Конспект урока русского языка в 3 классе
Учитель МКОУ «Средняя
общеобразовательная школа
№3» города Лодейное Поле
Л.В.Степанова
Тема: Образование однокоренных слов(предметов)при помощи суффиксов.
Цель:Формировать умения образовывать однокоренные слова(имена существительные) при помощи суффиксов, придающих различные оттенки значений.
Задачи: 1.Предметная: научиться образовывать новые слова при помощи суффиксов.
2.Метапредметная: развивать монологическую речь, мышление, память,внимание. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать
3. Личностная: развивать орфографическую зоркость учащихся, пополнять словарный запас учащихся
Ход урока:
- Организационный момент
- Минутка каллиграфии
а) Работа со словом
на доске каллиграфически правильно записаны слова: носить, носильщик, нос, носилки, поднос, заносили
-Что прочитали? (слова)
-Подумайте, можно ли объединить эти слова?
(да,т.к. в этих словах общая часть «нос»)
-Можно ли назвать эти слова однокоренными?
( нет,т.к. «нос»-это часть человеческого или животного тела, а остальные слова-родственные,т.к. близкие по значению и имеют общий корень)
Учитель закрываеи слово нос как лишнее.
-Прочитайте однокоренные слова. Что их объединяет?
(в каждом слове есть орфограмма)
-Назовите орфограммы
( носить-ударение падает на «и», безударная гласная «о»в корне слова НОС, далее работа над словами носильщик, носилки,заносили ведётся аналогично. Поднос-приставка под-, заносили -приставка за-; носильщик -ь- показатель мягкости согласного)
-Какое слово в данном ряду подходит к схеме:
-Запишите его.(поднос)
б)Работа над соединением букв
Показ учителем на доске соединения буквы «о» с буквами «с» и «д». Дети прописывают цепочку букв осд
-перечитайте слово «поднос» (учитель уккзывает на слово указкой)
-Чем интересно это слово?
(Оно является проверочным для всех остальных слов)
-Запишите слова с безударной гласной «о» в корне, выделите корень. Докажите.
(носильщик-ударение падает на «и», безударная гласная «о» в корне слова «нос»,проверочное слово «носит» и т. д.)
Итог: -Как доказать безударную гласную в корне слова? (правило)
Итог по посадке.
Итог по каллиграфии.
Физкультминутка для глаз
- Работа по теме урока
а)Работа в парах
Даны карточки с заданием для пар: (слабый –слабый) 4 пары; (сильный-средний) 6 пар; (сильный-сильный) 3 пары
1карточка
-Прочитайте.
Книжонка, собачонка, волчище, яблонька, мамочка, одежонка, силища, лисонька, лапищи, ниточка.
-Разбейте слова на четыре группы с суффиксами: -ищ- -оньк- -очк- -онк-
2 карточка
Прочитайте.
Книжонка, собачонка, волчище, яблонька, мамочка, одежонка, силища, лисонька, лапищи, ниточка.
-Разбейте слова на четыре группы
-Обратите внимание на образование слов
3 карточка
Прочитайте.
Книжонка, собачонка, волчище, яблонька, мамочка, одежонка, силища, лисонька, лапищи, ниточка.
-Разбейте слова на группы
Проверка.
-Сколько групп слов получилось?(спрашиваю сильную пару)
(получилось 4 группы слов,т. к. слова с разными суффиксами: -ищ- -оньк- -очк- -онк-)
На доске появляются карточки с названными суффиксами
-прочитайте слова с суффиксом –ищ-
(силища, волчище, лапищи)
Слова на карточках вывешиваются на доску под суффиксом –ищ-
Работа с остальными суффиксами проводится аналогично
б)Работа по образованию однокоренных слов
-Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке русского языка?
(Я думаю, что мы будем образовывать слова с суффиксами -ищ- -оньк- -очк- -онк-)
-Продолжаем работу. (Учитель открывает слово «нос»)
-Образуйте при помощи этих суффиксов новые слова. Запишите их.
-Какие слова образовали? (носище)
(Учитель вывешивает картинку разных носов)
-Какое однокоренное слово можно образовать?
(носик). Запишите.
-При помощи чего мы образовали это слово?
(при помощи суффикса –ик-)
(Суффикс появляется на доске)
-Давайте сравним эти слова. (Нос, носик, носище- на доске на карточках записаны слова)
-Что можно сказать про эти слова?
(Эти слова однокоренные, корень «нос»; слова образованы при помощи суффиксов –ик- -ищ-)
-О чём нам рассказал суффикс –ищ- в слове «носище»?
(он придаёт увеличительное значение)
- О чём рассказал суффикс –ик- в слове «носик»?
(придаёт ласковое, уменьшительное значение)
-Для чего нам нужно образовывать слова сразными суффиксами?
(Для более точного, яркого, образного описания предметов)
в) Работа над скороговоркой
( на доске) Тополь- тополёк надел тёплый платок.
_Прочитайте. Что прочитали?
(Это предложение, скороговорка.т. к. повторяются звуки т,ть)
-Какие орфограммы встретились?
(Безударные непроверяемые гласные в слове «тополь» в корне и в слове «надел» в приставке на-; безударные гласные, проверяемые ударением в слове «тополёк – тополь», «платок- плат»; парная согласная в слове «платок – платки»)
-Запишите слова тополёк, платок. Выделите суффиксы.
(Тополёк – окончание нулевое, корень –топол, суффикс –ёк и т д.)
-Какое значение придаёт слову суффикс -ёк-?
(ласковое)
-Суффикс –ок-?
(указывает на предмет)
Физкультминутка
Г) Работа в группах
(группы создаются по четыре человека –поворачиваются пары друг к другу)
Каждой группе раздаются карточки
Прочитайте. Сравните, Какой вам текст больше понравился и почему?
Голуба, как хороша!
Ну что за шея, что за глаза!
Рассказывать так право сказки.
Какие перья! Какой нос!
И верно ангельский бать должен голос!
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать так право сказки.
Какие пёышки! Какой носок!
И верно ангельский бать должен голосок!
-Выпишите пары слов, выделите суффикс.
-Какой отте нок значения слов дали суффиксы? Объясните.
Проверка
-Прочитайте.
(Нам понравился второй текст,т. к. читать интереснее, болем понятен образ. Мы посоветовались и решили, что это отрывок из басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»)
-Какие пары слов вы выписали?
( Голуба – голубушка, шея – шейка, глаза – глазки, перья – пёрышки, нос – носок, голос – голосок)
Я нашла в Толковом словаре Ожегова значение слова «голубушка»
Открывается запись на экране
Голубка – 1. Самка голубя.
2.Ласковое обращение к женщине
- Какое из этих значений подходит к данному тексту?
( Я думаю, к этому тексту подходит второе значение, так как обращается Лисица к Вороне ласкаво – а Ворона женского рода)
-Какой оттенок значения слова дали суффиксы?
(Суффикс –ушк- в слове «голуб ушка» придает ласковый отте нок; суффикс –ок- придает слову «носок», «голосок» -ласковый оттенок; суффикс –к- придает слову «глазки», «шейка» уменьшительное, ласкательное значение)
-Для чего нам нужно образовывать имена существительные с различными суффиксами?
(Для яркого, образного выражения своих мислей, для болем точного описания предметов)
4.Работа с предложением.
–Прочитайте
На доске записано предложение: Вдруг на дорогу выбежала белка.
-Что прочитали, докажите.
(Я прочитал предложение. В нём говорится о белке, что она выбежала на дорогу. Все слова связаны между собой. Предложение выражает законченную мисль.)
-Спишите предложение. Придайте подчёркнутым словам уменьшительно-ласкательный оттенок.
Самостоятельно записывают предложение.
-Проверяем. Прочитайте.
(Вдруг на дорожку выбежала белочка.)
-При помощи каких суффиксов образо вали нове слова?
(Дооржка – образо вали существительное при помощи суффикса –к-; белочка – образовали существительное при помощи суффикса –очк-)
5.Рефлексия
-Чему мы учились на уроке?
(Мы учились образовывать імена существительные при помощи суффиксов)
-кому понравилась работа на уроке7 Что вам заповнилось?
(Работать в группе понравилось. Понравилось работать в паре, разбивая слова на группы. Понравилось образовывать слова с разными оттенками)
6.Домашнее задание.
-Какое домашнее задание вы хотели бы получить?
(Хотели бы образовывать нове слова при помощи разных суффиксов)
-Предлагаю вам поработать дома в группе с родителями – образовать имена существительные при помощи разных суффиксов с различными оттенками на школьную тему.
Спасибо за урок.