kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Сочетания чк - чн"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фамилия, имя, отчество                Гаврилова Оксана Владимировна

 Школа          МБОУ СОШ №4

Учебное пособие, автор, класс      «Начальная школа 21 века», С.В.Иванов, 1 класс

Конспект урока      русский язык

Тема         Речевая ситуация:  уточнение значения незнакомых

слов.Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн.

Целевые установки на достижение результатов:

      Личностных:  проявлять  устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность  в      получении совета с целью улучшения учебных результатов; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.

  • Предметных: научатся различать твердые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка (согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие); решать учебные и практические задачи – правильно писать сочетания ЧК, чн;  получат возможность научиться выявлять слова, и уточнять  значения по тексту или с помощью толкового словаря.
  • Метапредметных:

      Регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы;  оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения грамматических и этических норм

      Познавательных: общеучебные- овладение умением составлять небольшое монологическое высказывание о театре; освоение практических навыков работы с толковым словарем с целью уточнения значения незнакомых слов;

      Коммуникативных: использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условию общения; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; оформлять свою  мысль в устной и письменной форме речи.

Средства обучения: Учебник, тетрадь, компьютер, продукт ТСО- презентация по теме урока, толковые словари.

Содержание

Вопросы и задания, направленные на формирование универсальных учебных действий

Указание, какие УУД формируются

Организационный этап

  • Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбнемся.
  • Прозвенел звонок.

Начинается урок!

Наши ушки на макушке

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем!

Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое. На урок русского языка вы должны приготовить самое главное – свой ум.

Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? ( чему-то научиться

- Что значит «приготовить свой ум»?

Личностные, регулятивные

Этап целеполагания

Ребята, сегодня урок русского языка необычный. К нам в гости пришёл. А кто? Отгадайте загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это?(Буратино.) (Слайд 1)

  Посмотрите, у Буратино в руках ключик и он не простой. Что вы видите на ключике?( буквы)    Р   В   Л   Ч   Н

- Давайте правильно назовем их.

 Какая из этих букв лишняя?

Минутка чистописания.
- Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику звука.
Хорошенько запомните звук [ ч`] всегда мягкий - это нам понадобится в дальнейшей работе.

Пальчиковая гимнастика

- Подготовим руки к письму.

- Как светит солнышко летом?

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.

- Как светит солнышко осенью?

Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.

- Как светит солнышко зимой?

Пальцы собираются в щепотку


- Напишите букву Чч по образцу. (Слайд 2)

- А какие правила мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)
Запишите эти сочетания.

-Ребята,а вы бывали в театре?(показ разных театров) (Слайд3 )
 

-Однажды, наш друг Буратино,отправился в театр…

Чтение отрывка по учебнику о том, как Буратино покупал билеты в театр

(Работа по учебнику)

 

-Как Буратино обратился к продавцу билетов?

 

-А как это сделать правильно?

-Чем спектакль отличается от кинофильма?

Включение в систему знаний

Игра «Продолжи предложение»

      В театре действие происходит на …(сцене)

      Спектакль ставит ….(режиссер)

      Художественное оформление сцены- это ….(декорации)

   -Театр- это чудо, сказка.

Слово «театр» в переводе с греческого означает «место для зрелищ»,  да и само зрелище, то есть представление. Театр вырос из игр, обрядов первобытных людей и постоянно развивался, совершенствовался. Наши предки, славяне, обращались к своим богам и силам природы, просили у них защиты и удачи в делах, молили  об урожае. Игра- главный элемент театрального искусства.

 

Создание проблемной ситуации, планирование дальнейшей деятельности.

Личностные, регулятивные

Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания

Познавательные, коммуникативные,

регулятивные

Познавательная

Физкультминутка для глаз(Слайд 4)
 

Этап актулизации знаний

- Ребята, что нужно чтобы попасть в театр?

-Вот и я вас сейчас прошу приобрести  билеты.

(работа по упражнению 2)

(Слайд 5, 6)
 

Физкультминутка

Буратино  потянулся,

Раз – нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Открытие новых знаний

- Отгадайте еще некоторых героев?

-В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали….(Дюймовочка)

- а эта девочка беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик. Говорит старикам: « Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня ….(Снегурочка).

Слайд 7

Ребята, как и мы в театре побывала девочка Ира. Смотрим упражнение 3. Она решила написать письмо своей подруге.

Слайд 8

В черновике письма она поставила (посмотрите: ? в тех местах, где сомневалась в правильности написания.)

- Прочитайте про себя начало письма.

- С каким правилом сейчас познакомимся?

- Это новое на уроке. (Слова с – чк- и – чн -)

Слова с сочетаниями – чк – и – чн -

- Что мы должны усвоить? (запомнить правило написания)

- Как бы вы помогли девочке?

- Как вы будете рассуждать: писать или не писать – ь – ?

- Обратитесь к первому этапу урока, посмотрите на опоры.  

(Звук [ч,] – всегда мягкий, а еще непарный, не имеет твердой пары.

Значит, обозначать его мягкость не нужно.)

- Как сформулируем правило? (объяснение ученика)

Посмотрите как предлагают вам авторы учебника. (Читаем про себя.)

- Читаем правило хором.

Слайд 9

 Работа парами.

Сейчас мы будем работать парами. Вам надо будет выписать  и объяснить слова с вопросами.

(работа детей)

 Оцените свою работу.

(+ справился хорошо

+  - думаю, что допустил ошибки

- мне трудно, я пока не справился)

Фронтальная проверка.

Кто больше запомнит слов с сочетаниями чкчн ?

Чики-чики-чикалочка,        

Едет гусь на палочке,

Уточка – на дудочке,

Курочка – на чурочке.

Зайчики – на тачке,

Мальчик – на собачке.

Чики-чики-чикалочка – 

Вот и вся считалочка!

Включение в систему знаний и повторения

 Дифференцированная работа.

Ребята, в начале нашего урока вы получили билеты. Посмотрите, чем они отличаются? (цветом) Правильно,   билеты отличаются цветом, но не только. Посмотрите у всех на билетах – задания. И они у вас разные.

Карточка № 1
Спишите, выделяя орфограммы.

Девочка, птенчик, речной, тучка, овощной.

Карточка № 2

Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, ЩН, НЧ.

Ру…ной, пе…ка, бре…ать, вну…ка, хи…ник.

Карточка № 3

Запишите имена ласково.

Валя, Зина, Аня, Женя.

Работа в тетрадях

Слайд 10,11

Итог урока и рефлексия      Слайд 12

Сценка

- Здравствуйте! Помогите нам, пожалуйста, найти наши места в зале.

- Конечно, ребята. Покажите ваши билеты. У вас места в партере, а у вас в бельэтаже.

- но мы не знаем, что такое «партер» и «бельэтаж»

- Я вам объясню, почему эти места так называются.

-Большое спасибо.

- Как вы думаете, теперь ребята узнали, что такое партер и бельэтаж?

А как  еще можно узнать значения неизвестных слов? Попробуйте дома самостоятельно найти толкования слов «фойе», «кулисы», «антракт».

Сейчас ребята зачитают вам значения этих слов из толкового словаря.

- объяснение этих слов вам дано в рубрике «Обрати внимание»

Какая одинаковая орфограмма объединяет имена этих героинь?

Значит о чем  мы будем говорить на нашем уроке? Какова тема нашего урока? Чем мы будем заниматься на уроке?

Как вы думаете, как мы будем писать слова? (ответы детей)

Над какой темой работали?

- Что повторяли на уроке?

- Чему научились?

- Какое настроение у вас сейчас?

Ребята, перед вами два ключа, которые оставил для вас Буратино.
  Кому из вас понравилось помогать  Буратино, подойдите к красному ключу,
  кому не понравилось – к зелёному ключу. (Если к красному ключу, подойдут 
  все ученики, то ключ перевернуть и он превратится в золотой)

Познавательные,

Регулятивные,

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

УУД: познавательные, регулятивныеОбобщение материала, выводы, самооценка

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Сочетания чк - чн" »

Фамилия, имя, отчество Гаврилова Оксана Владимировна

Школа МБОУ СОШ №4

Учебное пособие, автор, класс «Начальная школа 21 века», С.В.Иванов, 1 класс

Конспект урока русский язык

Тема Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых

слов.Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн.


Целевые установки на достижение результатов:


  • Личностных: проявлять устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.

  • Предметных: научатся различать твердые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка (согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие); решать учебные и практические задачи – правильно писать сочетания ЧК, чн; получат возможность научиться выявлять слова, и уточнять значения по тексту или с помощью толкового словаря.

  • Метапредметных:

  • Регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения грамматических и этических норм

  • Познавательных: общеучебные- овладение умением составлять небольшое монологическое высказывание о театре; освоение практических навыков работы с толковым словарем с целью уточнения значения незнакомых слов;

  • Коммуникативных: использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условию общения; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; оформлять свою мысль в устной и письменной форме речи.

Средства обучения: Учебник , тетрадь, компьютер , продукт ТСО- презентация по теме урока , толковые словари.







Содержание

Вопросы и задания, направленные на формирование универсальных учебных действий

Указание, какие УУД формируются

Организационный этап

  • Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбнемся.

  • Прозвенел звонок.

Начинается урок!

Наши ушки на макушке

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем!


Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое. На урок русского языка вы должны приготовить самое главное – свой ум.







Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? ( чему-то научиться)








- Что значит «приготовить свой ум»?







Личностные, регулятивные

Этап целеполагания

Ребята, сегодня урок русского языка необычный. К нам в гости пришёл... А кто? Отгадайте загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это?
(Буратино.) (Слайд 1)
Посмотрите, у Буратино в руках ключик и он не простой. Что вы видите на ключике?( буквы) Р В Л Ч Н

- Давайте правильно назовем их.

Какая из этих букв лишняя?

Минутка чистописания.
- Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику звука.
Хорошенько запомните звук [ ч`] всегда мягкий - это нам понадобится в дальнейшей работе.


Пальчиковая гимнастика

- Подготовим руки к письму.

- Как светит солнышко летом?

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.

- Как светит солнышко осенью?

Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.

- Как светит солнышко зимой?

Пальцы собираются в щепотку


- Напишите букву Чч по образцу. (Слайд 2)

- А какие правила мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)
Запишите эти сочетания.


-Ребята,а вы бывали в театре?(показ разных театров) (Слайд3 )

-Однажды, наш друг Буратино,отправился в театр…

Чтение отрывка по учебнику о том, как Буратино покупал билеты в театр

(Работа по учебнику)


-Как Буратино обратился к продавцу билетов?


-А как это сделать правильно?

-Чем спектакль отличается от кинофильма?


Включение в систему знаний


Игра «Продолжи предложение»

  • В театре действие происходит на …(сцене)

  • Спектакль ставит ….(режиссер)

  • Художественное оформление сцены- это ….(декорации)

-Театр- это чудо, сказка.

Слово «театр» в переводе с греческого означает «место для зрелищ», да и само зрелище, то есть представление. Театр вырос из игр, обрядов первобытных людей и постоянно развивался, совершенствовался. Наши предки, славяне, обращались к своим богам и силам природы, просили у них защиты и удачи в делах, молили об урожае. Игра- главный элемент театрального искусства.
















































Создание проблемной ситуации, планирование дальнейшей деятельности.
















Личностные, регулятивные














Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания


Познавательные, коммуникативные,

регулятивные









Познавательная






Физкультминутка для глаз(Слайд 4)



Этап актулизации знаний

- Ребята, что нужно чтобы попасть в театр?

-Вот и я вас сейчас прошу приобрести билеты.

(работа по упражнению 2)








(Слайд 5, 6)











Физкультминутка

Буратино  потянулся,

Раз – нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.





Открытие новых знаний

- Отгадайте еще некоторых героев?

-В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали….(Дюймовочка)

- а эта девочка беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик. Говорит старикам: « Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …..(Снегурочка).


Слайд 7



Ребята, как и мы в театре побывала девочка Ира. Смотрим упражнение 3. Она решила написать письмо своей подруге.

Слайд 8


В черновике письма она поставила (посмотрите: ? в тех местах, где сомневалась в правильности написания.)

- Прочитайте про себя начало письма.

- С каким правилом сейчас познакомимся?

- Это новое на уроке. (Слова с – чк- и – чн -)

Слова с сочетаниями – чк – и – чн -

- Что мы должны усвоить? (запомнить правило написания)

- Как бы вы помогли девочке?

- Как вы будете рассуждать: писать или не писать – ь – ?

- Обратитесь к первому этапу урока, посмотрите на опоры.

(Звук [ч,] – всегда мягкий, а еще непарный, не имеет твердой пары.

Значит, обозначать его мягкость не нужно.)

- Как сформулируем правило? (объяснение ученика)

Посмотрите как предлагают вам авторы учебника. (Читаем про себя.)

- Читаем правило хором.

Слайд 9


Работа парами.

Сейчас мы будем работать парами. Вам надо будет выписать и объяснить слова с вопросами.

(работа детей)

Оцените свою работу.

(+ справился хорошо

+ - думаю, что допустил ошибки

- мне трудно, я пока не справился)

Фронтальная проверка.


Кто больше запомнит слов с сочетаниями чкчн ?

Чики-чики-чикалочка,

Едет гусь на палочке,

Уточка – на дудочке,

Курочка – на чурочке.

Зайчики – на тачке,

Мальчик – на собачке.

Чики-чики-чикалочка –

Вот и вся считалочка!


Включение в систему знаний и повторения

Дифференцированная работа.

Ребята, в начале нашего урока вы получили билеты. Посмотрите, чем они отличаются? (цветом) Правильно, билеты отличаются цветом, но не только. Посмотрите у всех на билетах – задания. И они у вас разные.




Карточка № 1
Спишите, выделяя орфограммы.

Девочка, птенчик, речной, тучка, овощной.


Карточка № 2

Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, ЩН, НЧ.

Ру…ной, пе…ка, бре…ать, вну…ка, хи…ник.



Карточка № 3

Запишите имена ласково.

Валя, Зина, Аня, Женя.


Работа в тетрадях

Слайд 10,11



Итог урока и рефлексия Слайд 12








Сценка

- Здравствуйте! Помогите нам, пожалуйста, найти наши места в зале.

- Конечно, ребята. Покажите ваши билеты. У вас места в партере, а у вас в бельэтаже.

- но мы не знаем, что такое «партер» и «бельэтаж»

- Я вам объясню, почему эти места так называются.

-Большое спасибо.




- Как вы думаете, теперь ребята узнали, что такое партер и бельэтаж?

А как еще можно узнать значения неизвестных слов? Попробуйте дома самостоятельно найти толкования слов «фойе», «кулисы», «антракт».

Сейчас ребята зачитают вам значения этих слов из толкового словаря.

- объяснение этих слов вам дано в рубрике «Обрати внимание»




















Какая одинаковая орфограмма объединяет имена этих героинь?

Значит о чем мы будем говорить на нашем уроке? Какова тема нашего урока? Чем мы будем заниматься на уроке?





Как вы думаете, как мы будем писать слова? (ответы детей)














































































































Над какой темой работали?

- Что повторяли на уроке?

- Чему научились?

- Какое настроение у вас сейчас?

Ребята, перед вами два ключа, которые оставил для вас Буратино.
  Кому из вас понравилось помогать  Буратино, подойдите к красному ключу,
  кому не понравилось – к зелёному ключу. (Если к красному ключу, подойдут 
  все ученики, то ключ перевернуть и он превратится в золотой)
























Познавательные,

Регулятивные,

Коммуникативные























Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

















































УУД: познавательные, регулятивныеОбобщение материала, выводы, самооценка






































































Чики-чики-чикалочка,

Едет гусь на палочке,

Уточка – на дудочке,

Курочка – на чурочке.

Зайчики – на тачке,

Мальчик – на собачке.

Чики-чики-чикалочка –

Вот и вся считалочка!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Сочетания чк - чн"

Автор: Гаврилова Оксана Владимировна

Дата: 18.07.2015

Номер свидетельства: 223086

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по математике по теме6 "Числа от 0 до 20". 1 класс."
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokapomatiematikiepotiemie6chislaot0do201klass"
    ["file_id"] => string(6) "267905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450494937"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с сочетанием ЧН, ЧК""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slova-s-sochietaniiem-chn-chk"
    ["file_id"] => string(6) "306857"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458210040"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому языку  на  тему :": Правописание сочетаний ЖИ-ШИ." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-sochietanii-zhi-shi"
    ["file_id"] => string(6) "127675"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415361264"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства