Конспект открытого урока на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я"
Конспект открытого урока на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я"
Предметные цели урока:
Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я" »
Конспект урока русского языка в 5 классе
учитель русского языка и литературы
Кунаева Алия Жумагалиевна
Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Предметные цели урока:
Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.
Ход урока:
Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
Учитель: - Ребята, вы верите в чудеса?
- В сказки вы верите?
- Какой праздник к нам приближается?
- Новый год – это волшебный праздник. Вы согласны со мной?
-Давайте на этом уроке создадим волшебство, волшебную атмосферу своими руками, своим делом, своей речью, своими словами и посетим волшебную страну эльфов и гномов. Эта страна называется «Звукландия».
II. Актуализациязнаний.
1. Лингвистическая разминка
Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию.
а) Закричал охотник: “ОЙ! Двери гонятся за мной!» (звери)
б) «Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке». (маки)
в) Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. (коне)
г) На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. (лес)
д) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
Учитель: –Какой вывод, ребята, напрашивается?
Ученик: - Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения.
Учитель: - А какой раздел науки о языке изучает буквы и звуки?
Ученик: - Фонетика.
Учитель: - А теперь давайте докажем жителям сказочной страны, что мы хорошо знаем фонетику, иначе не откроются перед нами двери нашей сказочной страны.
2. Блиц-опрос.
Что такое фонетика?
Из чего состоят слова, которые мы слышим?
Звуки делятся на …
Гласные бывают …
На какие звуки делятся согласные?
Из чего состоят слова, которые мы пишем?
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных звуков в русском языке?
А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?
III. Постановка проблемы.. Эти буквы особенные…
– Ребята, что я вижу! От нас срочно просят помощи, и как вы думаете кто?
Дети:Кто же, кто?
Учитель:вы не поверите, ребята, это буквы Е, Ё, Ю, Я. Послушайте, пожалуйста, о чем они просят в этой записке.
“Помощники хана ибн – Ашибка ведут нас в темницу. Хан ибн Ашибка пообещал освободить нас только при одном условии, что вы ребята справитесь со всеми его заданиями. Помогите нам!»
Я, Е, Ё, Ю.
IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.
– Чтобы открыть темницу, вам, дорогие ребята, необходимо знать характер букв Е, Ё, Ю, Я. Эти буквы – особенные. У них есть своя тайна. Если ее не знать, ни за что не отыщешь верный путь в лабиринте.
Посмотрите это волшебная книга страны Звукландии. В ней собрана вся ее мудрость! На этой странице – та самая тайна. Здесь сказано, что четыре гласные буквы – Я, Е, Ё, Ю – ведут себя в разных словах совершенно по– разному: иногда они обозначают только один звук, а иногда – два, причем сразу, одновременно.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
Задание: Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука. Приведите свои примеры.
мера
ем
боец
отъезд
полёт
ёлка
приём
съёмка
клюв
юг
каюта
вьюга
сяду
яблоко
стоят
обезьяна
Ученики формулируют правило.
Таблица-схема № 1.
Обозначают мягкость согласного (один звук)
Обозначают два звука, если стоят:
в начале
слова
после Ъ и Ь
после
гласных
Е – [э]
Мера - [ м‘]
ем - [й]
[э]
отъезд - [й]
[э]
Боец - [й]
[э]
Ё – [о]
полёт - [ л‘]
ёлка -[й]
[о]
съёмка -[й]
[о]
приём - [й]
[о]
Ю – [у]
клюв - [ л‘]
юг - [й]
[у]
вьюга - [й]
[у]
каюта - [й]
[у]
Я – [а]
сяду - [с‘]
ясный - [й]
[а]
обезьяна- [й]
[а]
стоят - [й]
[а]
VI.Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель: - Молодцы. Выполнили правильно. Теперь вы знаете, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, а когда один. И мы на пути к успеху.
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (работа в группах)
Итак, первое задание
Учитель: - В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук.
Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.
А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)
В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)
Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)
Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь)
3 задание. Раздаются карточки с заданиями: выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них букв и звуков.
Карточка с заданием
Все вокруг объяты страхом: Разъяренный людоед Объявил, что съест сегодня Замечательный обед.
( Группы обмениваются работами, проводят взаимопроверку, исправляют ошибки).
Физминутка 4 задание Игра “Дай сигнал”
Описание:учащиеся хлопком в ладоши “сигналят”, если услышали слова, в которых буквы могут передавать два звука. Дождя, бури, вьюги, счетчик, съезд, весна, лен, ружья, воробей, поздняя, знания.
5 задание Ребята,уже давно у букв е,ё,ю,я есть одно маленькое заветное желание. Они хотят так же, как и мы, люди, иметь свое имя. Так вот, сейчас вам предстоит придумать им имена, а они потом выберут себе понравившееся.
Задание:за три минуты учащиеся записывают женские имена, в которых есть Е, Ю, Я, обозначающиеся два звука. Кто записал больше всех имен?
6 задание: Ребята, в стране Звукландии есть волшебная елочка, которая может спасти любого от беды, печали, но чтобы на нем оказаться, надо “блеснуть” своими знаниями, и тогда лесенка этого чуда-дерева будет легко преодолимой.
– Ребята, давайте потренируемся вместе с вами забираться на эту лесенку.
Задание:на доскепредставлены отрывки из стихотворений поэтов.Чтобы по лестнице подняться до самой вершины дерева, нужно прочитать стихотворение с ветки и сказать какой звук обозначает подчеркнутая буква. Ученики должны записать это слово в тетради и указать его звуковой состав.
1) И теперь наоборот: Ночь – как серенькая мышь, День – большой, блестящий кот. (П. Соловьева)
Великолепно, ребята, молодцы! Вы радуете своими знаниями, но хан ибн Ашибка не готов освободить пленниц!
Ребята, ноя знаю, что его слабость – цветы, особенно редких сортов. В своих владениях он удивляет всех гостей именно ими, он сам занимается их разведением и никого к этому делу не подпускает. А что, если мы с вами пошлем ему подарок: соберем букет цветов, самых изысканных, самых редких и красивых, и отправим с гонцами?
Учитель: Постойте, у нас в стране так много цветов, так, может, мы два букета соберем?
Все: Можно и два!
Игра-задачка
(Словечкин объясняет условия игры: необходимо собрать два “букета” из цветов: в первый входят цветы, в названиях которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука; во второй – буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук. Какой “букет” оказался больше?
(Класс делится на две группы, у каждой – одинаковый набор названий цветов, написанных заранее на отдельных листочках, “букеты” цветов висят на доске, куда один из учащихся группы будет “приклеивать” листочки с названиями цветов.
Молодцы, ребята! У вас получились замечательные букеты!!!
Огромное вам спасибо за то, что вы смогли освободить буквы от злого волшебника. – Если бы не вы, то буквам грозила бы беда и представьте, что было бы у нас с русским языком?! – А теперь буквы освобождены и снова могут быть полезными и нужными.
4. Прочитайте про себя, а затем вслух стихотворение А.А.Прокопьева.
Волна, волна – все звуки влажны,
Да и слились в один размах.
Я произнес сейчас их дважды
И ощутил их на губах!
Я произнес их снова. Вскоре
Ко мне пришли издалека
Волненье рек, дыханье моря
И колокольчик ручейка.
Повсюду волны, волны, волны,
Великой влаге вечный путь.
Таков язык!
И трепет полный
Мою охватывает грудь!
Задание:1 группа – выберите и запишите слова с буквами е,ё, ю я, обозначающими один звук, 2 группа – два звука. Расположите слова в алфавитном порядке.
С помощью каких звуков поэт создает впечатление перекатывающихся волн? (звукопись)
X.Рефлексия. - Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).
- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).
-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).
- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
?
Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!»
! ! !
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
XI. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Мы с вами определили тему урока, отвечали на вопросы, составили алгоритм работы, выполняли упражнения и очень много работали. И мы получаем третий волшебный ключик, сможем открыть двери в волшебную страну, и все наши новогодние пожелания исполнятся!!! Я благодарю вас за урок!
Диагностическая карта.
Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак.
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик.
Диагностическая карта
Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак.
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик.
Диагностическая карта
Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак.
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик.