Конспект урока по русскому языку на тему: "Главные члены предложения" 6 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "Главные члены предложения" 6 класс
Конспект урока по русскому языку
для 6-го класса
"Главные члены предложения"
Цели урока: 1) актуализация знаний учащихся о предложении, формирование представлений о подлежащем и сказуемом, способах их выражения; 2) развивать умение работать в группе; 3) развивать умение графически оформлять текстовый материал.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Стадия вызова.
Лесенка. По каким ступенькам русского языка мы уже поднялись?
– Сегодня мы говорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.
Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, орфограмма, формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор.
– Что у вас получилось?
– Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.
3. Стадия осмысления.
– Что вам уже известно о главных членах предложения? Можете ли вы определить их в предложении?
Откройте упр. 81 на с. 75 в рабочей тетради. (Приложение 1) Подчеркните подлежащее и сказуемое в 1,2,3 отрывках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Главные члены предложения" 6 класс »
Конспект урока по русскому языку для 6-го класса "Главные члены предложения"
Цели урока:1) актуализация знаний учащихся о предложении, формирование представлений о подлежащем и сказуемом, способах их выражения; 2) развивать умение работать в группе; 3) развивать умение графически оформлять текстовый материал.
Ход урока 1. Орг. момент. 2. Стадия вызова.
Лесенка. По каким ступенькам русского языка мы уже поднялись?
– Сегодня мы говорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.
Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, орфограмма, формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор.
– Что у вас получилось?
– Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.
3. Стадия осмысления.
– Что вам уже известно о главных членах предложения? Можете ли вы определить их в предложении?
Откройте упр. 81 на с. 75 в рабочей тетради. (Приложение 1)Подчеркните подлежащее и сказуемое в 1,2,3 отрывках.
Проверка.
– А кто знает, как по–другому называются главные члены предложения?
На доске написано определение, взятое из словаря С.И.Ожегова:
Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник; главное, на чём строится что-нибудь.
– Почему главные члены предложения называют его грамматической основой?
Давайте посмотрим, может быть, сегодня мы узнаем что-то новое об этом понятии.
– Откройте стр. 132 в учебнике. (Приложение 2) Представьте содержание параграфа в виде схемы.
Проверка.
– Закрепим знания, выполнив упр. 355 в учебнике. (Приложение 3)У вас 5 предложений. Из каждого я прошу выписать только грамматическую основу и указать, какими частями речи выражены главные члены.
Проверка.
– Что общего во всех выписанных вами основах? (Построены по схеме сущ.(мест.)+гл.) Выпишите из текста предложения, где грамматическая основа построена по схеме:
1) сущ. (мест) + прил.
2) сущ. (мест) + сущ.
Во сне Алёша увидел росистый луг. Трава на лугу густая и сочная. Роса сияет на ней дрожащими огнями.
Мчится по лугу тонконогий жеребёнок. Он сильный и смелый. Он словно летит над землёй. Этот чудесный сон – самое светлое воспоминание Алеши о раннем детстве.
– Почему в последнем предложении стоит тире? Попробуйте сформулировать правило.
– Посмотрим, правы ли вы. Прочитаем правило на стр. 136 учебника.
Задание: составьте предложения по схеме сущ. – сущ. о цветах, розе, бабочке. Постарайтесь, чтобы ваши высказывания позволили взглянуть на эти предметы по-другому. Например: Месяц – это серебряный шар со свечою внутри. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Проверка.
4. Рефлексия.
Укажите верные и неверные высказывания.
Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме винительного падежа.
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.
Сказуемое – это всегда глагол, который отвечает на вопрос что делает предмет?
В предложении Хорош осиновыйлесв осенние ясные дни! есть только подлежащее.
В предложении Нашкласспосетил директор подлежащее подчёркнуто правильно.
В предложении Листья падали дни и ночи сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени.
В предложении и пахуча весна в лесусказуемое подчёркнуто правильно.
В предложении Заморозки затянули ледком лужицы нужно поставить тире.
В предложении грамматическая основа подчёркнута правильно.
В предложении Мой брат – футболист знаки препинания расставлены правильно.
5. Домашнее задание: с.133-136, упр. 365.
Приложения
Приложение 1. Упражнение 81 в рабочей тетради.
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и выделите соответствующие морфемы.
1) По Росси_ морозы
Ра_пустили деревья
И рисуют на стёклах
Лебединые перья. (А.Чепуров)
2) Выр_сли
На стёклах
Снежные цветы. (Л.Мартынов)
3) Снег опускает_ся с берёз
В дремотной тишине.
К_ртины летние мороз
Рисует на окне. (Е.Русаков)
Приложение 2. Главные члены предложения.
1. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме именительного падежа.
2. Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? (Солнцевсходит.); каков предмет? (Денёк сегодня хорош.); что такое предмет? кто он такой? (Солнце – это яркая звезда. Волк – это хищный зверь.)
Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным и существительным.
Приложение 3. Упражнение 355.
1) Белой ноч_ю мес_ц красный выплывает в с_неве. 2) В минуты музыки п_чальной я предст_вляю жёлтый плёс. 3) Об_гнула зелёный холм г_лубая по_кова озера. 4) Ябл_ками мочёными пахн_т тающий март. 5) Л_тят перелётные птицы в осенней д_ли г_лубой.