Понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса ССП; владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка. Создавать устные и письменные монологические высказывания на нравственно-этические темы с использованием ССП.
использование знаньевой рефлексии (ПОПС-формула: позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов;
овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;
формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в группе;
формирование навыка самооценки по итогам деятельности на уроке;
формирование навыков распределения ролей в группах для достижения цели;
формирование навыков управления поведением партнера;
формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса ССП; владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка. Создавать устные и письменные монологические высказывания на нравственно-этические темы с использованием ССП.
использование знаньевой рефлексии (ПОПС-формула: позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов;
овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;
формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в группе;
формирование навыка самооценки по итогам деятельности на уроке;
формирование навыков распределения ролей в группах для достижения цели;
формирование навыков управления поведением партнера;
формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. На доске перед вами слова: У, всё, получиться, нас, сегодня. (Слайд №1). Составьте из этих слов предложение. Сегодня на уроке мы с вами будем работать под этим девизом. (Слайд №2)
- Ребята, а какое предложение у вас получилось? Докажите.
Перед вами предложения: Разгорелась поздняя заря. Ветви деревьев блистали инеем. Весна, но ещё стоят морозы. (Слайд №3). Как вы думаете, какое предложение лишнее? Докажите своё мнение, определите вид этого предложения. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую цель мы поставим на уроке? Для чего мы будем это делать? (Слайд №4).
- Да, сегодня на уроке мы повторим основные сведения о ССП, потренируемся в выполнении заданий и подготовимся к ГИА по русскому языку.
Подготовка к обобщению понятий и правил
- На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.
У нас три группы, каждой группе необходимо выполнить задания. Задание считается выполненным только тогда, когда все участники команды закончат его выполнение. За первое и второе задание отчитываться вы будете по нашим правилам. (Каждой команде предлагается на выбор две карточки, на одной написано слово «Делегат» - ребята сами предлагают отвечающего, на другой слово «Выбор» - я сама выбираю отвечающего). Каждая группа получает своё задание, которое вы выбираете самостоятельно. (Учащиеся не видят задание). (Слайд №5).
Карточка №1
Используя схемы расскажите об основных видах сложных предложений. Подберите примеры, обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме урока и почему?
[ ], [ ].
[ ], ( который…)
[ ], и [ ].
Карточка №2
Закончите предложения.
Предикативные части, входящие в состав ССП, связываются между собой…
Между частями ССП может и не быть запятой если…
Грамматические и интонационно-смысловые особенности ССП передаются на письме с помощью….
Карточка №3
Заполните таблицу и озвучьте её.
Соединительные
?
?
?
а же
но зато
да
однако
?
Следующее задание 2. «Заморочки из бочки».
(Группы по очереди вытаскивают вопрос, обсуждают и отвечают).
(Слайд №6).
Всегда ли между частями ССП стоит запятая? Обоснуйте свой ответ.
Какие значения выражаются между частями ССП? Обоснуйте свой ответ.
Можно ли менять местами части ССП? Обоснуйте свой ответ.
использование знаньевой рефлексии (ПОПС-формула: позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов.
Обобщение понятий и правил и определение их роли в речи
Учитель: Итак, мы проверили ваши теоретические знания, теперь проверим умения. (Слайд №7).
В следующем задании вы должны найти и выписать все ССП. (Каждая группа получает одинаковые предложения, затем называют предложения по очереди).
Было уже темно, когда я вспомнил, что пора обедать.
Дядюшка пел так, как поёт простой народ.
Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней.
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала.
Начался сильный дождь, и всё вокруг быстро намокло.
Рано утром пришла машина и мы сразу отправились на вокзал.
То слишком морозит, то моросит дождь.
А в этом задании распределите предложения в три группы по видам союзов. (Слайд №8).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески.
Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.
Иван Петрович ушёл, а я остался.
Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о нём.
Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое.
Я ничего не ел, но голода не чувствовал.
То ли на него подействовала тишина, то ли он вдруг
взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку.
Теперь прочитайте предложения. Первая группа читает предложения с сочинительными союзами, вторая с противительными, а третья с разделительными.
Следующее задание, продолжаем работать с предложениями.
(Слайд №9).
А). Перестройте простые предложения с однородными членами в ССП.
1. Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг.
2. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.
3. Месяц светил в окно и заливал комнату холодным светом.
Б). Постройте схемы предложений.
1. Он никогда не плакал; зато по временам находило на него дикое упрямство.
2. На небе горели звёзды и светила луна.
3. Или я поступаю в институт, или надо было уезжать домой.
В). Найдите третье лишнее.
1. Федя никогда не плакал, зато находило на него иногда дикое упрямство.
2. Она не двигалась, только чуть-чуть шевелились брови.
3. Не то светло, не то темно.
Сейчас я никого спрашивать не буду, ответ высветится на доске, обменяйтесь тетрадями и проверьте ответы. (Слайд №10 с ответами).
Шестое задание – творческое. Придумайте и запишите ССП с разными союзами, используя данные слова, постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ. (Слайд №11).
Прочитайте полученные тексты, чей текст вам понравился больше?
Задание 7. Составьте памятку из четырех ССП, используя советы Карнеги: (Слайд №12).
Если вы хотите понравиться людям,
1. Чаще улыбайтесь, и…
2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей, но…
3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами, однако…
4 . Чаще обращайтесь к собеседнику по имени, и…
Познавательные УУД:
овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;
создание условий для формирования навыков критического мышления в результате принятия и непринятия позиций различных групп и формирование общего вывода;
Регулятивные УУД:
формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в группе;
Коммуникативные УУД:
формирование навыков распределения ролей в группах для достижения цели;
формирование навыков управления поведением партнера;
формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Самостоятельная работа
Работа с текстом, каждый работает самостоятельно, текст на листочках у каждого.
Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.
«Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она.
Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь.
Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она по-видимому, не считала нашу программу выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку.
Впрочем, лямку ли? Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превратилось в удовольствие.
(По В. Распутину)
Задания.
1. Определите тему и идею текста, тип и стиль.
Выполните разбор любого ССП.
Сосчитайте количество ССП в тексте, подчеркните их.
Найдите предложение, соответствующее характеристике: это сложное предложение, состоящее из двух частей с соединительным союзом. (Первое предложение – простое, двусоставное, распространённое, второе – двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельством, выраженным деепричастием. Нарисуйте его схему).
Регулятивные УУД:
формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности.
Подведение итогов урока. Рефлексия
- Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки. А сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Закончите фразы: (Слайд №13).
Главным для меня на уроке было то, …
Меня порадовало на уроке то, …
Теперь я буду знать, что …
Меня огорчило то, что …
Итогом урока считаю …
Теперь я буду знать …
Я рад, что…
Я хотел бы, чтобы…
- Ребята, а являются ли сказанные вами предложения ССП? А какие они? После проверочной работы мы будем изучать именно этот вид предложений.
А сейчас по десятибалльной шкале оцените, как каждый из вас работал на уроке.
Домашнее задание (Слайд №14).
Дома рассмотрите на вклейке репродукцию картины, А, А. Пластова «Первый снег», составьте небольшой рассказ, используя как можно больше ССП с разными видами союзов, по желанию составьте к ним схемы.