Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Синтаксический разбор сложного предложения" 9 класс »
Синтаксический разбор сложного предложения
9 класс
Цели:
закрепление порядка синтаксического разбора сложного предложения
закрепление умения правильно производить такой разбор
повторение и систематизация знаний по теме «Простое и сложное предложение».
развитие способности составлять предложения на заданную тему.
развитие умения работать с текстом, определять основные компоненты текста (тему, стиль и пр.);
Оборудование:
Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. Русский язык-М: «Просвещение», 2010. Учебник допущен Министерством образования и науки РФ.
мультимедийный проектор, компьютер.
презентация ( Microsoft Office Power Point 2010).
Фронтальный опрос по изучаемой теме «Синтаксис».
Слайд 1.
Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?
Чем словосочетание отличается от предложения? В чем их сходство?
Отличия:
в с/с одно слово зависит от другого, т.е. есть главное и зависимое слово, в предложении – грамматическая основа
в предложении выражается законченная мысль.
Сходство:
слова и в с/с, и в предложении связаны по смыслу и грамматически
Какие виды предложений вы знаете?
Как различаются предложения по количеству грамматических основ? Чем простое предложение отличается от сложного?
Словарная работа.
Слайд 2.
Вставьте пропущенные орфограммы, разделите материал на 2 столбика:
1.Словосочетания. 2.Не словосочетания.
Пос…деть от старости, поз(?)но, б…гровые лист(?)я, в(?)южит, пом...рит(?)ся с друз(?)ями, учас(?)ники ра(с, сс)троились, изредк… видет(?)ся.
Сделайте разбор словосочетаний: 1 ряд – поседеть от старости; 2 ряд – багровые листья; 3 ряд – изредка видеться.
Составьте предложения с любым из словосочетаний: 1 ряд – сложное, 2 ряд – с обобщающим словом, 3 ряд – с обращением. (При чтении предложений озвучить постановку знаков препинания, объяснить)
Работа с текстом. Объяснение темы урока. Синтаксический разбор сложного предложения.
Слайд 3.
Текст:
За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор и береза была счастлива.
Определите стиль текста, докажите.
В соответствии с темой текста озаглавьте его.
Найдите пунктуационную ошибку в тексте.
Запишите последнее предложение и сделайте его разбор.
(Слайд меняется, и предложение записывается на доске под диктовку)
Осень убрала деревья в золотой убор, и береза была счастлива.(повест.. невоскл., сложное)
4. Работа с учебником.
- Что нам поможет уточнить порядок разбора сложного предложения и проверить себя? (…) Верно, учебник.
Чтение порядка разбора на стр. 96. (По мере чтения на доску вывешиваются листы А 4 с порядком разбора.
Вид предложения по цели высказывания.
Простые предложения в составе сложного
Средства связи простых предложений в составе сложного
Знаки препинания
Каждый раздел, если необходимо, устно уточняется.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. Упр. 232.
1 вариант – 1 предложение
2 вариант- 2 предложение
Самопроверка – слайд 5
Слайд 6 . Предложение:
Берег начинался там где небо соприкасалось с морем.
Найдите ошибку в предложении.
Какое это предложение по количеству основ?
Какая связь между простыми предложениями: союзная или бессоюзная?
Какие союзы, часто соединяющие простые предложения в составе сложного, кроме союзов и, но, да, вы знаете? (Запись в тетради: Союзы - что, чтобы, потому что, где, когда, который)
Каковы знаки препинания при них?
Запишите предложение, подчеркните союз.
7. Закрепление изученного. Работа по карточкам.
Карточки:
Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.
Небо расчищалось и синело.__________________________________
Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки__________________________________________________
Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень_________________________
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
Наступила з…ма. В долг… зимн… ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны.
8. Итог урока, домашнее задание.
Что нового вы узнали на уроке?
Какой материал закрепили в памяти?
Какое задание показалось наиболее интересным?
1 вариант задания (Слайд 7):
Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора. Составить мини-текст на тему «Березка осенью», используя и простые, и сложные предложения. Сделать синтаксический разбор сложного предложения.
2 вариант задания:
Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора; упражнение № 233.