Конспект урока по русскому языку на тему: "Как различить звуки и буквы?"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Как различить звуки и буквы?"
Тема урока «Как различить звуки и буквы»
№ урока в теме – 1
Базовый учебник Русский язык 2 класс Авторы: В.П.Канакина В.Г.Горецкий
Цель урока: обобщить знания о буквах и звуках, формировать представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова.
Задачи:
1.Совершенствовать умения распознавать звуки и буквы, распознавать гласные и согласные звуки, их обозначение буквами.
2. Вспомнить правила переноса слов с одной строки на другую, как определить ударный и безударный слоги, что такое предложение, что такое однокоренные слова, что такое лексическое значение слов, что такое главные члены предложения, как
3.Развивать умения анализировать и делать выводы
4.Воспитывать интерес к предмету
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Откройте свои тетради. Какие слова вы выписали из упр. 7? (сестричка, сестра). Почему не записали слова братик и мама? (Они не являются однокоренными). А что такое однокоренные слова? (это слова, у которых есть общая часть).
Прочитайте порядок слов, который вы записали из упр. 8. (береза – берёзка – березняк – подберезовик). Молодцы!
Пальчиковая гимнастика.
Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)
Записываем число, классная работа. (Слайд 1).
Чистописание: Ребята, скажите, какая буква предпоследняя в алфавите? (ю), а какая первая и последняя буква в слове окно? (о) Слайд 2. Кто мне скажет, чем эти буквы похожи? (элементами) А что еще общего у этих букв? Они какие? (они гласные). Какими элементами они различаются? (у буквы ю еще 2 элемента – палочки). Пропишите строчные буквы ю и о поочереди до конца строчки. (на доске начерчена строчка с косыми линиями)
Орфографическая минутка: Ребята, как нужно написать слово «окно»? Какой первый звук мы слышим? (а) Что нам нужно сделать, чтобы слово написать правильно? (подобрать проверочное слово?) Какое правило мы знаем, чтобы проверить безударную гласную в корне? (если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь по ударение). Как нужно изменить слово окно? (окна). Запишите: Окно – окна. Поставьте ударения в словах. Какой слог ударный в слове окно? (но) А в слове окна? (ок). Как можно определить какой слог ударный, а какой безударный? (если слог произносится с большей силой, интонацией, громче, сильнее, тянется дольше, то он ударный, а если с меньшей силой – безударный).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Как различить звуки и буквы?" »
Подготовила: Яковлева Т.А.
Тема урока «Как различить звуки и буквы»
№ урока в теме – 1
Базовый учебник Русский язык 2 класс Авторы: В.П.Канакина В.Г.Горецкий
Цель урока: обобщить знания о буквах и звуках, формировать представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова.
Задачи:
1.Совершенствовать умения распознавать звуки и буквы, распознавать гласные и согласные звуки, их обозначение буквами.
2. Вспомнить правила переноса слов с одной строки на другую, как определить ударный и безударный слоги, что такое предложение, что такое однокоренные слова, что такое лексическое значение слов, что такое главные члены предложения, как
3.Развивать умения анализировать и делать выводы
4.Воспитывать интерес к предмету
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Откройте свои тетради. Какие слова вы выписали из упр. 7? (сестричка, сестра). Почему не записали слова братик и мама? (Они не являются однокоренными). А что такое однокоренные слова? (это слова, у которых есть общая часть).
Прочитайте порядок слов, который вы записали из упр. 8. (береза – берёзка – березняк – подберезовик). Молодцы!
Пальчиковая гимнастика.
Что такое? Что мы слышим? Это дождь стучит по крыше. А теперь пошел сильней И по крыше бьет быстрей.
(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)
Записываем число, классная работа. (Слайд 1).
Чистописание: Ребята, скажите, какая буква предпоследняя в алфавите? (ю), а какая первая и последняя буква в слове окно? (о) Слайд 2. Кто мне скажет, чем эти буквы похожи? (элементами) А что еще общего у этих букв? Они какие? (они гласные). Какими элементами они различаются? (у буквы ю еще 2 элемента – палочки). Пропишите строчные буквы ю и о поочереди до конца строчки. (на доске начерчена строчка с косыми линиями)
Орфографическая минутка: Ребята, как нужно написать слово «окно»? Какой первый звук мы слышим? (а) Что нам нужно сделать, чтобы слово написать правильно? (подобрать проверочное слово?) Какое правило мы знаем, чтобы проверить безударную гласную в корне? (если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь по ударение). Как нужно изменить слово окно? (окна). Запишите: Окно – окна. Поставьте ударения в словах. Какой слог ударный в слове окно? (но) А в слове окна? (ок). Как можно определить какой слог ударный, а какой безударный? (если слог произносится с большей силой, интонацией, громче, сильнее, тянется дольше, то он ударный, а если с меньшей силой – безударный).
Этот приём позволяет тренировать внимание учеников. Когда ребёнок мысленно читает слово задом наперёд, он должен представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Необходимо подчеркнуть, что тренировать способность концентрироваться нужно при помощи мысленного чтения слов задом наперёд.
На доске записаны словарные слова наоборот: кинечу, азёреб, адога, ретев. Слайд 3.
Один ученик работает у доски, остальные в тетради. Подчеркните опасные места и поставьте ударения в словах.
Напишите однокоренные слова к слову сахар (сахарница – сахарный) и выдели корень. Что такое корень слова? Что значит написать однокоренные слова?(по времени посмотрю и по темпу работы класса. Если будем успевать, то напишем).
Почему словарные слова называются словарными? (потому что написание этих слов нужно запомнить, их нельзя проверить).
Ребята, скажите какое сейчас время года? (осень) А какой месяц? (октябрь). Сегодня у нас новое словарное слово октябрь. Запишите в тетрадь. Кто мне скажет лексическое значение этого слова? (это осенний месяц, десятый по счету). Составьте нераспространенное предложение с этим словом. (Наступил октябрь). Выделите грамматическую основу. Что такое подлежащее? (главный член предложения, о ком или о чем говориться в предложении). Сказуемое? (действие кого-либо или чего-либо).
Зрительные диктанты. Слайды 4 – 16.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из— за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ученик читает предложение, состоящее из 6 —8 слов. Дочитав до третьего — четвёртого слова, забывает первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко.
Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)
В каждом наборе имеется 6 предложений. Первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной две буквы. Время работы со всеми наборами примерно составляет два месяца.
Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время измеряется в секундах. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Возможно, кто — то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Надо отреагировать очень спокойно, доброжелательно сказать: «Ну хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить». Затем также работают со следующим предложением. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от пяти до восьми минут. Работу над одним набором нужно продолжать до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. В среднем на каждый набор уходит по три дня. В течение двух месяцев зрительные диктанты должны писаться ежедневно. При этом условии можно развить оперативную память. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.
№
Предложения
Число букв
Время
1
2
3
4
5
6
Набор № 1
Тает снег.
Идет дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.
8
9
10
11
11
12
4
4
5
5
5
6
Сообщение темы урока.
Отгадайте загадки.
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно.
(Звук.)
Чёрные, кривые,
От рождения немые.
Станут в ряд –
Враз заговорят.
(Буквы.)
– Какова тема урока? Чем отличаются звуки от букв? Слайд 17.
1. Гласные и согласные звуки.
– На какие две группы можно разделить звуки? Слайд 18.
Упражнение: выпишите слова, в которых разное количество букв и звуков. Сделайте звуковой разбор слов. Слайд 19.
Шар, гусь, воробей, пальто, заяц, класс, язык, зуб.
Назовите слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.
В конце какого слова мы слышим звук (п)? (зуб). А что нам нужно сделать, чтобы правильно написать это слово? (подобрать проверочное слово). Запишите проверяемое слово и проверочное. (Зуб – зубы).
Ребята, давайте запишем характеристику звуков в слове зуб. Раньше мы с вами устно давали характеристику звукам. В русском языке это называется фонетический разбор. Как на письме мы будем записывать звуки? (в квадратных скобках). Вы устно расскажете характеристику звуков, а я запишу на доске, и вы, соответственно, запишите в тетрадь.
Зуб – [зуп].
з - [з] – согл., тв. парн. [з’], зв. парн. [с].
у - [у] – гласн., ударн.
б - [п] – согл., тв. парн. [б’], зв. парн. [п]
3 б., 3 зв., 1 слог.
Физкультминутка
! Игра.
– Прохлопайте столько раз, сколько гласных звуков в словах.
Выполнение упражнения 71 в р.т. на стр. 34. Собери из звуков слова. Запишите их. (2 ученика работают на доске, остальные в тетрадях). На доске расположены звуки, из которых дети составляют слова и записывают.
Составьте с любым словом предложение на тему «Зимние забавы». Запишите его.
IV. Итог урока.
Назовите пары слов, которые отличаются только одним звуком. Слайд 20.
Обратите внимание! Каждый звук в произносимом слове имеют свое место. И если вы замените один звук (букву) в слове на другой, то может измениться лексическое значение слова: кит-кот, удочка – уточка, коса – коза, мак – рак, маска – каска, крыша – крыса, дым – дом.
2. Закончите предложения.
Звуки мы…
Буквы мы…
Звуки бывают…
Домашнее задание: упражнение 73, с.35 в р.т. Вам нужно прочитать стихотворение и выписать слова, которые различаются одной буквой. (Например, белка – балка).
Проверочная работа по теме «Фонетика» на карточках.
Планируемый результат: различать звуки и буквы, характеризовать звуки русского языка
Задание №1.Умение различать звуки и буквы
Прочитай слова: моряк, море, морской, морячка
Запиши сколько во всех трех словах
а) букв «о»
б) звуков [о]
Задание №2.Умение различать звуки и буквы
Найди слово, написание которого не соответствует его произношению. Обведи номер ответа
1. кошки
2. часы
3. стакан
4. лимон
Задание №3. Умение различать твердые и мягкие согласные звуки
Найди слово, в котором четвертый звук – мягкий согласный
Кувшин, перчатки, правило, жильцы, письмо.
Задание №4. Умение различать твердые и мягкие согласные звуки
Отметь V слова, в которых все согласные звуки твердые
Мыши
Малина
Конь
Корова
Трамвай
Задание №5Умение различать твердые и мягкие согласные звуки
В каком ряду все слова начинаются с мягкого согласного звука? Обведи номер ответа
1. широкий, пятница, чуткий, тетрадь.
2. щупальцы, чувство, йогурт, филин.
3. животное, циркуль, шарик, жир.
Задание №6.Умение характеризовать звуки русского языка
Отметь V слова, в которых больше звуков, чем букв
Артем
Класс
Юла
Вьюга
Маяк
Задание № 7.Умение различать гласные и согласные звуки
Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука
Компас
Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Мальчик напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.