Конспект урока "Определение имени прилагательного. Роль прилагательных в речи. "
Конспект урока "Определение имени прилагательного. Роль прилагательных в речи. "
Ход урока
Слайд 1
1. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Хотите стать настоящими исследователями и путешественниками?
Слайд 2
Мы отправляемся в сказочное путешествие . Перед нами волшебный лес, где совершаются разные чудеса. А лисичка нам указывает на три сказочных тропинки. Куда пойдем? (Демонстрируется 1 слайд: зелёный лес. Учитель читает надписи).
- Если мы налево пойдём, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если мы направо пойдём, клад найдём, но домой не вернёмся. Если прямо пойдём, знания приобретём, но трудности преодолеть придётся.
- Ребята, решите, по какой тропинке идти мы можем только вместе, помогая друг другу. Помните пословицу: “Дерево держится корнями, а человек – друзьями”?
( Учащиеся выбирают дорожку, объясняя своё решение, говоря о том, что они желают получить прочные знания, не хотят потерять друзей, так как дружба – главное в жизни, и обязательно должны вернуться, потому что они любят своих родных и школу, в которой учатся).
Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Отправляемся в сказку.
Слайд 3
II Актуализация знаний
-Мы сегодня попадем в сказку, которая называется «Части речи», в гости к слову-волшебнику.
- Ребята, а кому интересно, что это за слово-волшебник живет в сказочном лесу? А вы как думаете, что за волшебник? Интересно чем он занимается?
Чтобы ответить на все эти вопросы надо пройти по сказочному лесу.
Но путь в сказку непростой. Встречаются разные препятствия, которые мы с вами будем преодолевать.
Помните, что в пути вам поможет дружба. Ведь, как говорится в пословице, друзья познаются в беде.
Возьмитесь за руки, и мы отправляемся.
Слайд 4
А на пути у нас сама Баба- Яга. Она не хочет нас пускать в сказку.
Баба-Яга: А я не пущу вас в сказку пока не отгадаете мои загадки.
Бежит свинка…, ….. спинка, ……. хвостик …
- Почему вы её не поняли?
- Помогли вам слова предметы и слова действия догадаться, о чём идёт речь?
- Послушайте ещё раз, а я вам помогу:
Бежит свинка, стальная спинка, льняной хвостик. (Иголка с ниткой.)
Какие слова помогли нам отгадать загадку?
Слова-помощники: стальная, льняной.
На какие вопросы они отвечают?
Что они обозначают?
А для чего в речи используются эти слова? (Чтобы наша речь стала понятной,точной,красивой)
Слайд 6
III. Постановка учебной задачи
Ребята, а это и есть слова-волшебники. Правильно их называют – именами прилагательными.
Предположите тему урока?(Имена прилагательные)
Как вы думаете,чему мы будем учиться сегодня на уроке?( Будем учиться определять имена прилагательные,учиться находить их в тексте)
– Верно, но главный вопрос нашего урока – исследовать , какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные
Слайд 7
Почему их так называют?
IV. Открытие нового знания
Молоды, а теперь двигаемся дальше.
Слайд 8
А вот из кустиков выбежал зайчик. Он приготовил вам задание.
(Работа в парах)
Задание 1
У вас на столах лежат карточки , на которых записаны слова.. Посмотрите на них и прочитайте:
Интересная, газета, чёрный, прекрасная, русский, карандаш, погода, хозяйственный, язык, магазин.
Разделите слова на две группы. Одну группу подчеркните, другую не трогайте. Назовите слова первой группы.
Газета карандаш погода язык магазин
– По какому признаку определили слова первой группы?(Это сущ. Отвечают на вопросы кто? Что?)
– Обратимся ко второй группе. На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? (Прилагательные,отвечают на вопросы какой?какая?какие? обозначают признак предмета)
Слайд 9
Запишите в тетрадь слова в два столбика. Каждую группу в свой столбик.
Проверим.
-Можем ли мы составить пары слов из этих двух групп? Попробуйте. Возьмите линейку и карандаш , соедините слова парами по смыслу.
-С какой частью речи связано прилагательное?
С помощью чего связаны слова? (с помощью вопроса)
От какого слова, к какому задаем вопрос? Задайте вопросы.
-Что получилось? (словосочетания)
Теперь понимаете, почему прилагательное так называется.
Слайд 10
Что означает название части речи - «прилагательное»?
Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление».
Слайд 11
– Составим схему к сказанному ранее:
– Что мы знаем об имени прилагательном?
Выводы:
-Что такое имя прилагательное? (часть речи)
-Что обозначают? (признак предмета)
-На какие вопросы отвечает?
-С какой частью речи связано?
-Откроем учебники на странице 64 и проверим с наши выводы с правилом в учебнике.
V. Физкультминутка
Работа по теме урока.
Слайд 14
А теперь мы добрались до того места, где нас ждет волшебница.
Посмотрите волшебница превратила летний лес в зимний.
Она напоминает нам главный вопрос нашего урока.
Как определить имена прилагательные??
Но чтобы нам вернуть летний лес,,необходимо выполнить следующие задания в учебнике,упр.109. Вспомните,в начале нашего урока,мы сказали с вами,для чего в речи используются имена прилагательные. Вспомните:
Имена прилагательные нужны для красоты описания.
Имена прилагательные нужны для точности описания.
С какой частью речи связаны прилагательные?
Спишите это стихотворение и над прилагательными укажите,часть речи (Проверка. Зачитываются словосочетания)
Слайд 19
VI. Первичное закрепление
Ну а мы с вами движемся дальше,а кто нас ждет,нам предстоит узнать с помощью слов-волшебником,с помощью имен прилагательных.
Я вам предлагаю поиграть в игру «Узнай зверя» .Я буду его описывать с помощью имен прилагательных, а вы будете должны угадать,кто это за зверь.
-Серый,хищный,жадный…..волк
-Рыжая,хитрая,ловкая……….лиса
- Косой,слабый,трусливый……..заяц
- Большой,,косолапый……медведь
Хорошо.Молодцы. Так для чего и с какой целью употребляются имена прилагательные в речи?
. Имена прилагательные помогают сделать речь ещё более выразительной и точной
Эти звери приготовили вам следующее задание на стр.65 упр.111. Прочитайте задание. Докажите,что данные слова –имена прилагательные. Выполните это задание самостоятельно,вставьте подходящие по смыслу слова. Например: оранжевый…апельсин, большое …..озеро и т.д
(Проверка.Зачитывает 1 ученик. Если не дописали,то дорабатывается устно.)
Самостоятельная работа.
Ну а наше путешествие подходит к концу и мы с вами подошли к «Дереву знаний» и теперь будем должны проверить, как хорошо мы усвоили материал,для этого выполним задания на карточках. (Дифференцированные задания)
VII. Рефлексия деятельности
На доске дерево.
Давайте посмотрим,кто какие знания получил и оценим себя на уроке. У вас лежат листочки 3-х цветов:Зеленые,оранжевые и желтые. Нужно выйти и прикрепить соответствующие листочки на наше дерево,чтобы оно ожило.
Зеленые:Урок был интересным и я получил знания и могу поделиться ими с учениками,рассказать родителям.
Оранжевые:Урок был интересным,но надо еще потренироваться в определении имен прилагательных.
Желтые: Было непонятно,испытываю затруднения.
Итог урока
– Что мы изучали на уроке?
– Что нового ты узнал?
– Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?
-Что получилось лучше всего?
В чем испытывал затруднения?
Домашнее задание.
Стр.64 упр.110
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Хотите стать настоящими исследователями и путешественниками?
Слайд 2
Мы отправляемся в сказочное путешествие . Перед нами волшебный лес, где совершаются разные чудеса. А лисичка нам указывает на три сказочных тропинки. Куда пойдем? (Демонстрируется 1 слайд: зелёный лес. Учитель читает надписи).
- Если мы налево пойдём, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если мы направо пойдём, клад найдём, но домой не вернёмся. Если прямо пойдём, знания приобретём, но трудности преодолеть придётся.
- Ребята, решите, по какой тропинке идти мы можем только вместе, помогая друг другу. Помните пословицу: “Дерево держится корнями, а человек – друзьями”?
( Учащиеся выбирают дорожку, объясняя своё решение, говоря о том, что они желают получить прочные знания, не хотят потерять друзей, так как дружба – главное в жизни, и обязательно должны вернуться, потому что они любят своих родных и школу, в которой учатся).
Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Отправляемся в сказку.
Слайд 3
II Актуализация знаний
-Мы сегодня попадем в сказку, которая называется «Части речи», в гости к слову-волшебнику.
- Ребята, а кому интересно, что это за слово-волшебник живет в сказочном лесу? А вы как думаете, что за волшебник? Интересно чем он занимается?
Чтобы ответить на все эти вопросы надо пройти по сказочному лесу.
Но путь в сказку непростой. Встречаются разные препятствия, которые мы с вами будем преодолевать.
Помните, что в пути вам поможет дружба. Ведь, как говорится в пословице, друзья познаются в беде.
Возьмитесь за руки, и мы отправляемся.
Слайд 4
А на пути у нас сама Баба- Яга. Она не хочет нас пускать в сказку.
Баба-Яга: А я не пущу вас в сказку пока не отгадаете мои загадки.
Бежит свинка…, ….. спинка, ……. хвостик …
- Почему вы её не поняли?
- Помогли вам слова предметы и слова действия догадаться, о чём идёт речь?
- Послушайте ещё раз, а я вам помогу:
Бежит свинка, стальная спинка, льняной хвостик. (Иголка с ниткой.)
Какие слова помогли нам отгадать загадку?
Слова-помощники: стальная, льняной.
На какие вопросы они отвечают?
Что они обозначают?
А для чего в речи используются эти слова? (Чтобы наша речь стала понятной,точной,красивой)
Слайд 6
III. Постановка учебной задачи
Ребята, а это и есть слова-волшебники. Правильно их называют – именами прилагательными.
Предположите тему урока?(Имена прилагательные)
Как вы думаете,чему мы будем учиться сегодня на уроке?( Будем учиться определять имена прилагательные,учиться находить их в тексте)
– Верно, но главный вопрос нашего урока – исследовать , какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные
Слайд 7
Почему их так называют?
IV. Открытие нового знания
Молоды, а теперь двигаемся дальше.
Слайд 8
А вот из кустиков выбежал зайчик. Он приготовил вам задание.
(Работа в парах)
Задание 1
У вас на столах лежат карточки , на которых записаны слова.. Посмотрите на них и прочитайте:
Интересная, газета, чёрный, прекрасная, русский, карандаш, погода, хозяйственный, язык, магазин.
Разделите слова на две группы. Одну группу подчеркните, другую не трогайте. Назовите слова первой группы.
Газета карандаш погода язык магазин
– По какому признаку определили слова первой группы?(Это сущ. Отвечают на вопросы кто? Что?)
– Обратимся ко второй группе. На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? (Прилагательные,отвечают на вопросы какой?какая?какие? обозначают признак предмета)
Слайд 9
Запишите в тетрадь слова в два столбика. Каждую группу в свой столбик.
Проверим.
-Можем ли мы составить пары слов из этих двух групп? Попробуйте. Возьмите линейку и карандаш , соедините слова парами по смыслу.
-С какой частью речи связано прилагательное?
С помощью чего связаны слова? (с помощью вопроса)
От какого слова, к какому задаем вопрос? Задайте вопросы.
-Что получилось? (словосочетания)
Теперь понимаете, почему прилагательное так называется.
Слайд 10
Что означает название части речи - «прилагательное»?
Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление».
Слайд 11
– Составим схему к сказанному ранее:
– Что мы знаем об имени прилагательном?
Выводы:
-Что такое имя прилагательное? (часть речи)
-Что обозначают? (признак предмета)
-На какие вопросы отвечает?
-С какой частью речи связано?
-Откроем учебники на странице 64 и проверим с наши выводы с правилом в учебнике.
V. Физкультминутка
Работа по теме урока.
Слайд 14
А теперь мы добрались до того места, где нас ждет волшебница.
Посмотрите волшебница превратила летний лес в зимний.
Она напоминает нам главный вопрос нашего урока.
Как определить имена прилагательные??
Но чтобы нам вернуть летний лес,,необходимо выполнить следующие задания в учебнике,упр.109. Вспомните,в начале нашего урока,мы сказали с вами,для чего в речи используются имена прилагательные. Вспомните:
Имена прилагательные нужны для красоты описания.
Имена прилагательные нужны для точности описания.
С какой частью речи связаны прилагательные?
Спишите это стихотворение и над прилагательными укажите,часть речи (Проверка. Зачитываются словосочетания)
Слайд 19
VI. Первичное закрепление
Ну а мы с вами движемся дальше,а кто нас ждет,нам предстоит узнать с помощью слов-волшебником,с помощью имен прилагательных.
Я вам предлагаю поиграть в игру «Узнай зверя» .Я буду его описывать с помощью имен прилагательных, а вы будете должны угадать,кто это за зверь.
-Серый,хищный,жадный…..волк
-Рыжая,хитрая,ловкая……….лиса
- Косой,слабый,трусливый……..заяц
- Большой,,косолапый……медведь
Хорошо.Молодцы. Так для чего и с какой целью употребляются имена прилагательные в речи?
. Имена прилагательные помогают сделать речь ещё более выразительной и точной
Эти звери приготовили вам следующее задание на стр.65 упр.111. Прочитайте задание. Докажите,что данные слова –имена прилагательные. Выполните это задание самостоятельно,вставьте подходящие по смыслу слова. Например: оранжевый…апельсин, большое …..озеро и т.д
(Проверка.Зачитывает 1 ученик. Если не дописали,то дорабатывается устно.)
Самостоятельная работа.
Ну а наше путешествие подходит к концу и мы с вами подошли к «Дереву знаний» и теперь будем должны проверить, как хорошо мы усвоили материал,для этого выполним задания на карточках. (Дифференцированные задания)
VII. Рефлексия деятельности
На доске дерево.
Давайте посмотрим,кто какие знания получил и оценим себя на уроке. У вас лежат листочки 3-х цветов:Зеленые,оранжевые и желтые. Нужно выйти и прикрепить соответствующие листочки на наше дерево,чтобы оно ожило.
Зеленые:Урок был интересным и я получил знания и могу поделиться ими с учениками,рассказать родителям.
Оранжевые:Урок был интересным,но надо еще потренироваться в определении имен прилагательных.
Желтые: Было непонятно,испытываю затруднения.
Итог урока
– Что мы изучали на уроке?
– Что нового ты узнал?
– Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?
-Что получилось лучше всего?
В чем испытывал затруднения?
Домашнее задание.
Стр.64 упр.110
Анализ (самоанализ) урока
Тема: Определение имени прилагательного. Слово-волшебник.
Цели:
Систематизировать существенные признаки имени прилагательного, как части речи.
Развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость, работать над лексическим значением слов, формировать интерес к изучению родного языка.
Воспитывать пытливость при получении знаний, творческую активность, взаимопомощь, коммуникативные умения.
Используемые современные образовательные технологии, активные методы обучения:
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Технология: проблемно-диалогическая, ИКТ, оценивание учебных успехов, информационно-коммуникационная технология, игровая технология
Методы и пед. приёмы: проблемно-поисковые, индуктивные, метод самостоятельной работы.
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат (предметные знания или умения и УУД)
Организационный момент (самоопределение к деятельности)
Цель:
. Мотивировать к учебной деятельности посредством «Путешествия в волшебный лес».
1. Приветствие.
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Мы отправляемся в сказочное путешествие. Перед нами волшебный лес, где совершаются разные чудеса.- Если мы налево пойдём, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если мы направо пойдём, клад найдём, но домой не вернёмся. Если прямо пойдём, знания приобретём, но трудности преодолеть придётся.
- Ребята, решите, по какой тропинке идти мы можем только вместе, помогая друг другу. Помните пословицу: “Дерево держится корнями, а человек – друзьями”?
( Учащиеся выбирают дорожку, объясняя своё решение, говоря о том, что они желают получить прочные знания, не хотят потерять друзей, так как дружба – главное в жизни, и обязательно должны вернуться, потому что они любят своих родных и школу, в которой учатся).
Личностные
Смыслообразование:Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Нравственно-этическое оценивание.
Актуализация знаний
Цель:
1. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез при отгадывании загадок.
2. Организовать затруднение в коллективной деятельности и его фиксацию учащимися в громкой речи.
-Мы сегодня попадем в сказку, которая называется «Части речи», в котором живет слово-волшебник. Но путь в сказку непростой. Встречаются разные препятствия, которые мы с вами будем преодолевать. Но, чтобы вы не заблудились, у вас есть карта-путеводитель.
-Помните, что в пути вам поможет дружба. Ведь, как говорится в пословице, друзья познаются в беде.
- Ребята, а кому интересно, что это за слово-волшебник живет в сказочном лесу?
-Тогда отправляемся в сказку. А я буду вам помогать в пути.
Баба-Яга: А я не пущу вас в сказку пока не отгадаете мои загадки.
Бежит свинка…, ….. спинка, ……. хвостик …
- Почему вы её не поняли?
- Помогли вам слова предметы и слова действия догадаться, о чём идёт речь?
Предположения детей.
Отгадывание загадок
Отгадывание загадок
Регулятивные
Целеполагание, планирование, прогнозирование
контроль, включающий волевую саморегуляцию,
Личностные
Формирование ценностных ориентиров
прогнозирование
Познавательные
Общеучебные:смысловое продуктивное чтение, извлечение всех видов текстовой информации.
Логические, включая постановку и решение проблем.
Моделирование:кодирование – декодирование,
Постановка учебной задачи
Цель; 1. Выявить и зафиксировать причину затруднения: что такое прилагательное.
2.Согласовать цели урока.
Какие слова помогли отгадать загадку? Это слова-волшебники.
Что они обозначают?
Предположите, какая тема нашего урока?
Как называются слова-волшебники? Почему их так называют?
– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
– Верно, но главный вопрос нашего урока – пронаблюдать, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные
Ответы детей
Дети: признак предмета.
Ответы детей
Регулятивные
Целеполагание, планирование, прогнозирование
Познавательные
Логические, включая постановку и решение проблем.
4. Открытие нового знания
Цель:1. Создать условия для введения понятия прилагательного
2. Сформировать способность к узнаванию прилагательных в речи.
3. Создать условия для определения роли прилагательных в речи.
Задание 1
На доске записаны слова:
Интересная, газета, чёрный, прекрасная, русский, карандаш, погода, хозяйственный, язык, магазин.
Прочитайте записанные слова и разделите их на две группы. – По какому признаку определили слова первой группы?
Обратимся ко второй группе. На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают?
Запишите каждую группу в свой столбик.
Можем ли мы составить пары слов из этих двух групп? Попробуйте.
Что получилось?
С какой частью речи связано прилагательное?
Теперь понимаете, почему оно так называется.
Составим схему к сказанному ранее:
Попробуем ответить на главный вопрос нашего урока:
Для чего нужны в русском языке имена прилагательные?
Дети делят слова на группы
-запись слов в 2 столбика
Определяют признаки слов каждой группы
Составляют пары слов по смыслу
Понятие о словосочетании
Делают выводы
Работа в технологической карте
Предположе
ния детей
Ответы детей
Дети читают текст.
Выводы:
Имена прилагатель
ные нужны для красоты описания.
Имена прилагательные нужны для точности описания.
Познавательные
Общеучебные:смысловое продуктивное чтение, извлечение всех видов текстовой информации.
Логические, включая постановку и решение проблем.
Моделирование:кодирование – декодирование, умение строить и использовать наглядные модели, схемы
Познавательные
Общеучебные:смысловое продуктивное чтение, извлечение всех видов текстовой информации.
Цель: 1. Создать условия для чередования деятельности и
организовать отдых обуч-ся.
Дети выполняют движения
Коммуника
тивные
Учебное сотрудничество; согласование действий с партнером;
6. Первичное закрепление
Цель: 1. Создать условия для фиксации изученного материала на примере произведений русских классиков.
2..Проверить своё умение применять новые знания самостоятельно и умение договариваться с товарищем.
Ну а мы с вами движемся дальше,а кто нас ждет,нам предстоит узнать с помощью слов-волшебником,с помощью имен прилагательных.
Я вам предлагаю поиграть в игру «Узнай зверя» .Я буду его описывать с помощью имен прилагательных, а вы будете должны угадать,кто это за зверь.
-Серый,хищный,жадный…..волк
-Рыжая,хитрая,ловкая……….лиса
- Косой,слабый,трусливый……..заяц
- Большой,,косолапый……медведь
Хорошо.Молодцы. Так для чего и с какой целью употребляются имена прилагательные в речи?
. Имена прилагательные помогают сделать речь ещё более выразительной и точной
Эти звери приготовили вам следующее задание на стр.65 упр.111. Прочитайте задание. Докажите,что данные слова –имена прилагательные. Выполните это задание самостоятельно,вставьте подходящие по смыслу слова. Например: оранжевый…апельсин, большое …..озеро и т.д
(Проверка.Зачитывает 1 ученик. Если не дописали,то дорабатывается устно.)
Самостоятельная работа.
Ну а наше путешествие подходит к концу и мы с вами подошли к «Дереву знаний» и теперь будем должны проверить, как хорошо мы усвоили материал,для этого выполним задания на карточках. (Дифференцированные задания)
Самостоятельная работа парами
Коммуника
тивные
Учебное сотрудничество; согласование действий с партнером; постановка вопросов; построение речевых высказываний; умение слушать и слышать.
Познаватель
ные
Общеучебные:смысловое продуктивное чтение, извлечение всех видов текстовой информации.
Логические, включая постановку и решение проблем.
Моделирование
7.Рефлексия деятельности
Цель: 1.Зафиксировать в речи новое о прилагательном.
2. Оценить собственную деятельность.
На доске дерево.
Давайте посмотрим,кто какие знания получил и оценим себя на уроке. У вас лежат листочки 3-х цветов:Зеленые,оранжевые и желтые. Нужно выйти и прикрепить соответствующие листочки на наше дерево,чтобы оно ожило.
Зеленые:Урок был интересным и я получил знания и могу поделиться ими с учениками,рассказать родителям.
Оранжевые:Урок был интересным,но надо еще потренироваться в определении имен прилагательных.