Урок по русскому языку в 3 классе по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Понятие о родовых окончаниях.» (Прошедшее время глагола, его значение, приметы и особенности изменения).
УМК «Гармония»
Задачи:
Р.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия. Оценивать свои действия и действия друзей.
П. Применять разные способы фиксации информации, понимать информацию, представленную в модельном табличном виде. Обобщение языкового материала в правило. Закрепление знаний учащихся об особенностях глаголов употреблённых в прошедшем времени.
Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление. Прививать интерес к чтению русской классики.
К. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других, слушать высказывания собеседников.
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Ход урока.
Орг.момент. (слайд 1)
Минута чистописания. (слайд 2)
-Собери пословицу: Кто хочет много знать, тот должен много читать.
- объясните смысл ?
- Запиши красиво в тетрадь.
- Как вы умаете, какое будет задание? (найти глаголы)
- Почему? (мы много уроков говорим о глаголе, узнаём что-то новое.)
- найдите глаголы, определите время.
Повторение. Подготовка к новому материалу.(слайд 3)
- Продолжите предложения:
Глагол это_______________ обозначает___________отвечает на вопросы__________
Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы____________________________
Неопределённая форма это _____________________ глаголы изменяются по _______
Глаголы настоящего времени отвечают на вопрос_________________________ прошедшего времени ________________________ будущего времени____________-
Формулируем задачи:
- Сегодня мы пополним свои знания о глаголе, сделаем открытия, работая в группах.
- Выберите карточку понравившегося цвета, определите время глагола и сядьте за нужный стол . (дети рассаживаются за столы в зависимости от того какого времени у них глагол) Получилось три группы. Дети сидят на новых местах.
5. Минутка для разминки глаз. (слайд4-5), во время движения солнышка и тучек, дети стараясь удержать предмет глазами по очереди называют слова, которые приходят в голову: 2группа – существительные, 2 группа – глаголы, 3 группа – прилагательные.
6. Работа в группах.
-У вас на столах лежат карточки с заданиями. Вы выполните задание в тетради, и сделайте открытие.
1 карточка: Комар (что делал?) лете. .
Муха (что делала?) летел. .
Судно (что делал. .
Составь предложения и запиши. Определи у глагола: время, число, (род), отметь окончание. У существительного род, число, окончание.
2 карточка: Комары (что делали?) летел. .
Мухи (что делали?) летел. .
Судна (что делали?) летел. .
Составь предложения и запиши. Отметь у глаголов окончание, время, число, у существительных – род, число, окончание.
3 карточка. Спиши предложения. Найди глаголы, укажи время. Из какого произведения эти предложения.
Белка песенки поёт да орешки всё грызёт.
Море вздуется бурливо. Дядька Черномор из моря выходил.
Открытия: 1 группа: глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются по родам: м.р. вопрос что делал? Окончание нулевое.
Ж.р. вопрос – что делала? Окончание –а.
Ср.р. вопрос что делало? Окончание –о.(слайд 6)
Окончания будем называть родовые окончания глагола. (добавляет учитель)
Открытие 2. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.(слайд7)
Открытие 3. Эти строчки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
(слайд 8)
7. Закрепление изученного.
- Подтвердите свои открытия. Отправьте глаголы на свои места, распределите по родам: гулял, подгонял, окривела, наткала, плескало, шумело, торговали.
- проверяем. (слайд 9)
- Почему слово торговали у вас осталось без места? (мн.ч.)
-Где встречаются эти слова все вместе? («Сказка о царе Салтане»).
8. (На доске развешаны карточки с написанными частями из стихотворения, каждый возьмите себе карточку и все вместе составьте строчки из стихотворения.)
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал. (слайд10)
- Найдите глаголы, укажите время, род, найдите окончание и суффикс.
9. Самостоятельная работа.
Вы очень много узнали о глаголе, давайте проверим наши знания.
Выполните предложенный тест.
1.Глагол отвечает на вопросы
а) Кто? Что?
б) Что делает? Что сделает?
2.Глаголы по временам
а) изменяются;
б) не изменяются.
3.Глаголы по числам
а) не изменяются;
б) изменяются.
4.Какое слово является глаголом?
а) бег;
б) побежал;
в) беговая.
5.Глаголы бывают:
а) настоящего времени;
б) прошедшего времени;
в) будущего времени.
6.Укажи глагол настоящего времени:
а) напишу;
б) улетает;
в) скрыла.
7.Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:
а) Что делал? Что сделал?
б) Что делать? Что сделать?
8.Глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам:
а) изменяются;
б) не изменяются.
9.Глаголы в прошедшем времени можно узнать по вопросам:
Что делал? Что сделал? И по суффиксу-л-?
а) да;
б) нет.
10.Глагол обозначает;
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
10. Взаимопроверка, оценивание. Учитель выдаёт ключ с правильными ответами.
- Взаимопроверка.
1б 2а 3б 4 б 5 а, б, в. 6 б 7 б 8 а 9 а 10 в
На экране появляются критерии оценки: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 2-4 ошибки – «3».
(слайд 11)
11. итог.
-Давайте вернёмся к нашим предложениям, сейчас мы уже сможем продолжить большее количество предложений: (слайд 12)
Глагол это_______________ обозначает___________отвечает на вопросы__________
Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы____________________________
Неопределённая форма это _____________________ глаголы изменяются по _______
Глаголы настоящего времени отвечают на вопрос_________________________ прошедшего времени ________________________ будущего времени____________-
Глаголы прошедшего времени ед.ч изменяются по_________________м.р. отвечают на вопрос________ имеют окончание_____, ж.р. вопрос ______________ окончание
Ср.р. вопрос ___________________ окончание_____________________
Глаголы множественного числа по родам ___________________________
-а ещё весь урок мы встречались с произведением_______________________________
-В нашей библиотеке есть эта замечательная книга (показ книг) и ещё много сказок А.С. Пушкина, которые надо обязательно прочитать. Я довольна вашей работой на уроке. Посмотрю ваши тестовые работы и оценки выставим в журнал и дневник.
Спасибо всем за общение.