейших уголков природы. Послушайте, пожалуйста, небольшой отрывок из романа-эпопеи «Тихий Дон». (Чтение текста сопровождается показом слайдов с изображением степи в разное время года и суток).

1.Вызрел ковыль. 2.Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. 3.Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо - опаловые. 4.Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.

5.Отцвели разномастные. 6.На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. 7.Короткие ночи истлевали быстро. 8.По ночам на обуглено-черном небе несчетные сияли звезды; месяц-казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями.

9.Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. 10.Забились гордые звездные шляхи, не попранные ни копытом, ни ногой; пшеничная россыпь звезд гибла на сухом, черноземно-черном небе, не всходя и не радуя ростками; месяц – обсохлым солончаком, а по степи – сушь, сгибшая трава, и по ней белый неумолчный серебряный перепелиный бой да металлический звон кузнечиков…

11.А днями – зной, духота, мглистое курево. 12.На выцветшей голубени неба – нещадное солнце, бестучье да коричневые стальные полудужья распростертых крыльев коршуна. 13.По степи слепяще, неотразимо сияет ковыль, дымится бурая, верблюжьей окраски, горячая трава; коршун, кренясь, плывет в голубом небе, - внизу, пл трпве, неслышно скользит его огромная тень.

14…Степь горяча, но мертва, и все окружающее прозрачно-недвижимо. 15. Даже курган синеет на грани видимого сказочно и невнятно, как во сне…

16.Степь родимая! 17.Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. 18.На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько- соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. 19.Родимая степь под низким донским небом! 20.Вилюжины балок суходолов, красно-глинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу… 21.Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь! (М.Шолохов. «Тихий Дон». Том.2, книга 3-я, часть VI, глава 6).


- Какие чувства вызвал у вас этот текст? Что вы увидели?

- Я увидели бескрайнюю стерь, в которой властвует ковыльный ветер и светит яркое солнце. Текст вызвал во мне самые теплые чувства восхищения неотразимой красотой одного из красивейших уголков природы.

- Как бы вы озаглавили этот текст?

- «Степь», «Красивейший уголок природы» и т.д.

- К какому типу речи относится данный текст?

- Перед нами текст-описание.

- К какому стилю речи относится данный отрывок?

- Данный отрывок относится к художественному стилю речи..

- Назовите основные признаки художественного стиля речи.

- Для текста художественного стиля характерно широкое использование эмоционально-

окрашенной лексики, употребление слов в переносном значении, т.е. образность, воздействие на

читателя.

- Какова сфера употребления художественного стиля речи?

- используется в художественных произведениях.

- Как бы вы определили тему нашего урока? (ответы учащихся), (слайд).

-Прочитайте эпиграф к нашему уроку (слайд; учащиеся читают эпиграф к уроку). - Как вы понимаете данное высказывание? (ответы учащихся).

- Выделите в нем ключевые (ответы учащихся)

II. Языковой анализ текста.

- С помощью каких языковых средств вы увидели впечатляющую красоту степи?

- Впечатляющую красоту степи в данном отрывке мы увидели благодаря обилию художественных средств выразительности: стилистических тропов и фигур речи).

- Какие известные вам фигуры речи вы встретили в данном тексте?

- Художественную выразительность тексту придают такие стилистические фигуры, как:

инверсия (вызрел ковыль, отцвели разномастные травы, забились гордые звездные шляхи, степь родимая);

градация (Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу; зной, духота, мглистое курево);

риторическое обращение (Степь родимая! ..,Донская, казачьей…. кровью политая степь!)

бессоюзие (Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. По степи слепяще, неотразимо сияет ковыль, дымится бурая, верблюжьей окраски, горячая трава. А днями – зной, духота, мглистое курево. Вилюжины балок, суходолов, красно-глинистых яров, ковыльн ый простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу…)

эллипсис («месяц – обсохлым солончаком, а по степи – сушь, сгибшая трава», а днями – зной, духота», «на выцветшей голубени неба – нещадное солнце»).

Все это придает тексту динамизм.

- Какие слова несут особую смысловую нагрузку?

- Особую тональность, эмоциональность и выразительность тексту придают тропы:

метафора («безрадостная полынь», «звездными путями», «горечь полыни», «стальные полудужья крыльев коршуна», «оделась серебром», «светил скупо», «пшеничная россыпь звезд», «металлический звон кузнечиков», «синеет сказочно и невнятно», «курганы, берегущие зарытую казачью славу»);

олицетворение («степь оделась», «ветер приминал, гнал», «пробегала струя», «ковыль клонился», «никла полынь», «месяц светил», «земля тосковала», «россыпь звезд гибла», «сияет ковыль», «степь мертва», «курган синеет»);

эпитеты (сизо-опаловые волны, текучая воздушная струя, на седой хребтине, разномастные травы,безрадостная полынь, всесильная полынь, сгибшая трава, горячая трава, горький ветер, горько-соленый запах, шелковистые губы, донское небо и т.д.);

сравнение (курган синеет …сказочно и невнятно, как во сне) придает высказыванию живость, интонацию естественного разговора.

приложение («месяц-казачье солншко») в роли эпитета служит средством эмоциональной оценки предмета.

- Есть ли в предложении односоставные предложения?

- Особую выразительность тексту придают односоставные определенно-личные (…Низко кланяюсь и по-сыновьи целую…) и назывные распространенные предложения (Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красно-глинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании,берегущие зарытую казачью славу…

- Обратите внимание на повторы, восклицания и многоточия. О чем они свидетельствуют?

- Повтор слов «Родимая степь» подчеркивает чувство безграничной любви к донской казачьей степи, восклицания и многоточие свидетельствуют о недосказанности, внутренней напряженности переживаний автора.

- Какими чувствами пронизан текст?

- В начале текста описание наполнено чувством грусти: показана «мертвая степь», где нет движения, нет звуков, а полет коршуна не оживляет картину, а делает ее более зловещей. Но в заключительной части текста слышим оптимизм автора.

- На какие смысловые части можно разделить этот текст? Составим план текста. (План записывается на доске и в тетрадях):

1.«Колышущееся серебро» степи.

2. Степь ночью.

3. Степь днем.

4. Образ лирического героя.

- О чем говорится в первой части текста?

- Писатель обращает наше внимание на то, как осенью затихает жизнь степи, как меняются форма и цвет травы, палитра запахов и звуков.

- Какой характер носит вторая часть текста?

- Описывается «мертвая» ночная степь: нет ни движения, нет звуков. Степь словно сливается с донским небом: «забились гордые звездные шляхи, не попранные ни копытом, ни ногой.

- Какие образы вы увидели в третьей части текста?

- Картина замирающей степи дополняется изображением «нещадного солнца», полета коршуна и синеющего «на грани видимого» кургана.

- Прочитаем заключительную часть текста. Чьими глазами вы увидели степь?

- Финальные строки почти поэтически ритмичны; степь мы видим глазами лирического героя: «низко кланяюсь…, целую...».

- Какого типа речи третья и заключительная части текста? (описание с элементами повествования).

- Представьте себе, что эта картина ожила, или кто-то из вас очутился в степи. Что вы увидели и услышали?

- Представив себя стоящей у крутого берега, омываемого рекой, и смотрящей на степь, покрытую «бурой, верблюжьей окраски», травой, я почувствовала запах осени, запах безрадостно поникшей, выгоревшей полыни и давно ушедшего лет.


Выполнить зарядку «Стопы ног».


3. Лингво-культуроведческий анализ текста.

- Найдите в тексте слова, которые мало знакомы вам. Пользуясь словарем

диалектных слов, замените их общеупотребительными синонимами. (Перед уроком учащиеся получили распечатки отрывка словаря диалектных слов). Сравните тексты. В чем разница между ними?

- Сравнив тексты, мы убедились в самобытности М.А.Шолохова: новый текст без диалектных слов не отражает ту неповторимость, которая характерна для исходного текста. Диалектные слова: «вилюжина», «суходол», «шлях», «яр»- делают текст более ярким, своеобразным, передают колорит донского края.

- Отличный знаток народной речи, М.А.Шолохов нарушает нормы правильной речи, но зато сохраняет оттенок говора, колорит донской речи, подлинность изображаемого. Обратите внимание на слово «голубень». Подберите к нему общеупотребительный синоним

-Голубизна.

- К какой группе слов мы сможем отнести слово голубень?

- Это окказионализм, т.е. случайный неологизм, не соответствующий общепринятому употреблению, обусловленный данным контекстом.

- А к какому разряду слов вы отнесете слова «хребтина», «боковина»?

- К разговорной лексике.

- Теперь мы можем сделать вывод и ответить на вопрос: какова идея данного текста?

- В этом небольшом отрывке Шолохов создал запоминающийся образ бескрайней степи, жизнь которой замирает осенью и возрождается весной. В вечном возникновении и исчезновении, в вечном обновлении проявляется бессмертие одного из красивейших уголков земли – степи, ее гармония с природой. Неповторимую красоту необъятного степного пространства дополняют курганы, «в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу». Они вызывают в нас, читателях, чувство гордости и восхищения донской землей и ее неотразимой природой. И вслед за писателем мы проникаемся сыновней любовью к «донской, казачьей, нержавеющей кровью политой» степи.

- Таким образом, этот небольшой отрывок из романа-эпопеи можно

назвать гимном непреходящему, вечному, гимном природе. Как он связан с

содержанием романа?

- Этот небольшой отрывок, как и другие эпизоды, в которых центральное место занимает пейзаж, занимает особое место в романе. Отрицая насильственную смерть, «чудовищную нелепицу войны», писатель противопоставляет им гармонию вечного бескрайнего простора.

4. Подготовка к сочинению в жанре эссе.

- Перед нами отрывок из крупного произведения – романа. Назовите, пожалуйста, известные вам малые жанры прозаической речи.

-Рассказ, очерк, эссе.

Прочитайте определение эссе. Что характерно для этого жанра?

-Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, ассоциаций.

- Какова композиция эссе?

- Эссе – произведение свободной композиции, в основе которой лежит субъективная личная оценка предмета рассуждения.

- Опираясь на определение эссе, подумайте, можем ли мы назвать эссе анализом произведения?

- «Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, а ограничивается рассуждениями о них».

- Подумаем, как вы будете писать эссе по данному тексту? О чем заставил вас задуматься текст?

- Степь в произведениях Шолохова изображена во все времена года. Но именно осенняя степь под пером великого писателя особенно запала мне в душу, обожгла своей мимолетной красотой, заставила задуматься над загадками огромного, «колышущегося серебром» бескрайнего простора, покрытого «сизо-опаловыми волнами» «разномастной

травы». Завораживающая красота степи отвлекает нас от обыденного, погружает в

созерцание природы, в раздумья о вечном и прекрасном.

III. Домашнее задание.

Итак, мы с вами проанализировали отрывок из произведения Шолохова, повторили основные речеведческие понятия и основные признаки эссе, собрали основной материал для вашей будущей работы. Дома вам нужно будет написать сочинение в жанре эссе (ваши личные впечатления) по отрывку, над которым мы с вами работали.






































Дополнительный материал к уроку (из ЕГЭ).

  1. А-10. Укажите верную характеристику четвертого предложения (4) текста.

  1. Сложноподчиненное предложение

  2. Сложносочиненное предложение

  3. Простое осложненное предложение

  4. Простое предложение с сочинительной и подчинительной связью.



  1. В-1. Укажите способ образования слова НАПЛЫВАЯ (предложение 3).



  1. В-3. Из предложения (21) выпишите подчинительное (-ые) словосочетание (-ия) со связью ПРИМЫКАНИЕ.





























































Пояснительная записка.

Сегодня, как никогда, перед нами, учителями-словесниками, стоит проблема нахождения различных методов и приемов в работе по развитию речи учащихся. Эта задача не из легких. Многие ученики, к сожалению, не могут грамотно оформлять свои мысли. А кому, как не нам, словесникам, нужно обращать особое внимание на развитие речи учащихся?! Именно поэтому уроки развития речи учащихся – особый этап в нашей педагогической деятельности. Именно поэтому речевое развитие учащихся является важнейшей и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе.

Для реализации этой магистральной проблемы в процессе обучения и воспитания учащихся прежде всего нужна культурная речевая среда. А это - чтение учащимися образцов правильной, грамотной, красивой речи великих мастеров слова. Речеведческий анализ текста помогает учащимся строить свою речь правильно. Составление нового текста на примере исходного способствует развитию мыслительной деятельности учащихся.

Предлагаемый урок на тему «Образность каждого слова…» ориентирован на развитие творческих способностей учащихся и воспитание чувства любви к родной природе.

Цели урока – формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторение основных речеведческих понятий при анализе текста художественного стиля.

Задача урока – составление нового текста в форме эссе на основе исходного.

Основные этапы урока: целеполагание, чтение и анализ текста, повторение основных речеведческих понятий, подготовка к сочинению в жанре эссе.

Используемая аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор.

Учебник: Русский язык (базовый уровень) 10 – 11 класс

Москва, «Просвещение», 2010 г.

Авторы: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Количество часов в неделю – 3 часа в неделю (102 ч.)

В качестве дополнительного задания (при наличии времени) предлагаю выполнить задания А-10, В-1, В- 3 из ЕГЭ (задания подобраны из данного текста). При нехватке времени эти задания учащиеся выполняют дома.











































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Образность каждого слова..."

Автор: Шовгорова Евгения Сангаджи-Горяевна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 248987

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока на тему "Образование однокоренных слов при помощи суффиксов"
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-odnokoriennykh-slov-pri-pomoshchi-suffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "277106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452844552"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosoblieniie-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "254196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447702119"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка " Роль имён прилагательных в языке" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-imion-prilaghatiel-nykh-v-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "142212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418234903"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок русского языка "Части речи" 3  класс "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-russkogho-iazyka-chasti-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "233426"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443101834"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства