УМК «Школа России». Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, II класс.
Е.А.Капитанюк, учитель начальных классов.
Цель: научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять предложения, читать предложение, делая логическое ударение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент. Минутка создания хорошего настроения.
Дети в парах соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:
- Желаю (большой)
- Большого (указательный)
- Успеха (средний)
- Во всём (Безымянный)
- И везде! (Мизинец)
- Здравствуй! ( Рукопожатие)
II. Актуализация знаний.
1. Орфографическая минутка.
Каким словом вы поприветствовали друг друга?
( Здравствуй)
Запишите это слово в тетрадь, подчеркните букву, написание которой надо запомнить.
Проверьте себя. ( Учитель вывешивает карточку со словом)
2. Обобщение знаний о предложении.
Повторите ваше пожелание друг другу в начале урока.
( Желаю большого успеха во всём и везде.)
Что вы сказали?
(Предложение.)
Докажите, что это предложение.
(Состоит из слов, связанных по смыслу, выражает законченную мысль.)
III. Самоопределение к деятельности.
Моя племянница Аня получила письмо от своей подруги, которая живёт в Германии .Зовут её Ангела, и она изучает русский язык. Ангела недавно была в Санкт-Петербурге и вот что написала Ане в своём письме: ( У каждого ученика карточка с текстом письма)
Я полюбить Санкт-Петербург. Красивый очень река Нева. Санкт-Петербург много музеи.
Что вы можете сказать об этом письме? Всё ли вам было понятно?
(Всё понятно, но предложения составлены не совсем грамотно.)
Давайте исправим первое предложение. Что для этого нужно сделать?
(Изменить слово полюбить)
Произнесите первое предложение правильно.
( Я полюбила Санкт-Петербург.)
Прочитайте второе предложение и подумайте, что в нём нужно исправить.
( Нужно поменять порядок слов и изменить слово красивый.)
Прочитайте, что получилось.
(Река Нева очень красивая.)
А как грамотно составить третье предложение? Подумайте, чего в нём не хватает?
(В предложении не хватает слова в. Нужно изменить слово музеи )
Прочитайте исправленное предложение.
( В Санкт-Петербурге много музеев.)
Я попрошу вас прочитать исправленное письмо Ангелы. Что теперь вы можете о нём сказать?
( Предложения составлены грамотно.)
Сформулируйте тему нашего урока. Чем мы будем заниматься, над чем работать, чему учиться?
( Тема урока «Как составить из слов предложение?». Будем учиться правильно составлять предложения.)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 26, упражнение 25.
Прочитайте. Из какой группы слов можно составить предложение?
Как это сделать?
(Надо поменять порядок слов)
Составьте предложение и запишите его. Какое предложение у вас получилось?
( Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.)
Как слова в предложении связаны друг с другом? Прочитайте правило на стр.27.
Чем различаются слова ветер и ветерок? Как вы понимаете выражение ветерок играет?
Найдите упражнение 26. Как составить предложение из данных слов? Прочитайте подсказку.
( объединить слова по смыслу; изменить форму некоторых слов; добавить слово в )
Какое предложение у вас получилось?
( Женя пригласил Сашу на спектакль в театр.)
Запишите предложение в тетрадь.
Прочитайте это предложение так, чтобы было понятно, что Сашу пригласил в театр именно Женя, а не кто-то другой. Какое слово надо выделить голосом?
(Женя)
А теперь прочитайте так, чтобы подчёркивалось, кого именно пригласил Женя. Какое слово надо подчеркнуть голосом?
(Сашу)
Прочитайте ещё раз, выделив слово театр. Какую мысль выражает говорящий, подчёркивая это слово?
(Говорящий подчёркивает, что Саша приглашена именно в театр, а не в какое-нибудь другое место.)
Физкультминутка.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
2.Упражнения в чтении предложений с выделением главного слова.
На доске предложение:
Осень лес позолотила.
Запишите предложение в тетрадь. Что представляете себе, читая это предложение?
Что значит позолотила?
Прочитайте предложение, выделив голосом первое слово. Какую мысль вы хотели выразить?
( Именно осень в лесу, наступила осень, а не другое время года)
Теперь прочитайте , сделав важным по смыслу второе слово. О чём вы сообщили ?
(Мы хотели сказать, что осень позолотила не парк, не сад, а именно лес.)
Прочитайте предложение, подчеркнув голосом последнее слово. О чём вы сообщили теперь?
(О том, что осень сделала с лесом-позолотила.)
Сделайте вывод: какое слово в предложении говорящий выделяет, подчёркивает голосом, делает на нём ударение?
(Важное слово, которое выражает главную информацию.)
Прочитайте об этом правило на странице 28 учебника.
V. Рефлексия.
В конце урока вы поработаете в парах. Возьмите листок со стихотворением. Оно о вас- о второклассниках. Почитайте его и вместе обсудите, какие важные по смыслу слова нужно выделить, чтобы выразить главную мысль.
Мы умнеем и растём,
В школе весело живём!
Пусть учительница верит-
Мы её не подведём!
Молодцы! Во время чтения вы выделили самые важные слова.Это значит, что вы поняли главную мысль этого небольшого стихотворения.
VI. Подведение итогов урока.
Чему мы учились на уроке?
Пусть поднимет смайлик тот, кто может сказать о себе: «Я умею составлять предложение из слов.»
VII. Домашнее задание.
Выполнить упражнение 28 на странице 28.