План-конспект урока «Употребление имени прилагательного в речи»
Предмет русский язык
Класс 5
Тема Употребление имён прилагательных в речи
Базовый учебник 5 класс Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А.. Габович Ф.Е. и др. Под ред. Шмелёва А.Д.
Цели урока:.
- Знать понятие нормы и виды норм в употреблении прилагательных;
- Уметь употреблять прилагательные в речи в соответствии с нормами; редактировать текст в соответствии с языковыми нормами и строить собственное речевое высказывание в соответствии с ситуацией общения.
Задачи:
-обучающие: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению роли имени прилагательного в речи.
-развивающие: развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности; фантазии и воображения, интереса к предмету.
-воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству
Тип урока усвоение новых знаний
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска Мiмiо, компьютер с выходом в интернет, проектор, экран
Структура и ход урока
- Вступительное слово учителя.
- Введение в тему.
- Актуализация новых знаний.
- Овладение новыми знаниями.
- Исследование 1.
- Исследование 2.
- Проверка полученных результатов. Коррекция.
- Физкультминутка.
- Заключительный этап.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Приложение к плану-конспекту урока «Употребление имени прилагательного в речи»
I. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас! Когда я смотрю на вас, мне так и хочется воскликнуть: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
- Что вы ждёте от сегодняшнего урока русского языка?
- Я постараюсь оправдать ваши надежды, но без вашей помощи мне не справиться!
Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поёт,
В ней дышит душою русскою
Создатель её – народ.
И я в эту речь ныряю,
Как в речку,
И там, со дна,
Сокровища добываю,
В которых поёт весна.
Н. Браун.
- Ребята, о чём стихотворение Николая Брауна?
- С чем сравнивает поэт русскую речь?
- Какие свойства русской речи вызывают восхищение поэта?
- О каких сокровищах говорит поэт?
- Почитайте стихотворение С.Есенина «Черёмуха» и подумайте, какие части речи помогли поэту более точно, полно, эмоционально выразить чувства, мысли?
Черёмуха
Сергей Есенин
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
- Запишите эти слова в лабораторной карте.
- Стихи пишутся сердцем.
А всегда ли нам удаётся передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумья и мимолётный бег мысли?
- Может быть, вы догадались, какая часть речи будет в центре нашего внимания на уроке? Сформулируйте тему урока
У нас в кабинете такой сквозняк! И ветер перемешал листочки с названием темы, помогите, пожалуйста, мне восстановить название темы урока.
Употребление имени прилагательного в речи.
II.Введение в тему
- Правильно. Запишите тему урока.
- Сегодня мы опять поработаем в лингвистической лаборатории. Если вы помните, в прошлый раз мы исследовали имя существительное как часть речи.
- Интересно, какие же секреты откроет нам имя прилагательное?
- Ребята, какие ошибки, к сожалению, ещё встречаются в вашей речи?
- А какие ошибки вы часто замечаете в речи окружающих?
- Когда грамматические нормы языка усвоены плохо, у человека появляются речевые ошибки. Такие ошибки мешают общению с другими людьми.
Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
Повторить …
Открыть …
Учитель.
- Давайте последовательно идти к достижению наших целей. Для этого нужно спланировать наш урок. (На доске прикреплены таблички с планом урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)
1.Повторение сведений об имени прилагательном.
2.Лингвистические исследования:
- орфоэпические нормы имени прилагательного;
- грамматические нормы имени прилагательного.
3. Роль прилагательных в речи.
-Скажите, пожалуйста, как мы оформим основные теоретические сведения о прилагательном? (Можно в виде таблицы, опорной схемы )
III Актуализация знаний учащихся.
- Итак, мы решили, что сначала нам нужно вспомнить всё, что мы уже знаем об имени прилагательном. Прочитайте про себя ещё раз стихотворение С.Есенина и обсудите в парах, какие задания, связанные с именем прилагательным вы можете предложить вашим одноклассникам по этому тексту.
- Синтаксический разбор
- Морфологический разбор
- Морфемный разбор
- Фонетический разбор
- Какой цели вы достигли, выполнив это задание?
IV Овладение новыми знаниями.
Исследование 1 (орфоэпическое).
Послушайте песню юмористическую песню из популярной когда-то передачи «Радионяня». О каких нормах речи поют актёры? Расставьте ударения в словах.
-Скажите, все слова, предложенные в задании, встречаются в весёлой песенке?
- Возникли ли у вас трудности, когда вы ставили ударения в кратких прилагательных?
- Может быть, проведём наше первое исследование?
В виде какой опорной записи можно оформить результаты первого исследования?
- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?
Исследование 2( грамматическое).
- А вы, ребята, как думаете?
«Степени сравнения прилагательных» трудная тема?
При выполнении письменной работы на уроке географии ученик написал: «Растительность тундры более беднее растительности тайги».
- Согласитесь ли вы с таким написанием?
- Как учитель русского языка обозначит эту ошибку, какую помету он вынесет на полях?
- Какую тему не усвоил ученик на уроке русского языка?
Стр. учебника 242 (теоретич.материал)
Выполнение упражнения №95
Работа в парах . «Магический квадрат»
-Поставьте себе оценку за это задание.
- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?
- Когда грамматические нормы языка усвоены плохо, у человека появляются речевые ошибки. Такие ошибки мешают общению с другими людьми.
V Физкультминутка.(Создание условий для психоэмоциональной разгрузки)
V Проверка полученных результатов. Коррекция. Пришла весна. Наступили первые по-настоящему солнечные и тёплые дни. Просыпается природа от тяжёлой зимней спячки: набухают почки на деревьях, пробивается молодая травка, расцветают подснежники, птицы поют свои весенние песенки, солнышко ласково улыбается. Недаром русские поэты и писатели так любили весну и прославляли её в своих произведениях. А.С. Пушкин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак писали о весне с восторгом и искренней радостью. Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, С.А. Аксаков, И.А. Бунин, Шмелёв, М.М. Пришвин, описывали весну в своих произведениях, восхищались и любовались ею.
VII Заключительный этап. Ощущение весны
- А какая ваша весна? Передайте в сочинении-миниатюре «Весна!» ваши чувства, ваше настроение. Обратите внимание на опорные слова, которые вы можете использовать в своей творческой работе. Музыка П.И. Чайковского поможет вам проявить фантазию.
Самостоятельная работа.
ВЕСНА!
весна (волшебная, чарующая, светлая, нежная)
небо (ясное, голубое)
солнце (яркое, тёплое, весеннее)
деревья (нарядные, белоствольные берёзки, тонконогие осинки)
ручьи (быстрые, звонкие)
птицы (первые, перелётныё, хлопотливые)
капель (звонкая, весёлая, серебряная)
Проверка.
- Прощаясь с волшебной, чарующей, обворожительной, светлой, нежной весной послушаем ваши сочинения.
Итог урока.
- Что запомнилось на уроке? О чём хотели бы рассказать дома?
- Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.
Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?
Что нам в этом помогло?
Что вам понравилось на уроке?
Что нового вы узнали?
Кому было трудно и почему?
Оценки за урок
VIII Домашнее задание
IX Рефлексия (приём «Самооценка ученика»)
Оценка содержания урока:
- занимательно
- интересно
- познавательно
- полезно
Оценка деятельности на уроке:
- запутался
- задумался
- удивился
- убедился
- осознал
- принял решение
Оценка внутреннего состояния на уроке:
- тревожное
- приподнятое
- отличное