kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Причастный оборот" в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Разработка урока по русскому языку в 7-ом классе

Тема урока:  Причастный оборот

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом – предложением с союзным словом «который».

Оборудование: Карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации.

                                           Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

Цель: объяснить учащимся цель урока.

- Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором

и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются      причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.

  1. Актуализация:  

Цель: в занимательной форе показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом.

     Учитель: В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго- настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно ( на экране - слайды с изображением придворных).

     Но и те, кто оставил службу при дворе, не потеряли своих имён: (который бросил, который ускакал, который убежал, который ушёл, который замолчал, который устал).

      Невесёлой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который…, каждая крошка - которая…, каждое дитя – которое

     Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

     И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.

     Он говорил ей:

     - Я король, который любит. 

    -Любящий,- поправляла она.

    - Я тот, который восхищается Вами.

    - Восхищающийся,- вторила она.

    - Годы, которые мне остались…

    - Оставшиеся…

    - Я хочу посвятить Вам.

    - Хорошо,- ответила принцесса,- но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…

Представьте, как обрадовались подданные короля!

  1. Работа по образованию причастий:

Цель: показать на примерах процесс образования причастий.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.

(Возвращение к слайдам с изображением картинок).

(Работа учащихся по карточкам: дети записывают причастия, образованные от данных глаголов. Например: который изучает- изучающий, который рассказывает- рассказывающий, и т. д.)

  1. Выполним упражнение: (слайд № 8).

Цель: Научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложнёнными причастными оборотами.

Учитель: Конечно,  Король Который очень известен, но всё же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение.

( Ученики получают карточки. Работа по парам)                                                        

Задание: Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами. Вставить и объяснить пропущенные орфограммы.

Образец выполнения: Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. – Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.

                             Содержание карточек:

Карточка №1: Это ш…девр архитектуры, который был во…ведён в IV век…(до) нашей эры.

      Карточка №2: По (не) которым св…детельствам, он был п…строен

      Артемисией, которая являлась р…дной с…строй и одновременно ж…ной

     Карийского ц…ря Мавсола.

      Карточка№3: Памятник этот был (з, с)делан (из) ч…дес?ного мрамора,

      который св…тился (в) т…мнот…

      Карточка №4: (На) первом этаже, который пре…ст…влял собой 

      закрытое п…м…щение, нах…дилась п…гр…бальная кам…ра.

       Карточка №5: (На) глухие стены второго эт…жа был п…ставлен храм,

      окружён колон…адой.

       Карточка №6: (На) многоступенчат… пир…миде ра…мещалась

       мраморная кв…дрига, которой упр…вляли те, чей прах п…коился

       (в)низу.

Карточка №7: Около двух тысяч лет (с) шестидесяти (метровой) высоты царская чета обозревала город, который постепенно м…нялся (у) (под)

ножия м…взолея.

      Карточка №8: Подобные п…стройки, которые во…водились для знат-

      ных особ, стали называт?ся м…взолеями.

  1. Выполнение разноуровневых заданий:

Цель: в занимательной форме познакомить учащихся с этимологией

некоторых слов, встретившихся в упражнении.

Учитель: А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определённого уровня сложности.

              Уровень 1 (повышенной сложности):

                   Закончите таблицу: (слайд №11).

               Уровень 2 (соединительными линиями покажите    

               соответствия)- слайд №11.

  1. Работа по развитию речи: (слайд №12)

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов.

Учитель: Правильно употреблять причастные обороты в своей речи

должен уметь каждый. Но это не всегда удаётся. Обратимся к тетрадям

по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические

ошибки.

Исправьте грамматические ошибки в предложениях:

а). Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.

б).Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс

среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир.

в).Особое внимание привлекла окружённая усыпальница 39 колоннами.

7. Подведение итогов за урок: (слайд №13)

Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных

тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложением с причастным оборотом.

Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами

И исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих

конструкций. В течение нашей экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их

(дети называют слова).  

8. Домашнее задание:

Учитель: Человек, знающий возможности родного языка,- это волшебник,

которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу:

Шарик, который летит, - летящий.

Снежок, который хрустит,- хрустящий.

Ручей, который журчит,--------------------

Речь, которая звучит,------------------------

Дома вы должны попытаться продолжить это стихотворение.

Итак, урок окончен.

     

 

    

   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Причастный оборот" в 7 классе »

Разработка урока по русскому языку в 7-ом классе


Тема урока: Причастный оборот


Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом – предложением с союзным словом «который».


Оборудование: Карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации.

Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя:


Цель: объяснить учащимся цель урока.


- Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором

и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.


  1. Актуализация:


Цель: в занимательной форе показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом.


Учитель: В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго- настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно ( на экране - слайды с изображением придворных).

Но и те, кто оставил службу при дворе, не потеряли своих имён: (который бросил, который ускакал, который убежал, который ушёл, который замолчал, который устал).


Невесёлой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который…, каждая крошка - которая…, каждое дитя – которое

Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.

Он говорил ей:

- Я король, который любит.

-Любящий,- поправляла она.

- Я тот, который восхищается Вами.

- Восхищающийся,- вторила она.

- Годы, которые мне остались…

- Оставшиеся…

- Я хочу посвятить Вам.

- Хорошо,- ответила принцесса,- но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…

Представьте, как обрадовались подданные короля!


  1. Работа по образованию причастий:

Цель: показать на примерах процесс образования причастий.


Учитель: Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.

(Возвращение к слайдам с изображением картинок).

(Работа учащихся по карточкам: дети записывают причастия, образованные от данных глаголов. Например: который изучает- изучающий, который рассказывает- рассказывающий, и т. д.)


  1. Выполним упражнение: (слайд № 8).

Цель: Научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложнёнными причастными оборотами.


Учитель: Конечно, Король Который очень известен, но всё же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение.

( Ученики получают карточки. Работа по парам)

Задание: Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами. Вставить и объяснить пропущенные орфограммы.


Образец выполнения: Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. – Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.


Содержание карточек:


Карточка №1: Это ш…девр архитектуры, который был во…ведён в IV век…(до) нашей эры.


Карточка №2: По (не) которым св…детельствам, он был п…строен

Артемисией, которая являлась р…дной с…строй и одновременно ж…ной

Карийского ц…ря Мавсола.

Карточка№3: Памятник этот был (з, с)делан (из) ч…дес?ного мрамора,

который св…тился (в) т…мнот…


Карточка №4: (На) первом этаже, который пре…ст…влял собой

закрытое п…м…щение, нах…дилась п…гр…бальная кам…ра.


Карточка №5: (На) глухие стены второго эт…жа был п…ставлен храм,

окружён колон…адой.


Карточка №6: (На) многоступенчат… пир…миде ра…мещалась

мраморная кв…дрига, которой упр…вляли те, чей прах п…коился

(в)низу.


Карточка №7: Около двух тысяч лет (с) шестидесяти (метровой) высоты царская чета обозревала город, который постепенно м…нялся (у) (под)

ножия м…взолея.


Карточка №8: Подобные п…стройки, которые во…водились для знат-

ных особ, стали называт?ся м…взолеями.

  1. Выполнение разноуровневых заданий:


Цель: в занимательной форме познакомить учащихся с этимологией

некоторых слов, встретившихся в упражнении.


Учитель: А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определённого уровня сложности.

Уровень 1 (повышенной сложности):

Закончите таблицу: (слайд №11).


Уровень 2 (соединительными линиями покажите

соответствия)- слайд №11.


  1. Работа по развитию речи: (слайд №12)

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов.

Учитель: Правильно употреблять причастные обороты в своей речи

должен уметь каждый. Но это не всегда удаётся. Обратимся к тетрадям

по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические

ошибки.



Исправьте грамматические ошибки в предложениях:

а). Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.


б).Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс

среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир.

в).Особое внимание привлекла окружённая усыпальница 39 колоннами.

7. Подведение итогов за урок: (слайд №13)

Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных

тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложением с причастным оборотом.

Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами

И исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих

конструкций. В течение нашей экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их

(дети называют слова).

8. Домашнее задание:

Учитель: Человек, знающий возможности родного языка,- это волшебник,

которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу:

Шарик, который летит, - летящий.

Снежок, который хрустит,- хрустящий.

Ручей, который журчит,--------------------

Речь, которая звучит,------------------------


Дома вы должны попытаться продолжить это стихотворение.

Итак, урок окончен.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Причастный оборот" в 7 классе

Автор: Тимофеева Эльза Раисовна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117068

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие. Повторение» "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "122791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414339611"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosoblieniie-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "254196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447702119"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по русскому языку. Тема: "Причастный оборот""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_tiema_prichastnyi_oborot"
    ["file_id"] => string(6) "436312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509632654"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастный оборот" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-na-tiemu-prichastnyi-oborot"
    ["file_id"] => string(6) "123794"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414572783"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства