Разработка урока по русскому языку в 7-ом классе
Тема урока: Причастный оборот
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом – предложением с союзным словом «который».
Оборудование: Карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя:
Цель: объяснить учащимся цель урока.
- Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором
и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.
- Актуализация:
Цель: в занимательной форе показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом.
Учитель: В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго- настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно ( на экране - слайды с изображением придворных).
Но и те, кто оставил службу при дворе, не потеряли своих имён: (который бросил, который ускакал, который убежал, который ушёл, который замолчал, который устал).
Невесёлой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который…, каждая крошка - которая…, каждое дитя – которое…
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.
Он говорил ей:
- Я король, который любит.
-Любящий,- поправляла она.
- Я тот, который восхищается Вами.
- Восхищающийся,- вторила она.
- Годы, которые мне остались…
- Оставшиеся…
- Я хочу посвятить Вам.
- Хорошо,- ответила принцесса,- но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…
Представьте, как обрадовались подданные короля!
- Работа по образованию причастий:
Цель: показать на примерах процесс образования причастий.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.
(Возвращение к слайдам с изображением картинок).
(Работа учащихся по карточкам: дети записывают причастия, образованные от данных глаголов. Например: который изучает- изучающий, который рассказывает- рассказывающий, и т. д.)
- Выполним упражнение: (слайд № 8).
Цель: Научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложнёнными причастными оборотами.
Учитель: Конечно, Король Который очень известен, но всё же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение.
( Ученики получают карточки. Работа по парам)
Задание: Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами. Вставить и объяснить пропущенные орфограммы.
Образец выполнения: Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. – Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.
Содержание карточек:
Карточка №1: Это ш…девр архитектуры, который был во…ведён в IV век…(до) нашей эры.
Карточка №2: По (не) которым св…детельствам, он был п…строен
Артемисией, которая являлась р…дной с…строй и одновременно ж…ной
Карийского ц…ря Мавсола.
Карточка№3: Памятник этот был (з, с)делан (из) ч…дес?ного мрамора,
который св…тился (в) т…мнот…
Карточка №4: (На) первом этаже, который пре…ст…влял собой
закрытое п…м…щение, нах…дилась п…гр…бальная кам…ра.
Карточка №5: (На) глухие стены второго эт…жа был п…ставлен храм,
окружён колон…адой.
Карточка №6: (На) многоступенчат… пир…миде ра…мещалась
мраморная кв…дрига, которой упр…вляли те, чей прах п…коился
(в)низу.
Карточка №7: Около двух тысяч лет (с) шестидесяти (метровой) высоты царская чета обозревала город, который постепенно м…нялся (у) (под)
ножия м…взолея.
Карточка №8: Подобные п…стройки, которые во…водились для знат-
ных особ, стали называт?ся м…взолеями.
- Выполнение разноуровневых заданий:
Цель: в занимательной форме познакомить учащихся с этимологией
некоторых слов, встретившихся в упражнении.
Учитель: А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определённого уровня сложности.
Уровень 1 (повышенной сложности):
Закончите таблицу: (слайд №11).
Уровень 2 (соединительными линиями покажите
соответствия)- слайд №11.
- Работа по развитию речи: (слайд №12)
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов.
Учитель: Правильно употреблять причастные обороты в своей речи
должен уметь каждый. Но это не всегда удаётся. Обратимся к тетрадям
по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические
ошибки.
Исправьте грамматические ошибки в предложениях:
а). Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.
б).Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс
среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир.
в).Особое внимание привлекла окружённая усыпальница 39 колоннами.
7. Подведение итогов за урок: (слайд №13)
Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных
тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложением с причастным оборотом.
Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами
И исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих
конструкций. В течение нашей экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их
(дети называют слова).
8. Домашнее задание:
Учитель: Человек, знающий возможности родного языка,- это волшебник,
которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу:
Шарик, который летит, - летящий.
Снежок, который хрустит,- хрустящий.
Ручей, который журчит,--------------------
Речь, которая звучит,------------------------
Дома вы должны попытаться продолжить это стихотворение.
Итак, урок окончен.