kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Изменение имен существительных по вопросам (склонение). Названия падежей."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Изменение имен существительных по вопросам (склонение). Названия падежей.

Цель:

   Познакомить учащихся со склонением имен существительных, с названиями падежей; формировать умение устанавливать связь между словами в предложении.

   Развивать словарный запас учащихся, память, внимание, наблюдательность, академическую одаренность.

   Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, коллективизм.

Оборудование: обучающие таблицы «Склонение», карточки для работы в парах и группах, ребусы, иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, схемы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия.

Ход урока

1. Духовно-эстетический.

  1. Эмоциональный настрой.

     2. Проверка домашнего задания. Упражнение 203.

    3. Пальчиковая гимнастика.

4. Минутка каллиграфии.

- Разберите по составу слово «дупле».

II.  Установочно-мотивационный.

1. Работа над словарными словами.

1. -Чтобы проверить с какими грамматическими признаками имени существительного вы уже знакомы, проведем блиц-опрос.

 

  • Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)
  • Постоянный признак имен существительных… (род)
  • Часть слова без окончания … (основа).
  • Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?... (имя существительное)
  • Имена существительные бывают... (одушевленные и неодушевленные).   

     a doctor - ? a bag-?

  • Имена существительные изменяются по … (числам ).
  • В форме какого числа можно определить род имени существительного?

  3. Сообщение темы урока.

 

III.  Содержательно-поисковый.

1.Наблюдение за изменением окончаний имен существительных.

Выполнение упражнения 216, устно.

2. Чтение правила учащимися на стр. 103.

3.  – Слово «падеж» произошло от лат. сasus.

4. Знакомство с названиями падежей и вопросами.

     5. Информация. ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ?

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.

6. Это интересно знать!

- Интересно, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два или четыре, например?

7. – Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. Ученые подсчитали, какие падежи наиболее употребляемые.

IV.  Адаптивно-преобразующий

1. –Чтобы быстро справиться со следующим заданием, проведем упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

2. Работа с учебником.

Склонение имен существительных.

Упр. 218(устно).

Упр. 219 (пис.) (Склоняем одно слово фронтально, а второе-самостоятельно). Слабые ученики получают ключ-подсказку для выполнения задания.

3. Физкультминутка (на развитие межполушарного взаимодействия).

V. Оценочно-смысловой.

1. -Ребята, сегодня мне понадобится ваша помощь. Вчера, готовясь к урокам, я прочитала очень интересное предложение. ЛЮБИТ ДОЧЬ МАТЬ.

2. -Послушайте стихотворение про И. падеж
 3. Работа с предложением.

Любит дочь мать.

Работа в парах:

-Составьте предложение, в котором слово ДОЧЬ является подлежащим и значит стоит в И п.(запись) (аналогично со словом МАТЬ)

4. Гимнастика для глаз.

VI. Системно-обобщающий.

1.- Определить падежи помогают  и вспомогательные слова.

- Как же отличить И.п. от В.п.?

2. Выполнение упражнения 220 (Первое предложение с комментированием, остальные - самостоятельно).

3. Работа в группах (задания дифференцированные).

1 группа:

- Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

2 группа:

- Придумайте и запишите слова, которые начинаются с соответствующих букв и стоит в указанном падеже.

3 группа:

- Распределите имена существительные в две колонки.

4 группа:

«Шуточный тест»

VII. Контрольно – рефлексивный.

1. Оцените по шкале (на полях тетради) следующие критерии:

Трудность         12б.        Интерес             112б.        Успех               12б.

материала                        материала                       материала

                           1б.                                     1б.                                 1б.

2. Подведение итогов.

- Упражнение «Микрофон»» Продолжите фразу:  «Мне понравилось…»

                                                                      « Я даже и не думал…»

                                                                         «Я сегодня узнал…»

VIII. Духовно-эстетический.

1. – Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?

-  Как можно назвать  существительное, которое не склоняется? (Несклоняемое).

- Сможем ли мы  ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?

  -Да. Такие слова есть, но это тема следующего урока.

2. Домашнее задание.

Выполнить упражнение 221; выучить названия падежей и падежные вопросы; выучить правила, с. 102-103 учебника.

3. Выставление оценок.

4. – Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Изменение имен существительных по вопросам (склонение). Названия падежей."»

Разработка урока

по русскому языку 4 класс

Учитель начальных классов,

высшей категории, «Старший учитель»

Сидоренко Инна Николаевна

ГУ «Луганская специализированная школа I- III ступеней №5»


Тема: Изменение имен существительных по вопросам (склонение). Названия падежей.


Цель:

Познакомить учащихся со склонением имен существительных, с названиями падежей; формировать умение устанавливать связь между словами в предложении.

Развивать словарный запас учащихся, память, внимание, наблюдательность, академическую одаренность.

Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, коллективизм.


Оборудование: обучающие таблицы «Склонение», карточки для работы в парах и группах, ребусы, иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, схемы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия.

Ход урока


  1. Духовно-эстетический.

  1. Эмоциональный настрой.

Учитель:

- Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.

Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.

Учитель:

- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.

Дети: Шепчут отметку в дневник.

Дети: Указательным и средним пальцем «идут» по руке соседа, дойдя до плеча похлопывают и говорят: «Если что, я тебе помогу!».

- Мы совершили магический ритуал, надеюсь, ваши желания исполнятся!

2. Проверка домашнего задания. Упражнение 203.

- У кого возникли трудности при выполнении д/з?

-Зачитайте только те имена существительные, которые по числам не изменяются.

- Какие два примера вы дописали к словам, которые употребляются только во множественном числе?

3. Пальчиковая гимнастика.

Пальчики в футбол играют,

Все друг дружку обгоняют.

Все бегом, вприпрыжку, вскачь,

Все хотят ударить в мяч.

Каждый забивает гол!

Хорошо играть в футбол!


4. Минутка каллиграфии.


А В Г ? Ж И К М





? ? З ?


- Отгадайте, какие буквы мы будем писать в минутке каллиграфии?

- Молодцы! Б,Д,Е,Л.

В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/е/л


-Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь. (↓-д, ↑-б, →е-, ← л)


↑→←ка си↓→←а в ↓уп←→. (Белка сидела в дупле).


- Дополни предложение.

- Назовите грамматическую основу.

- Назовите существительные.

- Разберите по составу слово «дупле».


II. Установочно-мотивационный.


1. Работа над словарными словами.

ф_мил_я, м_талл, к_л_ндарь, д_рект_р, во_зал, пут_шеств_е, г_р_зонт.


а) - К какой части речи относятся записанные слова?

-Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

-Найдите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.

б) Взаимопроверка. (Правильность написания на доске)

-Кто выполнил свою работу правильно?

- Кто допустил 1 ошибку? 2,3 ошибки?


  1. -Чтобы проверить с какими грамматическими признаками имени существительного вы уже знакомы, проведем блиц-опрос.


  • Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)

  • Постоянный признак имен существительных… (род)

  • Часть слова без окончания … (основа).

  • Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)

  • Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).

a doctor - ? a bag-?

  • Имена существительные изменяются по … (числам ).

  • В форме какого числа можно определить род имени существительного?


3. Сообщение темы урока.

- Решите ребус на доске, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься.

Н К Л Е С О Е И Н

5 2 3 6 1 4 9 8 7

- Кто знает, что такое склонение?

- Склонение – это изменение имен существительных по вопросам (по падежам).


III. Содержательно-поисковый.

1.Наблюдение за изменением окончаний имен существительных.

-Для связи с другими словами в предложении имена существительные изменяются по вопросам (по падежам).


Выполнение упражнения 216, устно.

-Что изменяется в слова «вода» при изменении его по вопросам?


2. Чтение правила учащимися на стр. 103.

3. – Слово «падеж» произошло от лат. сasus.

4. Знакомство с названиями падежей и вопросами.

- Сколько падежей в русском языке?

-Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса?

-В каком падеже стоит слово, если оно отвечает на вопросы: кого? или чего?; кем? или чем?; кому? или чему?.

-Что значит просклонять имя существительное?

5. Информация. ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ?

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.


6. Это интересно знать!

- Интересно, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два или четыре, например?

-Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, в молдавском – четыре, в литовском – шесть, а у финнов насчитывается целых пятнадцать!

-А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

7. – Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. Ученые подсчитали, какие падежи наиболее употребляемые.


В литературном языке

В разговорной речи

В деловой речи

И.п. - 33%

Р.п. - 24%

В.п. – 20%

Остальные – 23%

И.п. - 50%

Р.п. - 15%

В.п. – 20%

Остальные – 15%

И.п. - 25%

Р.п. - 40%

Остальные – 35%



- Какой же вывод можно сделать из этих подсчетов?

- В любом речи самыми употребляемыми являются именительный, родительный и винительный падежи.


8. – А сколько падежей в украинском языке? (кличний)

- Раньше, в древнерусском языке, большинство существительных мужского и женского рода в единственном числе имело особую форму обращения, которую принято называть звательным падежом.

-Такая форма встречается в художественной литературе. Известная фраза из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина «Чего тебе надобно, старче ?».- как раз и содержит эту форму звательного падежа.


IV. Адаптивно-преобразующий

1. –Чтобы быстро справиться со следующим заданием, проведем упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

-Верхнюю букву каждой строки ребёнок проговаривает вслух. Нижняя обозначает движение руками: Л – левая рука отводится влево, П – правая рука отводится вправо, В – обе руки поднимаются вместе вверх. Упражнение выполняется от первой буквы к последней, а затем, наоборот, от последней – к первой.


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Я


Л П П В Л В Л П В Л Л П Л Л П В П Л П В Л В В П Л


2. Работа с учебником.

Склонение имен существительных.

Упр. 218(устно).

Упр. 219 (пис.) (Склоняем одно слово фронтально, а второе-самостоятельно). Слабые ученики получают ключ-подсказку для выполнения задания.


3. Физкультминутка (на развитие межполушарного взаимодействия).


Руку правую на плечо,

Руку левую на бочок.

Руки в стороны, руки вниз,

И направо повернись.

Руку левую на плечо,

Руку правую на бочок

Руки вверх, руки в низ

И налево повернись.

(Произносить слова физкультминутки ускоряя темп и меняя задания)


V. Оценочно-смысловой.


1. -Ребята, сегодня мне понадобится ваша помощь. Вчера, готовясь к урокам, я прочитала очень интересное предложение. ЛЮБИТ ДОЧЬ МАТЬ.

Я засомневалась, в каком падеже стоят существительные ДОЧЬ,МАТЬ.


-Как вы думаете? ( дети высказывают свои мнения)

-На какие вопросы отвечают имена существительные в И. падеже?

- На какие вопросы отвечает подлежащее?

-Каким членом предложения являются сущ в И. п.?

- Есть ли предлоги перед сущ. в И. п.?


2. -Послушайте стихотворение про И. падеж


Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд,

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою родом не терплю.

Мои вопросы-кто? И что?

Ни с кем не спутает никто!



На доске появляется вывод.

И.п.

Кто? Что?

Нет предлогов.

Подлежащее!


3. Работа с предложением.

Любит дочь мать.

-Когда сущ ДОЧЬ будет в И.п? (когда оно будет подлежащим)

-От чего это зависит? ( от порядка слов в предложении)


Работа в парах:

-Составьте предложение, в котором слово ДОЧЬ является подлежащим и значит стоит в И п.(запись) (аналогично со словом МАТЬ)


4. Гимнастика для глаз.


VI. Системно-обобщающий.

1.- Определить падежи помогают и вспомогательные слова.

И.п. есть

Р.п. нет

Д.п. дать

В.п. винить

Т.п. творить

П.п. думать


-Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного? (найти слово, от которого зависит имя существительное и поставить от него вопрос. По вопросу определить падеж.)

- Как же отличить И.п. от В.п.?


В.п.

Кого? Что?


Без предлогов

С предлогами


Второстепенный

член предложения


Вывод: - В предложении имя существительное может отвечать на вопрос только одного из падежей.

Имя существительное в именительном падеже чаще всего выступает в роли подлежащего.

Имена существительные в остальных падежах чаще всего являются второстепенными членами.


2. Выполнение упражнения 220 (Первое предложение с комментированием, остальные - самостоятельно).

3. Работа в группах (задания дифференцированные).


1 группа:

- Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

Дать И.п. Кого? Чего?

Есть Р.п. Кому? Чему?

Винить Д.п. Кто? Что?

Нет В.п. О ком? О чем?

Думать Т.п. Кого? Что?

Творить П.п. Кем? Чем?


2 группа:

- Придумайте и запишите слова, которые начинаются с соответствующих букв и стоит в указанном падеже.

Например:

Парта, арфы, девочке, енота, живописью, (об) индюке.

П И.п.
А Р.п.
Д Д.п.
Е В.п.
Ж Т.п.
И П.п.


3 группа:

- Распределите имена существительные в две колонки.


Строители построили новый дом.

Машина переехала через овраг.

Ёж устроил себе уютную нору.


И.п. В.п.


4 группа:

«Шуточный тест»

-Какой падеж :

а) без предлога не употребляется;

б) щедрый падеж;

в) падеж родства;

г) падеж для подлежащего;

д) падеж- работяга;

е) провинившийся падеж ?


VII. Контрольно – рефлексивный.

1. Оцените по шкале (на полях тетради) следующие критерии:



Трудность 12б. Интерес 112б. Успех 12б.

материала материала материала


1б. 1б. 1б.


2. Подведение итогов.

- Чему учились на уроке?

-Что значит просклонять имя существительное?

-Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?

- Упражнение «Микрофон»» Продолжите фразу: «Мне понравилось…»

« Я даже и не думал…»

«Я сегодня узнал…»


VIII. Духовно-эстетический.

1. – Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?

-Мнения разделились, давайте проведем очередное исследование и выберем правильное утверждение.

- Для этого нам нужно просклонять слово шоссе. Я буду называть вам слова–помощники, а вы просклоняйте слово шоссе.


И. п. что? шоссе отремонтировали что?

Р. п. чего? шоссе стояли у чего?

Д. п. чему? шоссе ехали по чему?

В. п. что? шоссе выехали на что?

Т. п. чем? шоссе пролетел над чем?

П. п. о чём? о шоссе рассказал о чем?


- Что вы заметили? Изменилось окончание?

-Так какая же особенность у слова шоссе? ( Оно не склоняется, т.е. не изменяется по падежам).

- Как можно назвать существительное, которое не склоняется? (Несклоняемое).

- Сможем ли мы ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?

-Да. Такие слова есть, но это тема следующего урока.

2. Домашнее задание.

Выполнить упражнение 221; выучить названия падежей и падежные вопросы; выучить правила, с. 102-103 учебника.


3. Выставление оценок.


4. – Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Сидоренко Инна Николаевна

Дата: 26.03.2017

Номер свидетельства: 403591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам. "
    ["seo_title"] => string(87) "obshchieie-poniatiie-o-sklonienii-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "162707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422381246"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка "Имя существительное.Повторение" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111633"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407697191"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка на тему "Винительный падеж одушевлённых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-vinitiel-nyi-padiezh-odushievlionnykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420742573"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства