Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное"
Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное"
Данный материал представляет собой конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме : "Имя прилагательное". В начале урока орг момент, затем минутка чистописания. Дети сами формулируют тему и цели урока. Анализируя примеры, дети сами формулируют правило, что такое прилагательное. На уроке используются различные виды работ для закрепления изученного. В конце урока подводятся итоги и задается домашнее задание( разноуровневое) .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-1 строка: - Какие времена года вы знаете? (зима, лето, осень). - На первой строке дописываем слово весна. - Назовите весенние месяцы. 2 строка: март, апрель, май - А какие это месяцы? (весенние)
III. Постановка цели и задач урока
Учитель: - А теперь запишите слова в тетради, которые записаны на доске.
Весна, март, апрель, май, весенние. (СЛАЙД 1) Учитель:-Какое слово лишнее? Ученики: Весенние. Учитель: - Почему? Докажите.
Ученики: Это не имя существительное. Учитель:- Объясните значение слова «весенние». Работа со словарем.
-Если это не имя существительное, то к какой части речи оно относится ?
Ученики: - Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать. ( Некоторые ученики могут назвать имя прилагательное)
Учитель:- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи . Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Ученики:-Познакомиться с новой частью речи.Узнать как можно больше об имени прилагательном.
Учитель:- А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока. поставим?
Ученики:-Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.
Учитель:- Прочитайте предложение.
У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост. .(СЛАЙД 2)
Учитель:- Как вы думаете, можно узнать о каком животном идёт речь в этом предложении?
Ученики:- Это сделать трудно.
Учитель:- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
- А как вы думаете почему? (Нет признаков)
- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?
- Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.
- Вы должны, вставить пропущенные слова.
- Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.
- Прочитайте, что же у вас получилось?
У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие ушки, рыжая шерсть и пушистый хвост.
Учитель:- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?
- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы
Какие? Острые
Какое? Тоненькое
Какие? Чуткие
Какая? Рыжая
Какой? Пушистый
Учитель:- Что обозначают слова, которые помогли описать животное?
Ученики:- Признак предмета
Учитель: - Какой частью речи они являются?
- Какой вывод можно сделать?
Что такое имя прилагательное?
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
(СЛАЙД 3)
IV. Актуализация изученного материала
Учитель:- Посмотрите на доску, прочитайте слова и подумайте на какие 3 группы можно разделить данные слова.
Ученики:- Это имена существительные, глаголы и прилагательные.
цветок раскрасил сильный
девочка найдёт зелёный
окно побежал хороший
Учитель:- Давайте посмотрим на первый столбик. Что мы можем сказать об этих словах?
Ученики:-Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и отвечают на вопросы кто? что?
Учитель:- Посмотрите, на второй столбик, что это за слова?
Ученики:- Глаголы - это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает?что сделает?что будет делать?
Учитель:- А что вы можете сказать о третьем столбике?
Ученики:- Это имена прилагательные
Учитель:- Что общего в этих словах? Что они обозначают? Что их отличает от других слов?
(Предположения детей)
V.Усвоение новых знаний
1. Что обозначает имя прилагательное ?
- Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? Можно ли обойтись без них?
2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Учитель:- Когда мы всматриваемся, вслушиваемся в те предметы, которые нас окружают, мы понимаем, что каждый из этих предметов состоит из своих качеств и свойств, то есть признаков. А на какие вопросы отвечают прилагательные?
Ученики:- Прилагательныеотвечают на вопросы : какой? какая? какое? какие?
Учитель:- Убедимся в этом. Выполним упр. №148. Прочитайте сначала вопрос, затем слова, отвечающие на этот вопрос. Спишите стихотворение, поставьте вопросы к прилагательным.
VI. Физминутка
VII. Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным
1. Учитель:- Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову (слова записаны на доске). (СЛАЙД 5) (учащиеся работают по рядам, каждый ряд со своим словом)
Ветка, ручей, ночь - Рядом с какой частью речи стоит имя прилагательное? (с именем существительным) - Запишем с комментированием данные словосочетания.
Зелёная ветка, широкий ручей, тёмная ночь.
2. Игра. Отгадай кто это?(СЛАЙД 6)
Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь
Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса
Серый, хищный, жадный. Волк
Белый, пушистый. Снег
Круглое, сладкое, сочное. Яблоко
- А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.
3.Найдите пары слов, связанные между собой по смыслу. (СЛАЙД 7) гриб мечтал
ягоды бегают
кошка скрипят
дерево поют
спелые, ядовитый, зеленое, пушистая
- дерево зелёное
кошка пушистая
гриб ядовитый
ягоды спелые
Учитель:- Что заметили?
-Прилагательные употребляются при именах существительных, образуя словосочетания, как бы прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные. Они объясняют, какое это существительное, какой предмет. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать.
Вывод: имя прилагательное употребляется при именах существительных Учитель: - Прочитайте стихотворение. (СЛАЙД 8)
У существительных подчас, Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Вот громкий звук, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик, Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. Учитель:- Какие имена прилагательные прозвучали в этом стихотворении? С какой частью речи связаны имена прилагательные?
Ученики:- С именем существительным
4. Работа с текстом.
Учитель:- А сейчас, ребята, прочитайте текст, записанный на доске (предлагается текст без имен прилагательных). (СЛАЙД 9)
Пришла весна. Она подарила людям цветы. Пробудилась земля. Поляны украшает ковер подснежников
Учитель:- Какой это текст, ребята, веселый или грустный? (грустный, неинтересный, скучный) Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, весёлым?
Ученики:- Имена прилагательные. Пришла ранняя весна. Она подарила людям яркие цветы.. Пробудилась спящая земля. Зеленые поляны украшает весенний ковер нежных подснежников. Учитель:- Прочитайте, пожалуйста, текст, который у нас получился. Сравните тексты. Какой вам больше нравится? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (Ответы детей.) Учитель:- Выпишите, пожалуйста, из этого текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.
Проверка правильности выполнения задания.
-Так зачем нам нужны прилагательные?
Вывод: Чтобы украшать предметы, чувства и явления, то есть прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь.
-Действительно. Многие писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. Вспомните стихотворения русских поэтов, которые мы изучали на уроках литературного чтения и приведите примеры
( Тютчев Ф.И., А. Плещеев, С. А Есенин и др.)
(учащиеся приводят свои примеры, основываясь на личном опыте)
Вывод: имена прилагательные не только украшают нашу речь, но и уточняют ее.
VIII. Рефлексия.
- Какова была цель сегодняшнего урока?
- Достигли ли цели? Докажите.
- Какое задание вам понравилось больше всего? - У кого из вас все еще есть затруднения при нахождении имен прилагательных?
(Ответы детей.)
IX. Домашнее задание.
-Упр. № 152, устно составить рассказ о любимой игрушке, используя прилагательные