Конспект урока по русскому языку "Это слово и другое слово" 2 класс
Конспект урока по русскому языку "Это слово и другое слово" 2 класс
Цель деятельности учителя: учить разграничивать разные слова и формы одного слова.
Планируемые результаты (предметные):научатся самостоятельно дифференцировать различные формы одного и того же слова, определять формы глаголов, различать, на какие вопросы отвечает форма слова-названия действия, а на какие – начальная форма слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Это слово и другое слово" 2 класс »
Тема: Это слово и другое слово.
Цель деятельности учителя: учить разграничивать разные слова и формы одного слова.
Планируемые результаты (предметные):научатся самостоятельно дифференцировать различные формы одного и того же слова, определять формы глаголов, различать, на какие вопросы отвечает форма слова-названия действия, а на какие – начальная форма слова.
(метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента); личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование:
Проектор
Интерактивная доска
Компьютер
Презентация 1
Презентация 2
Ход урока
Организационный момент. Слайд 1
Письмо по памяти.
Льют частые дожди. Слайд 2
Проверка.
3. Закрепление пройденного.
- Найдите основу предложения и подчеркните.
- Сколько можно выписать словосочетаний из этого предложения?
- Почему? (В этом предложении два слова, связанные по смыслу, при этом одно из
слов в словосочетании командует другим и от слова-командира можно задать
вопрос к слову-солдату)
- Почему основа предложения не является словосочетанием? (В основе предложения оба слова главные, оба – командиры)
- О каком времени года говорится в предложении? (Об осени)
- Что обозначают слова, их которых состоит это предложение? (Слово-название предмета, слово-название признака, слово-название действия)
- Можно ли сказать, что они стоят в начальной форме? (Нет, так как стоят во множественном числе)
- Поставьте слова в начальную форму и обоснуйте свой ответ. (Лить – слова-названия действий в начальной форме отвечает на вопросы: что делать? что сделать?; частый – начальной формой слов-названий признаков считают форму мужского рода единственного числа; дождь – слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы: кто? что? – это слова в начальной форме)
- Продолжая осеннюю тему, прочитайте следующие предложения:
Берёзки надели золотые платья. Сосны и ели остались зелёными. Слайд 3
Работа в группах. Слайд 4
1 группа – выберите из первого предложения слова-названия предметов
2 группа – выберите из второго предложения слова-названия предметов
3 группа – выберите из предложений слова-названия действий
4 группа – выберите из предложений слова-названия признаков
Проверка через документ-камеру
- Поставьте слова в начальную форму:
(1 группа – берёзка, платье; 2 группа – сосна, ель; 3 группа – надеть, остаться;
4 группа – золотой, зелёный)
- Мише недавно Анишит Йокоповна дала задание распределить слова-предметы по родам. Правильно ли он сделал? Слайд 5
ж.р. м. р. с. р.
зайчишка клён озеро
сосна осень кино
дядя дождь поле
- Выполните работу, исправив все ошибки Миши.
По стенам развешаны слова. Дети их собирают и распределяют по родам на доске.
Проверка.
- В чём причина того, что Миша именно так распределил слова на 3 группы?
(Миша смотрел только на окончания и забыл и забыл про слова-командиры: он, она, они)
Физкультминутка.(Приложение 2) Гиперссылка на слайде 5
4. Объяснение нового материала.
- Мы продолжаем дальше разбираться в секретах русского языка. Сегодня у нас третье заседание клуба «Ключ и заря». Покажите свои членские билеты.
Тема этого заседания: Это слово и другое слово. Слайд 6
Работа по учебнику.
1. - Откройте учебник на стр. 80. Рассмотрите иллюстрацию. Все члены клуба
сидят за столом, а Миша стоит и возмущается.
- Что же произошло? (Чтение интриги)
- Обратите внимание на слова, которые выписала на доске Анишит Йокоповна.
сижу за столом
подойду к столу
- Сравните выделенные слова.
Анишит Йокоповна спросила членов клуба:
- Выделенные на доске слова – это разные слова или формы одного и того же слова? Дети молчали.
- А как вы думаете? (Это формы одного и того же слова)
- Как догадались? (Изменилось окончание)
- Сравните основы этих слов. (Они одинаковые)
- Если основы у слов одинаковые и слова различаются только окончаниями, значит это разные формы одного и того же слова.
- Давайте посмотрим на следующие слова на доске, которые предложили ребятам.
сел к столу Слайд 7
сел к столику
- Какое окончание у этих слов? (Одинаковое -у- )
- Значит это одно и тоже слово? (Нет, у них разная основа, значит это разные слова)
- Давайте прочитаем вывод на плакате у Летучей Мыши – стр. 82
2. Упражнение 53 Слайд 8
- Прочитайте задание. Какое слово выделено? В прямом или переносном значении оно употреблено?
1 ученик работает у доски
зайчика – зайчик (нач. ф.)
к зайчику – зайчик (нач. ф.)
зайчик
- Это формы одного и того же слова или разные слова? (Речь идёт об одном и том же слове)
- Поставьте каждое из этих слов в начальную форму.
- Получилось одно и тоже слово или разные слова? (Одно и тоже)
3.Упражнение 55 Слайд 8
Двое учеников работают у доски
сундучок бурундучок
сундук бурундук
- Что можно сказать про основы этих слов? (Разные)
- Значит, это формы одного и того же слова или разные слова?
- Как называются слова в каждой паре? (Родственные)
Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
Физкультминутка для глаз Слайд 9
5. Самостоятельная работа по карточкам. Слайд 10
I вариант
II вариант
таз
тазик
дом
домик
таз
таза
тазом
дом
дома
домом
- Выделите окончания и основы слов. Определите, в какой группе разные слова, а в какой одно и тоже слово в разных формах?
6. Итог урока. Что нового узнали на уроке?
7.Рефлексия. Слайд 11
На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам
осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока?
Равнодушное, грустное, веселое?
8. Домашнее задание. Упражнение 54, стр. 82 правило выучить.