kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Образование однокоренных слов при помощи суффиксов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 3 классе

Учитель МКОУ «Средняя

общеобразовательная школа

№3» города Лодейное Поле

Л.В.Степанова

Тема: Образование однокоренных слов(предметов)при помощи суффиксов.

Цель:Формировать умения образовывать однокоренные слова(имена существительные) при помощи суффиксов, придающих различные оттенки значений.

Задачи: 1.Предметная: научиться образовывать новые слова при помощи суффиксов.

2.Метапредметная: развивать монологическую речь, мышление, память,внимание. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать

3. Личностная: развивать орфографическую зоркость учащихся, пополнять словарный запас учащихся

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Минутка каллиграфии

а) Работа со словом

на доске каллиграфически правильно записаны слова:  носить, носильщик, нос, носилки, поднос, заносили

-Что прочитали? (слова)

-Подумайте, можно ли   объединить эти слова?

(да,т.к. в этих словах общая часть «нос»)

-Можно ли назвать эти слова однокоренными?

( нет,т.к. «нос»-это часть человеческого или животного тела, а остальные слова-родственные,т.к. близкие по значению и имеют общий корень)

Учитель закрываеи слово нос как лишнее.

-Прочитайте однокоренные слова. Что их объединяет?

(в каждом слове есть орфограмма)

-Назовите орфограммы

( носить-ударение падает на «и», безударная гласная «о»в корне слова НОС, далее работа над словами носильщик, носилки,заносили ведётся аналогично. Поднос-приставка под-, заносили -приставка за-; носильщик -ь- показатель мягкости согласного)

-Какое слово в данном ряду подходит к схеме:

-Запишите его.(поднос)

б)Работа над соединением букв

Показ учителем на доске соединения буквы «о» с буквами «с» и «д». Дети прописывают цепочку букв осд

-перечитайте слово «поднос» (учитель уккзывает на слово указкой)

-Чем интересно это слово?

(Оно является проверочным для всех остальных слов)

-Запишите слова с безударной гласной «о» в корне, выделите корень. Докажите.

(носильщик-ударение падает на «и», безударная гласная «о» в корне слова «нос»,проверочное слово «носит» и т. д.)

Итог: -Как доказать безударную гласную в корне слова? (правило)

Итог по посадке.

Итог по каллиграфии.

Физкультминутка для глаз

  1. Работа по теме урока

а)Работа в парах

Даны карточки с заданием для пар: (слабый –слабый) 4 пары; (сильный-средний) 6 пар; (сильный-сильный) 3 пары

 

 

1карточка

-Прочитайте.

Книжонка, собачонка, волчище, яблонька, мамочка, одежонка, силища, лисонька, лапищи, ниточка.

-Разбейте слова на четыре группы с суффиксами: -ищ-   -оньк-   -очк-   -онк-

2 карточка

Прочитайте.

Книжонка, собачонка, волчище, яблонька, мамочка, одежонка, силища, лисонька, лапищи, ниточка.

-Разбейте слова на четыре группы

-Обратите внимание на образование слов

3 карточка

Прочитайте.

Книжонка, собачонка, волчище, яблонька, мамочка, одежонка, силища, лисонька, лапищи, ниточка.

-Разбейте слова на группы

 

Проверка.

-Сколько групп слов получилось?(спрашиваю сильную пару)

(получилось 4 группы слов,т. к. слова с разными   суффиксами: -ищ-   -оньк-   -очк-   -онк-)

На доске появляются карточки с названными суффиксами

-прочитайте слова с суффиксом –ищ-

(силища, волчище, лапищи)

Слова на карточках вывешиваются на доску под суффиксом –ищ-

Работа с остальными суффиксами проводится аналогично

б)Работа по образованию однокоренных слов

-Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке русского языка?

(Я думаю, что мы будем образовывать слова с суффиксами -ищ-   -оньк-   -очк-   -онк-)

-Продолжаем работу. (Учитель открывает слово «нос»)

-Образуйте при помощи этих суффиксов новые слова. Запишите их.

-Какие слова образовали? (носище)

(Учитель вывешивает картинку разных носов)

-Какое однокоренное слово можно образовать?

 (носик). Запишите.

-При помощи чего мы образовали это слово?

(при помощи суффикса –ик-)

(Суффикс появляется на доске)

-Давайте сравним эти слова. (Нос, носик, носище- на доске на карточках записаны слова)

-Что можно сказать про эти слова?

(Эти слова однокоренные, корень «нос»; слова образованы при помощи суффиксов –ик-   -ищ-)

-О чём нам рассказал суффикс –ищ- в слове «носище»?

 (он придаёт увеличительное значение)

- О чём рассказал суффикс –ик- в слове «носик»?

 (придаёт ласковое, уменьшительное значение)

-Для чего нам нужно образовывать слова сразными суффиксами?

(Для более точного, яркого, образного описания предметов)

       в) Работа над скороговоркой

( на доске) Тополь- тополёк надел тёплый платок.

_Прочитайте. Что прочитали?

(Это предложение, скороговорка.т. к. повторяются звуки т,ть)

-Какие орфограммы встретились?

(Безударные непроверяемые гласные в слове «тополь» в корне и в слове «надел» в приставке на-; безударные гласные, проверяемые ударением в слове «тополёк – тополь»,  «платок- плат»; парная согласная в слове «платок – платки»)

      -Запишите слова тополёк, платок. Выделите суффиксы.

      (Тополёк – окончание нулевое, корень –топол, суффикс –ёк и т д.)

      -Какое значение придаёт слову суффикс -ёк-?

      (ласковое)

       -Суффикс –ок-?

(указывает на предмет)

                                                           Физкультминутка

Г) Работа в группах

(группы создаются по четыре человека –поворачиваются пары друг к другу)

Каждой группе раздаются карточки

Прочитайте. Сравните, Какой вам текст больше понравился и почему?

Голуба, как хороша!

Ну что за шея, что за глаза!

Рассказывать так право сказки.

Какие перья! Какой нос!

И верно ангельский бать должен голос!

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать так право сказки.

Какие пёышки! Какой носок!

И верно ангельский бать должен голосок!

-Выпишите пары слов, выделите суффикс.

-Какой отте нок значения слов дали суффиксы? Объясните.

 

Проверка

-Прочитайте.

(Нам понравился второй текст,т. к. читать интереснее, болем понятен образ. Мы посоветовались и решили, что это отрывок из басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»)

-Какие пары слов вы выписали?

( Голуба – голубушка, шея – шейка, глаза – глазки, перья – пёрышки, нос – носок, голос – голосок)

Я нашла в Толковом словаре Ожегова значение слова «голубушка»

 

Открывается запись на экране

    Голубка – 1. Самка голубя.

                  2.Ласковое обращение к женщине

- Какое из этих значений подходит к данному тексту?

( Я думаю, к этому тексту подходит второе значение, так как обращается Лисица к Вороне ласкаво – а Ворона женского рода)

               -Какой оттенок значения слова дали суффиксы?

              (Суффикс –ушк- в слове «голуб ушка» придает ласковый отте нок; суффикс –ок- придает слову                   «носок», «голосок» -ласковый оттенок; суффикс –к- придает слову «глазки»,  «шейка» уменьшительное, ласкательное значение)

             -Для чего нам нужно образовывать имена существительные с различными суффиксами?

             (Для яркого, образного выражения своих мислей, для болем точного описания предметов)

 

4.Работа с предложением.

–Прочитайте

На доске записано предложение: Вдруг на дорогу выбежала белка.

-Что прочитали, докажите.

(Я прочитал предложение. В нём говорится о белке, что она выбежала на дорогу. Все слова связаны между собой. Предложение выражает законченную мисль.)

-Спишите предложение. Придайте подчёркнутым словам уменьшительно-ласкательный оттенок.

Самостоятельно записывают предложение.

-Проверяем. Прочитайте.

(Вдруг на дорожку выбежала белочка.)

-При помощи каких суффиксов образо вали нове слова?

(Дооржка – образо вали существительное при помощи суффикса –к-;  белочка – образовали существительное при помощи суффикса –очк-)

                  5.Рефлексия

-Чему мы учились на уроке?

(Мы учились образовывать  імена существительные при помощи суффиксов)

-кому понравилась работа на уроке7 Что вам заповнилось?

(Работать в группе понравилось. Понравилось работать в паре, разбивая слова на группы. Понравилось образовывать слова с разными оттенками)

 

6.Домашнее задание.

-Какое домашнее задание вы хотели бы получить?

(Хотели бы образовывать нове слова при помощи разных суффиксов)

-Предлагаю вам поработать дома в группе с родителями – образовать имена существительные при помощи разных суффиксов с различными оттенками на школьную тему.

Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Образование однокоренных слов при помощи суффиксов»

Конспект урока русского языка в 3 классе

Учитель МКОУ «Средняя

общеобразовательная школа

№3» города Лодейное Поле

Л.В.Степанова


Тема: Образование однокоренных слов(предметов)при помощи суффиксов.

Цель:Формировать умения образовывать однокоренные слова(имена существительные) при помощи суффиксов, придающих различные оттенки значений.


Задачи: 1.Предметная: научиться образовывать новые слова при помощи суффиксов.

2.Метапредметная: развивать монологическую речь, мышление, память,внимание. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать

3. Личностная: развивать орфографическую зоркость учащихся, пополнять словарный запас учащихся


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Минутка каллиграфии

а) Работа со словом

на доске каллиграфически правильно записаны слова: носить, носильщик, нос, носилки, поднос, заносили

-Что прочитали? (слова)

-Подумайте, можно ли объединить эти слова?

(да,т.к. в этих словах общая часть «нос»)

-Можно ли назвать эти слова однокоренными?

( нет,т.к. «нос»-это часть человеческого или животного тела, а остальные слова-родственные,т.к. близкие по значению и имеют общий корень)

Учитель закрываеи слово нос как лишнее.

-Прочитайте однокоренные слова. Что их объединяет?

(в каждом слове есть орфограмма)

-Назовите орфограммы

( носить-ударение падает на «и», безударная гласная «о»в корне слова НОС, далее работа над словами носильщик, носилки,заносили ведётся аналогично. Поднос-приставка под-, заносили -приставка за-; носильщик -ь- показатель мягкости согласного)

-Какое слово в данном ряду подходит к схеме:

-Запишите его.(поднос)

б)Работа над соединением букв

Показ учителем на доске соединения буквы «о» с буквами «с» и «д». Дети прописывают цепочку букв осд

-перечитайте слово «поднос» (учитель уккзывает на слово указкой)

-Чем интересно это слово?

(Оно является проверочным для всех остальных слов)

-Запишите слова с безударной гласной «о» в корне, выделите корень. Докажите.

(носильщик-ударение падает на «и», безударная гласная «о» в корне слова «нос»,проверочное слово «носит» и т. д.)

Итог: -Как доказать безударную гласную в корне слова? (правило)

Итог по посадке.

Итог по каллиграфии.

Физкультминутка для глаз

  1. Работа по теме урока

а)Работа в парах

Даны карточки с заданием для пар: (слабый –слабый) 4 пары; (сильный-средний) 6 пар; (сильный-сильный) 3 пары



1карточка

-Прочитайте.

Книжонка, собачонка, волчище, яблонька, мамочка, одежонка, силища, лисонька, лапищи, ниточка.

-Разбейте слова на четыре группы с суффиксами: -ищ- -оньк- -очк- -онк-


2 карточка

Прочитайте.

Книжонка, собачонка, волчище, яблонька, мамочка, одежонка, силища, лисонька, лапищи, ниточка.

-Разбейте слова на четыре группы

-Обратите внимание на образование слов


3 карточка

Прочитайте.

Книжонка, собачонка, волчище, яблонька, мамочка, одежонка, силища, лисонька, лапищи, ниточка.

-Разбейте слова на группы



Проверка.

-Сколько групп слов получилось?(спрашиваю сильную пару)

(получилось 4 группы слов,т. к. слова с разными суффиксами: -ищ- -оньк- -очк- -онк-)

На доске появляются карточки с названными суффиксами

-прочитайте слова с суффиксом –ищ-

(силища, волчище, лапищи)

Слова на карточках вывешиваются на доску под суффиксом –ищ-

Работа с остальными суффиксами проводится аналогично

б)Работа по образованию однокоренных слов

-Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке русского языка?

(Я думаю, что мы будем образовывать слова с суффиксами -ищ- -оньк- -очк- -онк-)

-Продолжаем работу. (Учитель открывает слово «нос»)

-Образуйте при помощи этих суффиксов новые слова. Запишите их.

-Какие слова образовали? (носище)

(Учитель вывешивает картинку разных носов)

-Какое однокоренное слово можно образовать?

(носик). Запишите.

-При помощи чего мы образовали это слово?

(при помощи суффикса –ик-)

(Суффикс появляется на доске)

-Давайте сравним эти слова. (Нос, носик, носище- на доске на карточках записаны слова)

-Что можно сказать про эти слова?

(Эти слова однокоренные, корень «нос»; слова образованы при помощи суффиксов –ик- -ищ-)

-О чём нам рассказал суффикс –ищ- в слове «носище»?

(он придаёт увеличительное значение)

- О чём рассказал суффикс –ик- в слове «носик»?

(придаёт ласковое, уменьшительное значение)

-Для чего нам нужно образовывать слова сразными суффиксами?

(Для более точного , яркого, образного описания предметов)

в) Работа над скороговоркой

( на доске) Тополь- тополёк надел тёплый платок.

_Прочитайте. Что прочитали?

(Это предложение, скороговорка.т. к. повторяются звуки т,ть)

-Какие орфограммы встретились?

(Безударные непроверяемые гласные в слове «тополь» в корне и в слове «надел» в приставке на-; безударные гласные, проверяемые ударением в слове «тополёк – тополь», «платок- плат»; парная согласная в слове «платок – платки»)

-Запишите слова тополёк, платок. Выделите суффиксы.

(Тополёк – окончание нулевое, корень –топол, суффикс –ёк и т д.)

-Какое значение придаёт слову суффикс -ёк-?

(ласковое)

-Суффикс –ок-?

(указывает на предмет)

Физкультминутка

Г) Работа в группах

(группы создаются по четыре человека –поворачиваются пары друг к другу)

Каждой группе раздаются карточки

Прочитайте. Сравните, Какой вам текст больше понравился и почему?

Голуба, как хороша!

Ну что за шея, что за глаза!

Рассказывать так право сказки.

Какие перья! Какой нос!

И верно ангельский бать должен голос!

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать так право сказки.

Какие пёышки! Какой носок!

И верно ангельский бать должен голосок!

-Выпишите пары слов, выделите суффикс.

-Какой отте нок значения слов дали суффиксы? Объясните.


Проверка

-Прочитайте.

(Нам понравился второй текст,т. к. читать интереснее, болем понятен образ. Мы посоветовались и решили, что это отрывок из басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»)

-Какие пары слов вы выписали?

( Голуба – голубушка, шея – шейка, глаза – глазки, перья – пёрышки, нос – носок, голос – голосок)

Я нашла в Толковом словаре Ожегова значение слова «голубушка»


Открывается запись на экране

Голубка – 1. Самка голубя.

2.Ласковое обращение к женщине

- Какое из этих значений подходит к данному тексту?

( Я думаю, к этому тексту подходит второе значение, так как обращается Лисица к Вороне ласкаво – а Ворона женского рода)

-Какой оттенок значения слова дали суффиксы?

(Суффикс –ушк- в слове «голуб ушка» придает ласковый отте нок; суффикс –ок- придает слову «носок», «голосок» -ласковый оттенок; суффикс –к- придает слову «глазки», «шейка» уменьшительное, ласкательное значение)

-Для чего нам нужно образовывать имена существительные с различными суффиксами?

(Для яркого, образного выражения своих мислей, для болем точного описания предметов)


4.Работа с предложением.

–Прочитайте

На доске записано предложение: Вдруг на дорогу выбежала белка.

-Что прочитали, докажите.

(Я прочитал предложение. В нём говорится о белке, что она выбежала на дорогу. Все слова связаны между собой. Предложение выражает законченную мисль.)

-Спишите предложение. Придайте подчёркнутым словам уменьшительно-ласкательный оттенок.

Самостоятельно записывают предложение.

-Проверяем. Прочитайте.

(Вдруг на дорожку выбежала белочка.)

-При помощи каких суффиксов образо вали нове слова?

(Дооржка – образо вали существительное при помощи суффикса –к-; белочка – образовали существительное при помощи суффикса –очк-)

5.Рефлексия

-Чему мы учились на уроке?

(Мы учились образовывать імена существительные при помощи суффиксов)

-кому понравилась работа на уроке7 Что вам заповнилось?

(Работать в группе понравилось. Понравилось работать в паре, разбивая слова на группы. Понравилось образовывать слова с разными оттенками)


6.Домашнее задание.

-Какое домашнее задание вы хотели бы получить?

(Хотели бы образовывать нове слова при помощи разных суффиксов)

-Предлагаю вам поработать дома в группе с родителями – образовать имена существительные при помощи разных суффиксов с различными оттенками на школьную тему.

Спасибо за урок.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Образование однокоренных слов при помощи суффиксов

Автор: Степанова Лариса Васильевна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект открытого урока по русскому языку «Суффикс как часть слова» с применением технологии развития критического мышления"
    ["seo_title"] => string(123) "konspiektotkrytoghourokaporusskomuiazykusuffikskakchastslovasprimienieniiemtiekhnologhiirazvitiiakritichieskoghomyshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "322489"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461599364"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока русского языка на тему "Суффикс" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "142218"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418235410"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме :"Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-bukvy-ch-i-shch-v-suffiksie-imien-sushchiestvitiel-nykh-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "153267"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420988739"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока на тему: "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekturokanatiemusostavslova"
    ["file_id"] => string(6) "287744"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454519266"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока в 3 классе по теме: "Закрепление знаний о приставке"."
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokav3klassiepotiemiezakrieplieniieznaniiopristavkie"
    ["file_id"] => string(6) "310357"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459003642"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства