– На сколько групп можно разделить данные слова? (На пять групп:
а) 1-я группа – время приема пищи.
2-я группа – деревья.
3-я группа – овощи.
– Их можно объединить в одну группу – растения.
4-я группа – звери.
5-я группа – птицы.
– Их можно объединить в одну группу – животные.
б) Можно разделить на группы по орфограммам, правописание которых нужно запомнить: о, а, и, е, я.)
V. Наблюдение над изменением по родам глаголов прошедшего времени.
1. На доске записаны предложения:
Ед. ч. Мн. ч.
Хор пел. Дети пели.
Птичка пела.
Сердце пело.
– Спишите предложения в тетради. Когда так говорят «сердце пело»? (Когда человеку очень радостно на душе, когда он счастлив.)
– Поставьте вопросы к глаголам. В каком времени употреблены глаголы? С какой частью речи связан глагол в предложении?
– Какого рода имена существительные?
– Что можно сказать об изменении глаголов прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Род глаголов зависит от рода имен существительных, с которыми они связаны.)
– Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени мужского рода? (Нулевое.)
– Женского рода? (-а)
– Среднего рода? (-о)
– Во множественном числе? (-и)
– Выделите окончания глаголов прошедшего времени.
2. Знакомство с правилом, с. 218.
VI. Упражнения в определении рода глаголов прошедшего времени и написании окончаний. (упр. .)
VII. Комментированное письмо.
Кудрявая берёзка стояла у реки. Ветерок шевелил молодые листочки. Жарко светило солнце. На верхушку берёзки сел воробей и зачирикал весёлую песенку.
– В каком времени употреблены глаголы? Назовите их род и число.
– Разберите глаголы светило, зачирикал по составу.
VIII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Как определить род глаголов прошедшего времени?
Домашнее задание. Упражнение 425, правило, с. 172.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
– На сколько групп можно разделить данные слова? (На пять групп:
а) 1-я группа – время приема пищи.
2-я группа – деревья.
3-я группа – овощи.
– Их можно объединить в одну группу – растения.
4-я группа – звери.
5-я группа – птицы.
– Их можно объединить в одну группу – животные.
б) Можно разделить на группы по орфограммам, правописание которых нужно запомнить: о, а, и, е, я.)
V. Наблюдение над изменением по родам глаголов прошедшего времени.
1. На доске записаны предложения:
Ед. ч. Мн. ч.
Хор пел. Дети пели.
Птичка пела.
Сердце пело.
– Спишите предложения в тетради. Когда так говорят «сердце пело»? (Когда человеку очень радостно на душе, когда он счастлив.)
– Поставьте вопросы к глаголам. В каком времени употреблены глаголы? С какой частью речи связан глагол в предложении?
– Какого рода имена существительные?
– Что можно сказать об изменении глаголов прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Род глаголов зависит от рода имен существительных, с которыми они связаны.)
– Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени мужского рода? (Нулевое.)
– Женского рода? (-а)
– Среднего рода? (-о)
– Во множественном числе? (-и)
– Выделите окончания глаголов прошедшего времени.
2. Знакомство с правилом, с. 218.
VI. Упражнения в определении рода глаголов прошедшего времени и написании окончаний. (упр. .)
VII. Комментированное письмо.
Кудрявая берёзка стояла у реки. Ветерок шевелил молодые листочки. Жарко светило солнце. На верхушку берёзки сел воробей и зачирикал весёлую песенку.
– В каком времени употреблены глаголы? Назовите их род и число.
– Разберите глаголы светило, зачирикал по составу.
VIII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Как определить род глаголов прошедшего времени?
Домашнее задание. Упражнение 425, правило, с. 172.