Тема: Морфологический разбор имени существительного
Цель:
- систематизировать и обобщить теоретические знания об имени существительном; познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного; формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи;
- развивать речь детей, память, внимание и мышление;
- воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества, взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация на интерактивной доске, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой на урок.
Доброе утро, ребята! Рада вас видеть.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом?
- Повторить изученное о существительном
2. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения.
Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы должны научиться?
Производить морфологический разбор.
А для этого мы должны вспомнить всё, что мы изучали об имени существительном.
Для этого вам надо разделиться на группы.
Дети берут карточку и по карточке определяют стол, за который должны сесть. На столы заранее поставлены названия: стол А. Падежи, стол В. Собственные и нарицательные существительные, стол D. Единственное и множественное число
1. Деление на группы
- Падежи
1. Родительный
2. Дательный
3. Предложный
4. Винительный
- Собственные и нарицательные существительные
1. микрорайон Ожет
2. кошка Мурка
3. чемпион Денис Тен
4. газета «Вечерний Алматы»
- Единственное и множественное число
1. Книга-книги
2. Тетрадь-тетради
3. Друг-друзья
4. Улыбка-улыбки
5. Яблоко-яблоки
Проверка деления на группы по слайду.
А. Падежи
В. Собственные и нарицательные существительные
С. Единственное и множественное число
Родительный
Микрорайон Ожет
Книга-книги
Дательный
Кошка Мурка
Тетрадь-тетради
Предложный
Чемпион Денис Тен
Друг-друзья
Винительный
Газета «Вечерний Алматы»
Улыбка-улыбки
Яблоко-яблоки
Проверьте, правильно ли вы разделились.
Давайте вспомним, всё что мы учили об имени существительном и составим его морфологический портрет. Что такое портрет?
3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;
Работа учеников в группах и составление портрета существительного.
Защита презентаций.
Взаимооценивание.
4. Ознакомление с новым материалом
1.Знакомство с порядком морфологического разбора по учебнику на с.123.
Морфологический разбор имени существительного
План разбора
1. Часть речи. Общее значение.
2. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) род.
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число.
III. Синтаксическая роль.
Что надо запомнить, чтобы правильно производить морфологический разбор?
2.Чтение образца устного разбора на с.124
Образец разбора
Пришла зима.
Устный разбор
Зима - существительное. Обозначает предмет: (что?) зима.
Начальная форма - зима.
Постоянные морфологические признаки: нарицательное,
неодушевлённое, жёнского рода.
Непостоянные морфологические признаки: употреблено в
именительном падежё, в единственном числе.
В предложении является подлежащим.
3.Запись в тетрадях образца письменного разбора на с.124.
Письменный разбор
1. Зима - сущ. (что?) зима.
2. Н.ф. - зима.
Пост. - нариц., неодуш., ж.р.; непост. - в им. п., в ед. ч.
3. Что? Зима.
5. Физкультминутка.
Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.
Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.
В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.
Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.
Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.
Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.
6. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в измененных условиях с целью формирования умений.
- Чей это портрет? ( На интерактивной доске портрет Дениса Тена?)
Что вы о нём знаете?
Запись на доске предложения. Разбор по членам.
Денис Тен вернулся в Казахстан с медалью.
Найдите существительные в этом предложении. Каждая группа выполняет морфологический разбор одного из имён существительных из этого предложения, затем защищает свою работу у доски.
- Какое время года наступает? Какие изменения происходят весной?
Записать предложение
В марте просыпаются от спячки медведи.
Морфологический разбор существительных из этого предложения
- Работа в группах: отгадать загадки, списать выделенное предложение.
1. Ручейки бегут быстрее.
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад.
Заглянул к нам месяц.
(Март.)
2. Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
3. Зачирикал воробей
После зимней стужи.
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся природа
Пробудилась ото сна.
Отступает непогода,
Это к нам идет… (Весна).
Задание: отгадать загадки, произвести коллективно морфологический разбор выделенных существительных.
7. Информация о домашнем задании: задание «Проверь себя» на с.126-127
8. Итог урока.
Выставление оценок.
Чему мы научились на уроке?
9. Рефлексия
Что вам понравилось на уроке? Какие темы вам надо повторить?