конспект урока по русскому языку "Двойная роль букв е, ё, ю, я"
Конспект урока по русскому языку "Двойная роль букв е, ё, ю, я"
Даётся понятие о роли букв е, ё, ю, я, показываем, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука. Продолжаем развивать навыки транскрибирования. Урок проводится в форме игры. Ученики делятся на две команды. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются очки, выставляются оценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку "Двойная роль букв е, ё, ю, я" »
Урок по русскому языку в 5 классе Тема: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» Цели урока: Обучающая цель: 1) обобщить и систематизировать знания о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я. 2) отработать навыки транскрибирования. Воспитательная цель: 1) воспитание у детей умения работать в парах и в группе; 2) воспитание внимательного отношения к языковым явлениям. Развивающая цель: 1) развитие умения применять теоретические знания по теме «Фонетика» на практике; 2) развитие образного и логического мышления, речи, речевого слуха. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-игра Методы и приёмы: 1) наглядный метод; 2) репродуктивный
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Устный опрос.
- Сколько всего гласных букв? (10)
- Сколько всего гласных звуков? (6)
- Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков – 6.
- А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? Почему?
Учащиеся делают вывод:
Переход к новой теме:
1.А речь пойдет о буквах, которые вы найдете в следующих загадках.
"Е" Целый день енотка Рая В ручейке белье стирает, Моет, поласкает И домой таскает. Наплескается в ручье – Превратится в букву… (Е)
"Ё" Выставил колючки ёж – Без перчаток не возьмешь. У него иголки Больше, чем у ёлки. Ёжик, глядя на неё Превратился в букву… (Ё)
"Ю" Юля новую юлу Разъюлила на полу. Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! – Быстро кружится юла. А задела башмачок, Вжжик! – упала на бочок. Юлечка юлу свою Превратила в букву… (Ю)
"Я" Упрекнула якорь яхта, что катается без фрахта. Спрыгнул якорь с корабля, Превратился в букву… (Я)
Язычок во рту живет, звонко песенки поет, если горлышко болит, "А!" – врачу он говорит. Но ему никак нельзя Превращаться в букву "Я"! Почему? Ну, как же – им все слова мы говорим!
Правильно, ребята, это буквы е, ё, ю, я
А теперь давайте внимательно посмотрим на слова, записанные на доске. – Где стоят буквы е, ё, ю, я в словах данного столбика?
– Сколько и какие звуки они обозначают? – Какие согласные стоят перед гласными звуками? Сделаем вывод: Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласной, то они обозначают один звук [э, о, у, а] и смягчают предыдущий согласный.
Итак, первая роль букв е, ё, ю, я – это смягчение согласной.
-Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.
-Что вы заметили? Давайте попробуем сделать вывод из того, что мы с вами только что понаблюдали.
Закрепление:
- А сейчас мы разделимся на две команды
Задание 1: Мне необходимо по одному представителю от каждой команды, которые смогут выполнить транскрипцию слов.
Ёлка, метла, вьюга, ёж, сиять.
Вывод:
Задание 2:
Спишите пословицы. Подчеркните одной чертой букву е, которая обозначает один звук, двумя чертами –буквы е, ё, я, ю, которые обозначают два звука. Прокомментируй роль этих букв. Обозначь орфограмму:
Друзья познаются в беде.
Волков бояться-в лес не ходить.
Повторенье- мать ученья.
Задание 3:
Выпишите из текста те слова, в которых е, ё, ю. я обозначают 2 звука. .Прокомментируй роль этих букв.
Поезд мчался на юг. Я покидал места, которые были дороги мне воспоминаниями о юности, о своеобразных северных зимах с лютыми зимами, буранами и вьюгами.
Задание 4: Запишите как можно больше слов в две колонки:
Слова, в которых е, ё, ю, я Слова, в которых е, ё, ю, я