Конспект урока по теме "Буква Ю и её звуки. Строчная буква ю."
Конспект урока по теме "Буква Ю и её звуки. Строчная буква ю."
Цели:
? Познакомить со звуками [й’у] ’[у];
? Познакомить со строчной буквой «ю»;
? Научить писать строчную букву ю.
? Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость.
? Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала.
? Воспитывать аккуратность в работе; интерес к предмету.
Задачи:
1. Формировать умения писать строчную буквы «ю»; сравнивать, анализировать написание;
2. Учить различать основные группы звуков русского языка, выделять их особенности.
3. Развивать умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
4. Расширять словарь детей
5. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
6.Учить проговаривать последовательность действий на уроке;
7. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Оборудование: компьютер, презентация буквы Ю, букварь, пропись №5.
Ход урока.
I. Организация класса на урок. Слайд №1
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
1. Мотивация к учебной деятельности
- Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне, формирование личностного УУД – положительное отношение к школе и учебной деятельности
- Начинаем урок чтения и русского языка по-другому обучения грамоте и письма – а зачем он нам нужен, что он нам дает?
(на этих уроках мы учимся различать звуки, читать, правильно красиво писать, правильно говорить расширяем свой словарный запас)
-Получается, что урок нам необходим. Он как ступенька ведущая нас вперёд.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
- Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия, формирование регулятивного УУД – принимать и сохранять учебную задачу
- Давайте повторим ранее изученный материал.
- Какие бывают звуки? ( Работа со слайдом №2)
-На какие группы подразделяются гласные? (проверяемые и не проверяемые)
-Что мы делаем, если в слове встретиться непроверяемый гласный звук (буква)? (запоминаем)
-А если забыли, как пишется слово. Куда обратимся за помощью? (в словарик)
- Какое правило надо знать, чтобы проверить гласную в корне слова? (Что бы проверить безударную гласную в корне слова надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, что бы безударная гласная стала ударной)
-Перейдём к согласным. На каком фоне на ленте букв они стоят?
-На какие две группы по постоянному признаку делятся согласные звуки? (звонкие и глухие)
-Назовите парные согласные по звонкости и глухости. (б-п, д-т, ж-ш, з-с, в-ф, г-к)
-Какое правило надо знать, что бы не допустить ошибку в словах? ( что бы проверить безударную гласную в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы парная согласная стала ударной)
-Назовите звонкие согласные. (н м л р й)
-Глухие согласные. (х ц ч щ)
-На какие две группы по непостоянному признаку подразделяются согласные. (твердые и мягкие)
-Назовите парные по твердости и мягкости. (н м л р б в г д з п ф к т с х)
-Не парные мягкие. (й щ ч)
-Не парные твердые. (ш ж ц)
3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
- Сколько гласных букв на ленте? (10)
-А звуков? (6) -Почему? (буквы е ё я есть, а звуков [е ё я] нет)
- Но 10 это не 6 и 3
Давайте поищем ответ сегодня на уроке.
4. Построение проекта, причины затруднения.
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации, формирование коммуникативного УУД- формулировать собственное мнение.
-Назовите тему урока, поставьте цели.
В этом помогут нам загадки и предметы изображённые на слайде
Слушайте загадки и попробуйте определить, о какой новой букве я говорю. Слайд № 3
Лето - жаркая пора,
Едет к морю детвора!
Под колес весёлый стук
Поезд движется на… (юг)
Пляшет крошка,
всего одна ножка. (юла)
-Посмотрите внимательно на картинки, почему они на одном слайде? Слайд № 4
(В словах этих картинок есть буква ю)
Кто сможет сформулировать тему урока? (Ответы детей.)
-А какие цели поставим на урок? (Познакомиться с новыми звуками, с новой буквой, научиться её писать и с ней читать.)
III. Объявление темы и целей урока.
– Буква Ю и её звуки. Строчная буква ю. Слайд № 5
- На урок прилетела сова с совятами. Сегодня она появилась не для обучения нас, а только послушать, как вы работаете. А каждый из маленьких совят зафиксировал цель. Первый совёнок – новые звуки, второй – буква, третий – следит, как мы учимся её писать, а четвёртый – как читаем.
(прикрепляются картинки на доску совы и совят) – приложение 1
IV. Изучение нового материала.
Работа в программе Обучение грамоте, 1 класс. (Горецкий и другие) Слайд № 6
Звукобуквенный анализ слов ЮБКА, БРЮКИ
– Какие звуки мы произносим в начале слова юбка? ([й’у].)
- Какой звук слышим в слове брюки после звука [р’] ([у])
– Если мы слышим рядом звуки [й’у], то значит, слово пишется с буквы «ю». Если в середине слова слышим звук [’у] после мягкого согласного, то пишем ю. Слайд № 7
(поместить звук на звуковую ленту)
- Подумайте, рядом с какими звуковичками на ленте звуков должен встать звуковичок«ю»? Почему? (Рядом с звуковичками «е», «ё», «я», так как они обозначают два звука в начале слова.)
Знакомство с буквами ЮюЮю
- Найдите эту букву в алфавите. Почему их четыре?
Закрепление пройденного материала. Работа по тренажеру. Слайд № 8
- Поиграем, если в слове два звука поднимаем две руки. Если один звук – одну руку.
Чтение хором слогов на слайде Слайды № 9 - №10
- Какой прочитанный слог является словом? (юг)
Подготовка руки к письму
Пальчиковая гимнастика Слайд № 11 - №13
– Рассмотрите письменную «ю», из каких элементов она состоит? (Из элементов буквы «н» и буквы «о».)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Работа в Прописи,с. 33.
Показ на слайде Слайд №14,
затем учителю прописать на доске ( Дети пишут за учителем «в воздухе»
- Работа в Прописи (с. 33, первая строка).
- При письме сами контролируйте ваше написание, проводите самооценку, лучшую букву обводите цветным карандашом и старайтесь, чтобы последующие были не хуже, а еще правильней красивей, чем, обведенная буква.
Объяснение учителя с опорой на образец:
– Пишем, как букву «н», вторая часть – как буква «о». Первый элемент соединяется по-разному со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего.
(Письмо первой и второй строки – «ю».)
Шутка-физминутка Слайд №15
Работа по учебнику.
- Прочитайте про себя выделенные слова. Вычитайте и обратите внимание на сложные, непонятные для некоторых может быть слова.
- Поработаем с этими словами. Я зачитываю, что каждое слово обозначает, а вы догадайтесь о ком или о чём я веду речь. Слайды 16 – 19
• – подросток, обученный морскому делу. (Юнга)
• – спортсмен – юноша. (Юниор)
• – песчаные холмы, передвигаемые ветром. (Дюны)
• – канава для стока воды вдоль дороги. (Кювет)
• – точка пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью. (Полюс)
• - сооружение на реке для пропуска судов. (шлюз)
– Прочитайте вкусное слово. (Плюшка.)
– Прочитайте слово на доске. (Полюшко.)
Чем слово поле отличается от слова полюшко ?
- Прочитайте слово, обозначающее предмет для игры в хоккей. ( Клюшка)
– Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос, «какой?»
(Любимый, лютый, юный.)
- Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. (любимый, полюшко, юноша, юниор)
- Докажите? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Работа с текстом в учебнике на стр 148-149.
Чтение по цепочке.
- Какие однокоренные слова вам встретились в тексте? слайд №20
- Какой частью слова различаются слова дом. домик, домище?
Как называется часть слова, стоящая после корня?
Прочитайте на с. 149 имена подруг, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.
слайд №21
- Как звучат имена девочек?(Ласково)
-При помощи какой части слова имена стали звучать ласково?(-ушк,-юшк)
– Подчеркните в этих именах букву «ю».
Дайте ей характеристику.
V. Закрепление.
– Давайте подведем итоги.
- С какой буквой познакомились?
– Раскройте секреты буквы «ю».
слайд №22
- Почему звуковички держатся за ручки? (Ответы детей)
Закрасьте башмачки звуковичков.
- Дайте характеристику букве Ю (Гласная. Служит для смягчения согласной. Имеет один звук, если стоит после согласной. А может иметь два звука, если стоит после гласной, после ъ и ь знаков, в начале предложения.)
(слайд №33)
(-Мы сегодня узнали о том, что буквы е,ё,я,ю имеют два звука,когда стоят в начале слова или после гласного звука.
-Мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать буквами Я,Ё,Е,И,Я ).
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания, формирование регулятивного УУД – самостоятельно оценивать результат своих действий
– Как вы чувствовали себя на уроке?
– Что вас поразило? Что огорчило?
Продолжите предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
10. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.
Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради смайлик.
Синий смайлик, если вам всё понятно было на уроке.
Зелёный смайлик, если вы сомневаетесь в чём-то, что –то сегодня не поняли.
Красный смайлик, если вы ничего не поняли и урок вам не понравился.
Молодцы! Спасибо за урок. Вами довольна осталась наша гостья – сова, она говорит вам спасибо за урок! слайд №23
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала.
Воспитывать аккуратность в работе; интерес к предмету.
Задачи:
1. Формировать умения писать строчную буквы «ю»; сравнивать, анализировать написание; 2. Учить различать основные группы звуков русского языка, выделять их особенности.
3. Развивать умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
4. Расширять словарь детей
5. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 6.Учить проговаривать последовательность действий на уроке;
7. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Оборудование:компьютер, презентация буквы Ю, букварь, пропись №5.
Ход урока.
I. Организация класса на урок. Слайд №1
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
1. Мотивация к учебной деятельности
- Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне, формирование личностного УУД – положительное отношение к школе и учебной деятельности
- Начинаем урок чтения и русского языка по-другому обучения грамоте и письма – а зачем он нам нужен, что он нам дает?
(на этих уроках мы учимся различать звуки, читать, правильно красиво писать, правильно говорить расширяем свой словарный запас)
-Получается, что урок нам необходим. Он как ступенька ведущая нас вперёд.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
- Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия, формирование регулятивного УУД – принимать и сохранять учебную задачу
- Давайте повторим ранее изученный материал..
- Какие бывают звуки? ( Работа со слайдом №2)
-На какие группы подразделяются гласные? (проверяемые и не проверяемые)
-Что мы делаем, если в слове встретиться непроверяемый гласный звук (буква)? (запоминаем)
-А если забыли, как пишется слово. Куда обратимся за помощью? (в словарик)
- Какое правило надо знать, чтобы проверить гласную в корне слова? (Что бы проверить безударную гласную в корне слова надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, что бы безударная гласная стала ударной)
-Перейдём к согласным. На каком фоне на ленте букв они стоят?
-На какие две группы по постоянному признаку делятся согласные звуки? (звонкие и глухие)
-Назовите парные согласные по звонкости и глухости. (б-п, д-т, ж-ш, з-с, в-ф, г-к)
-Какое правило надо знать, что бы не допустить ошибку в словах? ( что бы проверить безударную гласную в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы парная согласная стала ударной)
-Назовите звонкие согласные. (н м л р й)
-Глухие согласные. (х ц ч щ)
-На какие две группы по непостоянному признаку подразделяются согласные. (твердые и мягкие)
-Назовите парные по твердости и мягкости. (н м л р б в г д з п ф к т с х)
-Не парные мягкие. (й щ ч)
-Не парные твердые. (ш ж ц)
3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
- Сколько гласных букв на ленте? (10)
-А звуков? (6) -Почему? (букаы е ё я ест, а звуков [е ё я] нет)
- Но 10 это не 6 и 3
Давайте поищем ответ сегодня на уроке.
4. Построение проекта, причины затруднения.
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации, формирование коммуникативного УУД- формулировать собственное мнение.
-Назовите тему урока, поставьте цели.
В этом помогут нам загадки и предметы изображённые на слайде
Слушайте загадки и попробуйте определить, о какой новой букве я говорю.Слайд № 3
Лето - жаркая пора,
Едет к морю детвора!
Под колес весёлый стук
Поезд движется на… (юг)
Пляшет крошка,
всего одна ножка. (юла)
-Посмотрите внимательно на картинки , почему они на одном слайде? Слайд № 4
(В словах этих картинок есть буква ю)
Кто сможет сформулировать тему урока? (Ответы детей.)
-А какие цели поставим на урок? (Познакомиться с новыми звуками, с новой буквой, научиться её писать и с ней читать.)
III. Объявление темы и целей урока.
– Буква Ю и её звуки. Строчная буква ю.Слайд № 5
- На урок прилетела сова с совятами. Сегодня она появилась не для обучения нас, а только послушать, как вы работаете. А каждый из маленьких совят зафиксировал цель. Первый совёнок – новые звуки, второй – буква, третий – следит, как мы учимся её писать, а четвёртый – как читаем.
(прикрепляются картинки на доску совы и совят) – приложение 1
IV. Изучение нового материала.
Работа в программе Обучение грамоте, 1 класс. (Горецкий и другие) Слайд № 6
Звукобуквенный анализ слов ЮБКА, БРЮКИ
– Какие звуки мы произносим в начале слова юбка? ([й’у].)
- Какой звук слышим в слове брюки после звука [р’] ([у])
– Если мы слышим рядом звуки [й’у], то значит, слово пишется с буквы «ю». Если в середине слова слышим звук [’у] после мягкого согласного, то пишем ю. Слайд № 7
(поместить звук на звуковую ленту)
- Подумайте, рядом с какими звуковичками на ленте звуков должен встать звуковичок«ю»? Почему? (Рядом с звуковичками «е», «ё», «я», так как они обозначают два звука в начале слова.)
Знакомство с буквами ЮюЮю
- Найдите эту букву в алфавите. Почему их четыре?
Закрепление пройденного материала. Работа по тренажеру. Слайд № 8
- Поиграем, если в слове два звука поднимаем две руки. Если один звук – одну руку.
Чтение хором слогов на слайде Слайды № 9 - №10
- Какой прочитанный слог является словом? (юг)
Подготовка руки к письму
Пальчиковая гимнастика Слайд № 11 - №13
– Рассмотрите письменную «ю», из каких элементов она состоит? (Из элементов буквы «н» и буквы «о».)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Работа в Прописи,с. 33.
Показ на слайде Слайд №14,
затем учителю прописать на доске ( Дети пишут за учителем «в воздухе»
- Работа в Прописи (с. 33, первая строка).
- При письме сами контролируйте ваше написание, проводите самооценку, лучшую букву обводите цветным карандашом и старайтесь, чтобы последующие были не хуже, а еще правильней красивей, чем, обведенная буква.
Объяснение учителя с опорой на образец:
– Пишем, как букву «н», вторая часть – как буква «о». Первый элемент соединяется по-разному со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего.
(Письмо первой и второй строки – «ю».)
Шутка-физминуткаСлайд №15
Работа по учебнику.
- Прочитайте про себя выделенные слова. Вычитайте и обратите внимание на сложные, непонятные для некоторых может быть слова.
- Поработаем с этими словами. Я зачитываю, что каждое слово обозначает, а вы догадайтесь о ком или о чём я веду речь. Слайды 16 – 19
– подросток, обученный морскому делу. (Юнга)
– спортсмен – юноша. (Юниор)
– песчаные холмы, передвигаемые ветром. (Дюны)
– канава для стока воды вдоль дороги. (Кювет)
– точка пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью. (Полюс)
- сооружение на реке для пропуска судов.(шлюз)
– Прочитайте вкусное слово. (Плюшка.)
– Прочитайте слово на доске. (Полюшко.)
Чем слово поле отличается от слова полюшко ?
- Прочитайте слово, обозначающее предмет для игры в хоккей. ( Клюшка)
– Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос , «какой?»
(любимый, лютый, юный.)
- Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. (любимый, полюшко, юноша, юниор)
- Докажите? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Работа с текстом в учебнике на стр 148-149.
Чтение по цепочке.
- Какие однокоренные слова вам встретились в тексте? слайд №20
- Какой частью слова различаются слова дом. домик, домище?
Как называется часть слова, стоящая после корня?
Прочитайте на с. 149 имена подруг, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.
слайд №21
- Как звучат имена девочек?(Ласково)
-При помощи какой части слова имена стали звучать ласково?(-ушк,-юшк)
– Подчеркните в этих именах букву «ю».
Дайте ей характеристику.
V. Закрепление.
– Давайте подведем итоги.
- С какой буквой познакомились?
– Раскройте секреты буквы «ю».
слайд №22
- Почему звуковички держатся за ручки? (Ответы детей)
Закрасьте башмачки звуковичков.
- Дайте характеристику букве Ю (Гласная. Служит для смягчения согласной. Имеет один звук, если стоит после согласной. А может иметь два звука, если стоит после гласной, после ъ и ь знаков, в начале предложения.)
(слайд №33)
(-Мы сегодня узнали о том, что буквы е,ё,я,ю имеют два звука ,когда стоят в начале слова или после гласного звука.
-Мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать буквами Я,Ё,Е,И,Я ).
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания, формирование регулятивного УУД – самостоятельно оценивать результат своих действий
– Как вы чувствовали себя на уроке?
– Что вас поразило? Что огорчило?
Продолжите предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке мы…
10. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.
Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради смайлик.
Синий смайлик, если вам всё понятно было на уроке.
Зелёный смайлик, если вы сомневаетесь в чём-то, что –то сегодня не поняли.
Красный смайлик, если вы ничего не поняли и урок вам не понравился.
Молодцы! Спасибо за урок. Вами довольна осталась наша гостья – сова, она говорит вам спасибо за урок! слайд №23
Литература
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. - 4-е изд., перераб. – М.: Баласс ; Школьный дом, 2011. - 160 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100».Серия «Свободный ум»).
2. Пронина О.В.
Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях. Тетрадь № 5 /Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - Изд. 5-е, испр. - М. : Баласс ; Школьный дом, 2010. - 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»)