Предмет : Обучение грамоте (чтение)
Класс: 1-А
Тема урока: Согласные звуки (м), (м,). Буквы М, м.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Познакомить со звуками [м], [м,], буквой М, м; развивать умение читать слоги и слова с буквой м;
формировать правильное выразительное чтение; способствовать воспитанию любознательности.
Планируемые результаты :
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами; умение принимать решение и отвечать за его результат при работе в паре; понимать смысл пословиц о родной стране; определять цели выполняемого задания.
Регулятивные: овладение понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.
Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.
Метапредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха), математика.
Оборудование: предметные картинки, схемы этих слов, касса букв, учебник «Азбука».
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Мотивация к деятельности.
Постановка темы.
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы.
-Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
-Сегодня мы с вами продолжаем работать с нашей Азбукой.
- Чему мы с вами уже научились на уроках грамоте?
-Молодцы!
Ответы детей: мы выучили некоторые буквы, научились складывать их в слоги, читать слоги и слова, делать разбор слов на звуки, составлять схемы слов.
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
2.Актуализация знаний.
Цель – развитие навыка фонематического анализа, организовать актуализацию полученных знаний.
- Сейчас я хочу вам предложить поиграть с буквами.
На доске нарисованы два домика.
- Что это за домики? (В этих домиках живут гласные и согласные буквы.)
Задание:
Распредели изученные буквы в домики.
- Коллективная проверка.
Хоровое проговаривание букв.
Н С Р Т П К Л В
А О И Ы У Е
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
3. Открытие детьми нового знания.
Цель - зафиксировать новое знание в речи, письменно в тетрадях;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.
Отгадайте загадку:
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза.
Что это?.
(демонстрация картинки)
- Правильно, машина. Ребята, произнесите это слова четко по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.
- Этот звук гласный или согласный?
- Твердый или мягкий?
Если твердый, то, каким цветом обозначим?
- Звонкий или глухой?
-К нам на урок на машине приехал один сказочный герой.
-Отгадайте, кто он?
Косолапый он и бурый.
Если мёда нет — понурый.
С детства любит он реветь,
Потому что он.
Четко произнесем каждый слог. Назовите первый слог ещё раз. Назовите первый звук в слоге. Дайте характеристику звуку.
- Какой это звук — гласный или согласный? -Звонкий или глухой?
- Твёрдый или мягкий? Если мягкий, то, каким цветом обозначим?
- Ребята, так с какими же звуками мы сегодня познакомились?
- Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются?
- Кто сможет показать?
- Молодцы!
- А на что же похожа буква «М»? -
-Чтение слогов с доски.
- Слов, в которых встречается звук и буква «м» очень много. Назовите их.
-Машина.
- 1 слог – ма, первый звук [м].
Звук [м] – согласный, может быть твердый или мягкий, всегда звонкий.
Твердый звук обозначают синим цветом, а мягкий – зеленым.
- Медведь.
-мед-ведь
-1 слог – мед, первый звук в нем мягкий звук [м']. Этот звук согласный, звонкий и мягкий.
Его обозначают зеленым цветом.
- мы познакомились со звуками [м] и [м'].
Эти звуки обозначают буквами М и м.
(На доске «разбросаны» буквы. Ученик выбирает нужную букву.)
Ответы детей.
-Читают предложенные слоги.
Называют слова со звуками [м] и [м'] в разных местах слова.
Осуществлять анализ, синтез, сравнение, обощение (Познавательные УУД)
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
(Регулятивные УУД)
4. Физминутка.
Мы ногами - топ-топ,
Мы руками - хлоп-хлоп.
(Движения выполнять по содержанию текста)
Мы глазами - миг-миг.
(Руки на поясе. Моргаем глазами)
Мы плечами - чик-чик.
(Руки на поясе, плечи вверх-вниз)
Раз - сюда, два - туда,
(Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Один учащийся у доски.
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
5. Первичное закрепление.
Работа с Азбукой стр. 84
-Посмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Что находится в центре Кремля? Как называется собор, который построен на площади пред Кремлем?
-Это старая Москва, куда привела нас буква “М”. Кому из вас понравился этот город? Почему?
-Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина.
-О чем это стихотворение? Как поэт описывает Москву?
Работа с пословицей:
Как мы её можем объяснить?
Это столица нашей страны – город Москва.
Ответы детей.
Ответы детей.
Открывают учебник с помощью закладки.
Хорошо читающий ученик читает отрывок.
Ответы детей.
Ответы детей.
Регулятивные:
- умение работать по предложенному алгоритму.
Коммуникативные:
-хоровое произношение
- творческая работа
6. Закрепление изученного.
Цель - упражнения в чтении слогов и слов.
Предлагаю вам прочитать слоги с буквой М; теперь слова, что ты прочитал?
- Познакомимся с рассказом на стр. 85 «На уроке»
- О чем этот рассказ?
- Молодцы!
-В нашем классе есть ребята, имена которых начинаются на «М».
-Какие слова еще пишутся с большой буквы?
- А что мы ещё запишем с большой буквы?
- Молодцы, всё хорошо получилось!
Начинается чтение по цепочке со слогов, затем слова и текст к картинке с ответами на вопросы по заданию учебника. В работу вовлекаются все ученики.
- Миша.
-Названия городов, стран - Минск, Москва, Мадагаскар; клички животных - Мурка, Мурзик; сказочные персонажи - Мурзилка.
Регулятивные:
- умение работать по предложенному алгоритму.
Коммуникативные:
-хоровое произношение
- творческая работа
7.Итог урока Релаксация.
Цели – зафик-сировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Какие новые знания приобрели сегодня?
- Что нового узнали? Чему научились?
«Светофор»
Зеленый – у меня все получилось
Красный – я немножко не понял
Желтый – мне нужно еще учиться
- Вы все молодцы, хорошо поработали! Наш урок окончен. Спасибо!
Ответы детей, оценивание своей работы.
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)