Этап 1. Организационный этап | Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Учитель организует обучающихся, взаимодействует с классом, предлагает отгадать загадку. Что без меня предметы? Лишь названия А я приду - все в действие придет. Летит ракета, люди строят здания, Цветут сады, и хлеб в полях растет. - О какой части речи это стихотворение? | Личностные УД: Учащиеся включаются в учебную деятельность, выразительно читают загадку. | Учебно-познавательный интерес к данному уроку. |
Этап 2. Мотивационный этап | Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока | Учитель подводит обучающихся к теме урока Создание проблемной ситуации. Видео. Проектор. - Ребята, перед вами набор слов. Найдите «лишнее» слово. Стол, крем, воздух, читать, книга, шнур, пейзаж Учитель организует обсуждение темы урока: - Какое слово «лишнее»? - Почему вы так решили? - Сформулируйте тему нашего урока. - Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке? - Какова цель нашей работы на этом уроке? Учитель обобщает точку зрения учащихся и предлагает сформулировать тему урока и его цель, организует общее обсуждение, помогает преодолеть проблемную ситуацию | Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы. Познавательные: поиск и выделение информации, подведение под понятие, доказательства. Фронтальная работа. Приводят свои варианты цели и задач урока. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выделяют информацию, определяют тему урока. | Личностные : Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности Метапредметные УД: Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели. |
Этап 3. Актуализация знаний | Повторение базовых понятий глагола как части речи | Учитель организует повторение базовых понятий глагола как части речи (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала. Зрительный диктант. Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы _________________________ , обозначает _____________________, в предложении является _________________________________ - Ребята, обратите внимание на текст Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит тихо, роса стекает по белым стволам. Хрипло кричит петух в избе лесника. В тишине зарождается рассвет. Озеро дымиться белым паром. Еще все спит: спит вода, спит рыба, спят птицы и только совы летают у костра. Котелок бормочет на огне. Мы говорим шепотом: боимся спугнуть рассвет. ( По Паустовскому К.)
-Какой заголовок вы дадите тексту? Почему? -Как вы понимаете: «Озеро дымиться белым паром» «Котелок бормочет на огне» -В каком времени употреблены глаголы? -Замените используемые глаголы глаголами в прошедшем времени, запишите получившийся текст. 3. Работа с презентацией - Ребята, давайте вспомнить правописание –тся и –ться в глаголах. В этом нам поможет небольшая презентация. Устно вставьте, где необходимо, Ь знак (слайд 2). Бросит(?)ся, нравит(?)ся, удивит(?)ся, вернут(?)ся - Что помогает нам определить, есть ли в глаголе Ь или его нет? (слайды 3,4) - Давайте с вами вставим пропущенный Ь в глаголы (слайд 5). 1. Всякий человек в деле познаёт?ся (запишем) 2. Друзья познают?ся в беде 3. Трус своей тени боит?ся 4. У него дело из рук валит?ся 5. Несчастья боят?ся, так и счастья не видать 6. Не стыдно не знать,стыдно не учит?ся (запишем) 7. За всё брат?ся –ничего не сделать Устно выполняется слайд 6. Замените словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч. Проявлять стремление (стремиться) Испытывать волнение (волноваться) Допускать ошибки (ошибаться) Принять решение (решиться) Чувствовать радость (радоваться) Слайд 7 устно Не путайте с существительными Спица-спится, Водица-водиться, Переносица-переносится 4.Работа с учебником - А теперь давайте выполним упражнение 46, 47. Задание: Работа в паре. Найдите «лишний» глагол в каждом ряду. Объясните свой выбор. Объединитесь по 2 парте и работайте Выполнение упражнения 48. (аудиоприложение). Слушайте историю из книги Э.А. Вартаньяна «Путешествие в слово» и записывайте в таблицу только глаголы в зависимости от их формы. 5. Творческая работа Учитель: Работа в парах. Запишите 6 глаголов с изученными орфограммами ( частица не, -тся, -ться, мягкий знак после шипящих в неопределенной форме и во 2-м лице ед. числа | Познавательные УД: Регулятивные УД: Коммуникативные УД: Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся. Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать определение глагола. Учащиеся формулируют полное определение глагола, подтверждая каждый его тезис с примерами. | Предметные : 1. Повторение базовых понятий глагола как части речи; 2.Безошибочное написание -тся и -ться; Метапредметные: 1.Научились правил строить свои ответы и высказывания, извлекать необходимую для выполнения упражнений информацию, отбирать и систематизировать материал по теме урока |
Этап 4. Закрепление материала | Закрепление умений по определению базовых понятий прилагательного как части речи | Учитель предлагает выполнить тест, направляет, координирует деятельность обучающихся, корректирует результаты. Тест: Глагол обозначает А) предмет Б) признак предмета В) действие предмета 2. глагол отвечает на вопросы А) что делать? Что сделать? Б) кто? Что? В) какой? Чей? 3) Чем является глагол в предложении? А) обстоятельством Б) определением В) сказуемым 4) Что надо знать, чтобы правильно написать окончание глаголов? А) спряжение Б) склонение В) согласовать существительными и задать вопрос | Познавательные УД: Индивидуальная работа. Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества. Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока. | Личностные: 1.Успешно выполненные задания. 2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты. |
Этап 5. Рефлексия | Организация рефлексии. | - Итак, подошел к концу наш урок, где мы с вами повторили изученное о глаголе. - что мы делали на нашем уроке? (Мы узнали, по каким законам «живут» глаголы, вспомнили как определять спряжение, как пишется «Не с глаголами», «-тся и –ться», а также, что пишется на конце глаголов после шипящих) - достигли ли мы цели нашего урока? - что вам понравилось на уроке, какие задания? - Что не понравилось? Какие виды работы вы хотели бы выполнить на следующем уроке? | Личностные: Развитие регулятивных УД. Коммуникативные: | Личностные: 1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности 2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |