Тема урока: Звук и буква Д, д.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели: Знакомство с буквой Д, овладение умением давать характеристику звукам; формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.
Развивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения.
I. Орг. момент.
- Прозвенел звонок - начинается урок.
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
-На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).
-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
- Сядет тот, кто определит количество слогов в слове:
гамак, бал, Таня, муха, баня, малина, сова, лапа, бумага, сок, канава.
2.знакомство с новой темой
-О какой букве идёт речь в загадке?
Буква - домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
(Буква Д)
Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Знакомство с буквой Д)
-Кто выйдет и покажет на плакате букву Д?
2. Артикуляционная гимнастика.
ДУ-ДО-ДА - ГУДЯТ ПРОВОДА.
ДЯТЕЛ ДУБ ДОЛБИЛ, ДА НЕ ДОДОЛБИЛ.
(учащиеся чётко повторяют за учителем, хлопая на каждом слоге)
Хоровое и индивидуальное произнесение звука [Д].
[Д] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов.
Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит, звук Д — согласный, обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твердо я произношу звук [Д]: Д-д-д.
Звук [Д] — согласный, твердый, будем обозначать синим цветом.
Далее дети прикладывают руку к горлышку: горлышко Звенит, значит звук [Д] — глухой.
Несколько детей повторяют полную характеристику звука [Д].
Игра « Поймай звук»
Буква Д – в числе согласных
И конечно, не напрасно!
Не было б без Д – деревьев,
Декабря, дождей, деревни,
Добрых дум, детей и детства,
Буква Д, тебя приветствуем!
Хлопают мальчики, если слышат твёрдый звук Д
Хлопают девочки, если слышат мягкий звук Д.
Мальчики и девочки подбирают по 3-4 слова самостоятельно и составляют схему одного слова на столе с помощью карточек схем. ( двое работают у доски)
просмотр мультфильма
- На письме звуки (д) и (д') обозначаются буквой Д и сейчас нам об этом расскажет мудрая сова. ( минифильм о букве из серии « Уроки тётушки совы»)
Видео-физкультминутка
- Письмо буквы.
- Для того , что бы записать слова с буквой согласного звука, мы должны с вами научиться писать новую букву.
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? ( Дед Мороз)
- А как назвать его ласково? ( дедушка)
Давай те пропишем элементы данной буквы и саму букву Д ,затем
Запишем слово ДЕДУШКА под диктовку, поставьте в слове ударение, разделите на слоги
-Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились? Послушайте загадки и отгадайте их..
Загадки.
Вот какой забавный случай
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж,
Все ребята любят… (душ).
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Давайте запишем слова отгадки в виде схемы
Итог урока
Слов на Д ты встретишь много,
Слов на Д полно вокруг:
Дом, долина, день, дорога,
Доброта, доверье, друг.
-С каким звуком мы сегодня познакомились?