Конспект урока по русскому языку на тему: «Знакомство с падежами. Изменение имен существительных по падежам.»
Конспект урока по русскому языку на тему: «Знакомство с падежами. Изменение имен существительных по падежам.»
Задачи урока:
Формировать первоначальное представление о склонении имён существительных; знакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами.
Развивать орфографическую зоркость учащихся.
Воспитывать культуру речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Знакомство с падежами. Изменение имен существительных по падежам.» »
Конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему:
«Знакомство с падежами.
Изменение имен существительных по падежам.»
1. Организационный момент
Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!
2.Мотивация учебной деятельности учащихся.
С каким настроением вы пришли на урок?
У вас на столе лежат солнышко и тучка. Выберите какая из карточек отражает ваше настроение.
Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучкой.
Позволит ли наше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
3. Повторение изученного материала
Распределите предложенные слова по родам (слайд 1 интерактивной презентации)
4. Постановка цели и задач урока. Актуализация опорных знаний.
Из записанных на доске слов найдите, в каком столбике слова однокоренные, а в каком – одно и то же слово в разной форме. (слайд 2 интерактивной презентации)
Водопад, водный, вода, водяной, подводный.
Лиса, лисы, лисе, лису, лисой, о лисе.
Как вы догадались?
Что должно быть у слов, чтобы они считались однокоренными? (выделите корни в словах)
А что меняется в слове, когда мы изменяем его форму? (выделите окончания в словах)
Как вы определяли, что это разные формы одного и того же слова? (по окончаниям, по вопросам)
Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
Вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с падежами имен существительных, будем учиться изменять имена существительные по падежам и определять падеж.
5. Работа над изучением нового материала
Если к имени существительному подставлять разные вопросы, то его окончание будет меняться.
Давайте вместе попробуем менять форму слова РУКА
Что у тебя есть?
Чего не видно под столом?
Чему холодно?
Что ты спрятал?
Чем ты держишь книгу?
О чем эти вопросы?
Рука
Руки
Руке
Руку
Рукой
О руке
В русском языке 6 падежей. У каждого падежа есть свои вопросы.
Рассмотрим таблицу в учебнике.
Главный падеж или «первый среди равных» - ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ, именно он считается основной формой имен.
Подлежащее в предложении всегда выражено существительным в именительном падеже. Именительный падеж не терпит предлогов и всегда «избегает» их.
Остальные падежи русского языка называют КОСВЕННЫМИ.
А еще у каждого падежа есть слова-помощники. Они помогают правильно задать вопрос и безошибочно подобрать нужную форму слова.
Для того чтобы легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:
Именительный
есть
Кивните головой
Родительный
нет
Помотайте головой вправо-влево
Дательный
дать
Протяните ручки вперед
Винительный
вижу
Жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль
Творительный
доволен
Погладьте животик, как после вкусного обеда
Предложный
думаю
Прикоснитесь указательным пальцем ко лбу, как будто думаете
Чтобы определить падеж существительного нужно:
Найти слово, с которым связано существительное
Поставить от него вопрос к существительному
По вопросу определить падеж
Также падеж существительного можно определить по предлогу. Предлоги служат существительным и помогают им принять нужную форму. (табл. в учебнике)
6. Выполнение практических заданий по учебнику
7. Подведение итогов урока
Заполните таблицу падежей, используя полученные на уроке знания. Если возникли вопросы, посоветуйтесь в парах, загляните в учебник или задайте вопрос мне.