Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему «Закрепление и обобщение знаний о частях речи»»
Урок русского языка по теме
«Закрепление и обобщение знаний о частях речи»
Г.А. Райская
учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 66»
Г. Рязани
2016г.
Конспект урока по русскому языку на тему
«Закрепление и обобщение знаний о частях речи»
Дидактическое обоснование урока
Урок разработан в свете ФГОС НОО.
Система учебников: УМК «Школа 2100»
Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Закрепление и обобщение знаний о частях речи»
Тип урока: урок закрепления знаний.
Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.
Место данного урока в системе уроков по теме: десятый урок.
Форма проведения урока: урок – путешествие с использованием системно - деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.
Метод обучения: исследовательский.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Методическое обоснование урока:
Цель как деятельность учеников по линиям развития:
а) предметная – закрепить знания о частях речи;
б) метопредметная – формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ИКТ, пособий;
в) личностная – продолжить формирование интереса к содержанию предмета; знакомить детей с традиционной русской культурой, через художественное слово, игру, пословицы и поговорки.
Задачи урока.
Умение выделять части речи.
Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.
Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.
Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.
Повышать мотивацию детей к познанию русского языка.
Воспитание культуры общения на уроке.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты.
- формировать умения: произносить звуки речи в соответствии с нормами языка, видеть в словах изученные орфограммы и правильно их писать, различать написание словарных слов, производить синтаксический разбор предложения;
- учить детей давать определения частей речи;
- учить делать выводы и обобщения при изучении материала;
Метапредметные результаты.
- развивать умения отвечать на вопросы, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.
Формировать следующие УУД:
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель и тему урока после предварительного обсуждения;
обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы совместно с учителем;
работать по коллективно составленному плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
Познавательные УУД:
работать с текстовой информацией;
формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение оформлятьсвои мысли в устной и письменной речи;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе;
Личностные результаты:
формирование учебной мотивации; адекватной самооценки;
осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в парах, группах.
Компоненты современных образовательных технологий: технологии сотрудничества, проблемного, развивающего, личностно ориентированного, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Оборудование: учебник по русскому языку; карточки; мультимедийный проектор; магнитофон, презентация.
Сценарий урока
Организационный момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
Психологический настрой (на доске три облачка: бледно–голубое,
голубое, серо–голубое).
– Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое из них вам больше нравится? (ответы детей)
– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение останется у всех.
Мобилизующий этап
– Итак, ребята, все настроились на работу, внимательно меня слушаем, я объясняю задание один раз:
– «Буквы А и Я живут в разных домиках. Один домик высокий, другой – низкий. Причем буква А не живет в низком домике. В каком домике живет каждая буква? (Если буква А не живет в низком домике, значит она живет в высоком. Тогда буква Я живет в низком домике )
– Дайте характеристику буквам А и Я (Это буквы алфавита. Они обозначают гласные звуки. Буква Я обозначает мягкость предшествующих согласных звуков. С буквы А начинается алфавит, буквой Я – заканчивается)».
Упражнения для разминки пальцев
– Сами мы к работе готовы, давайте теперь подготовим наши пальчики к письму.
игра–упражнение «Пальчики здороваются» (локти на парте; каждым пальцем правой руки касаемся пальцев левой руки и обратно);
игра–упражнение «Крепкое рукопожатие»;
игра–упражнение «Согреем ладошки»;
игра–упражнение «Зайчики из пальчиков» («Зайчик»; «Коза»; «Гусь»)
игра–упражнение «Пианино».
Все упражнения выполняем двумя руками одновременно.
Минутка чистописания
– Пальчики наши к письму готовы и сейчас минутка чистописания
( Индивидуальная работа по карточкам с учетом ранее допущенных каллиграфических ошибок. Во время выполнения упражнений по каллиграфии тихо звучит музыка ).
Сообщение темы урока
– Вы любите путешествовать, ребята? (Да)
– А как можно путешествовать не выходя из помещения? (Когда
читаем книги, то мысленно рисуем картины, описанные в произведениях и путешествуем вместе с героями).
– А еще можно путешествовать воображая что–то. Сегодня мы
Отправимся в путешествие по волшебной стране, которой нет на обычных географических картах. Причем, чтобы попасть туда, нам не понадобятся никакие волшебные помощники: ни щука, ни старик Хоттабыч, ни ковер–самолет. Мы возьмем с собой только учебные принадлежности и свои знания. А отправимся мы с вами в страну, которая называется «Части речи»
– Кто скажет, какие жители населяют эту удивительную страну? (имена Существительные, имена Прилагательные и Глаголы )
– Ребята, а для чего нам нужно посещать эту страну; изучать имена существительные, имена прилагательные и глаголы? Может быть и без них мы сможем прекрасно обойтись? (Нет, т.к. речь наша станет бедной, мы не сможем понять друг друга, ведь в речи останутся только предлоги, союзы; а также, чтобы различать части речи)
– Верно! Мы и отправляемся в путешествие тема которого, как вы думаете, какая? («Что мы знаем о частях речи?»)
Актуализация знаний
– Мы с вами уже знакомы с именем существительным, именем прилагательным, и не так давно познакомились с глаголом.
–А сегодня эти гостеприимные жители приглашают нас в свою удивительную страну в гости. Хотите в нее попасть? (Да!)
– Но чтобы войти в волшебную страну «Частей речи» и передвигаться по её улицам, необходимо знать пароль!
– Кто скажет, что такое пароль? (Это секретное слово или фраза для опознания своих )
– Для нас паролем будут правила о жителях этой страны.
– Посмотрите, нас вышли встречать слова. Прочитайте их (заяц, солнце, книга)
– На какие вопросы отвечают данные слова? ( Кто? или Что? )
– Что обозначают эти слова? (обозначают предметы)
– Как называются слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы Кто? или Что? (Именами существительными)
– Обобщите наши ответы в правило об именах существительных? ( Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?)
– Значит, из какого дворца эти слова? ( Из дворца имени Существительного)
– Проверим, верно ли мы определили жителей и название их дворца.
– Двигаемся дальше к дворцу имени Прилагательного. Посмотрите, на дворце записка. Прочитаем её. («Ребята, помогите! Мы потерялись среди слов. Имена Прилагательные.» )
– Кто же сможет найти здесь имена прилагательные?
– Какие вы молодцы! Как же вам удалось это сделать? (Правило: имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?)
– Образуйте из данных слов словосочетания.
– Отлично! И мы с вами приближаемся к дворцу Глагола. Вы знаете, слова, которые живут в нем очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают имена существительные. Но надо помнить один секрет: вопросы глаголам нужно задавать особые, иначе ответа не получишь. Кто скажет, что это за вопросы? ( Что делать? Что сделать?) Вот такие деловые эти слова – глаголы.
– Прочитайте, какие слова нас встречают? (читают)
– К какой части речи они относятся? (глаголы)
– Что же такое глаголы? (Глаголы – это слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)
– Ребята, назовите ещё глаголы, которые могли бы жить в этом дворце?
– Интересно вам в этой волшебной стране? Путешествуем дальше? ( Да!)
Физ. минутка!
Работа со словарными словами
– В этой удивительной стране есть не только дворцы, но и волшебные улицы, которые не менее интересны. И вот мы с вами на первой из них. Это улица Словарная.
– Что нас здесь ждет? Как вы думаете? (Словарные слова)
– Сейчас и проверим. На экране, одна за другой будут появляться иллюстрации, на которых изображены различные предметы. Ваша задача записать слова через запятую в свои тетради и выделить орфограммы .
– Что объединяет все записанные слова? (Они являются словарными)
– Какой частью речи они являются? (Именами существительными)
– На какие две группы можно разделить эти слова? (КТО? ЧТО?)
– Сейчас устно подберите глаголы к одушевленным существительным и задайте к глаголам вопросы.
– А к неодушевленным именам существительным подберите имена прилагательные, тоже устно.
– Сейчас взяли в руки простые карандаши, смотрим внимательно на экран и проверяем написанные слова.
– Поднимите руки, кто написал без ошибок? (поставьте «5»); у кого 1–2 ошибки? (поставьте «4»)
Работа с фразеологическими выражениями
– Вы очень хорошо работаете, поэтому мы успеваем заглянуть на одну очень интересную улицу. Мы идем с вами на улицу Фразеологизмов! Готовы? Тогда в путь!
– А что мы встретим на улице Фразеологизмов? (Пословицы, поговорки, крылатые, образные выражения, которые мы понимаем в переносном смысле)
– Ваша задача вспомнить несколько постоянных сравнений. А подсказкой вам будут рисунки.
Очень много людей в тесном помещении? («Как сельдей в бочке»);
Быть в постоянных хлопотах, суетиться? («Как белка в колесе»);
О том, кто сам не пользуется и другим не дает? («Как собака на сене»);
Ничего не действует на кого – либо? («Как с гуся вода»);
Так говорят об удачливом и счастливом человеке? («В рубашке родился»).
– Молодцы!
– Устно составьте предложение с каждым образным выражением.
Закрепление материала
Работа по учебнику.
– А сейчас мы заглянем на улицу Учебную. Для этого откройте учебники: стр. 54, упр. №84. Прочитайте и скажите, что нужно сделать в упражнении? (к данным сущ. подобрать глаголы)
– В тетради вы записываете номер упражнения, и выполняете задание самостоятельно по данному на доске образцу. Образец в тетрадь не списываете. Не забудьте выделить все известные орфограммы. После мы проверим вашу работу.
– Устно к именам существительным подберите слова, которые обозначают признаки предметов и задайте вопрос.
Физ. минутка!
Игровой момент «Собери мячи»
– Двигаемся дальше? И следующая улица Игровая. Чем мы будем
заниматься на этой улице? (Играть)
– Правила игры: нужно собрать мячи в три корзины. В одну – со
словами, отвечающими на ЧТО? КТО?; в другую – со словами, отвечающими на КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?; в третью – слова, отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
– Кто сможет добавить еще несколько мячей в третью корзину?
Итог урока
– Вот и подошло к концу путешествие по сказочной стране. Много
интересного и сложного было на пути.
– Скажите, дворцы каких жителей мы посетили? (имени Существительного, имени Прилагательного и Глагола)
– Как зовут жителей, которые отзываются на КТО? ЧТО?
– А на какие вопросы отвечают имена прилагательные?
– Что мы называем глаголом?
Рефлексия
– Вы все завершили нашу поездку. Благодарю вас всех и прошу оценить свою работу на уроке. Кому на уроке было все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку веселому человечку.
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму человечку.
Кому на уроке работать было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите свою фишку грустному человечку.