kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обучения грамоте "Алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит обобщить знания о буквах русского алфавита и звуках обозначаемых ими, познакомить с использованием алфавита в окружающей жизни, показать необходимость знания алфавитного порядка букв.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте "Алфавит"»

Обучение грамоте.

Тема: «Алфавит».

Интеграция с предметом: литературное чтение.



Цели урока:

    • обобщить знания о буквах русского алфавита и звуках обозначаемых ими.

    • познакомить с использованием алфавита в окружающей жизни, показать необходимость знания алфавитного порядка букв

    • обогащать речь учащихся.

    • формировать навыки сотрудничества при работе в парах, группах.

    • развивать творческие способности

    • воспитывать интерес к русскому языку и литературному чтению.

Оборудование:

      1. алфавит

      2. плакат со стихотворением

      3. карточки красного цвета для каждого ученика

      4. карточки жёлтого цвета с загадками (сильным ученикам)

      5. мяч

      6. карточки зелёного цвета со стихотворением В. Я. Данько «Загадочные буквы», по одной на парту

      7. классный журнал

      8. листочки с именами детей

      9. карточки с фамилиями авторов

      10. буквы слова КОЛЕСО

      11. фишки красного цвета для стимулирования учащихся

      12. музыкальный центр

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Все за парты дружно сели

И на доску поглядели…


  1. Актуализация знаний.

На доске написаны буквы: а, б, в, г , д.

  • Рассмотрите закономерность и продолжите ряд букв. Что у вас получилось? (Правильно, это алфавит, или азбука.)

На доску вывешивается алфавит.

3. Сообщение темы, цели урока.

  • Тема нашего урока «Алфавит». Ребята, а что бы вы хотели рассказать всем нам об алфавите? О чём бы вы хотели спросить?

Обсуждение ситуации


  1. Обобщение знаний детей об алфавите.

    • Азбука и алфавит.

      • Что же такое алфавит?

Дети высказывают свои предположения. Учитель обобщает и делает вывод:

        • Алфавит – это расположение букв в установленном порядке. Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», вторая в это время называлась «вита», получилось слово «алфавит».

По-другому можно сказать «азбука». Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв: аз, буки.

Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и тоже. Все буквы азбуки (или алфавита) расположены в установленном порядке, и каждая буква имеет свое название.

Чтобы выучить все буквы алфавита было просто, Борис Заходер сочинил стихи.

Звучит аудиозапись.

Песенка – азбука .

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам сейчас они спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха

Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я

Все теперь мои друзья!

Познакомьтесь с ними дети!

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

  • Мой вопрос для тех, кто внимательно слушал песенку. Про какие буквы не пелось в этой песенке? Правильно, про твердый и мягкий знаки. Что вам известно про них?

        • Прочитайте буквы русского алфавита, правильно их называя. Я вам немного помогу, и у нас получится стихотворение. Что есть в любом стихотворении? Правильно, рифма. Она вам поможет.

Коллективное (хоровое) чтение алфавита.

Уч.: Знайте место все свое!

Дети: А, бэ, вэ, гэ, де, е, ё.

Уч.: Вспоминайте, кто за кем!

Дети: Жэ, зэ, и, й, ка, эль, эм.

Уч.: Стойте дружно все в ряду!

Дети: Эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у.

Уч.: Размещайтесь не спеша!

Дети: Эф, ха, цэ, че, ша и ща.

Уч.: Стойте рядышком, вот так!

Дети: Твердый знак, ы, мягкий знак.

Уч.: Вот и в сборе букв семья! Торопитесь,…

Дети: э, ю, я!

На доске вывешивается плакат со стихами.

Сильный ученик читает новый текст, который напечатан на плакате.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё алфавит.


        • Как автор этого стихотворения назвал буквы? (значки)

        • Что обозначают эти знаки? (звуки)

        • На какие группы можно разделить все буквы? (гласные, согласные, не обозначающие звука)


  • Гласные звуки и буквы.

    • Сколько гласных букв? (10) А звуков?(6) Почему?


Минутка чистописания.

Класс разбивается на 2 команды: мальчиков и девочек.

  • Мальчики пишут все заглавные гласные буквы, а девочки все строчные.

( У доски по 1 представителю от команд.)

Взаимопроверка. Стоящие у доски меняются местами и проверяют записи друг друга, а сидящие за партами дети меняются тетрадями с соседом.


А О У Э И Я Ё Ю Е

а о у э и я ё ю е ы


  • Что интересного заметили?

(Все буквы парами, а у буквы Ы – пары нет.)

  • Почему? (Нет слов, которые начинаются с буквы Ы.)

  • Какую роль выполняет большая буква? Какие слова пишутся с большой буквы? Приведите примеры слов, которые начинаются с гласного звука и пишутся с большой буквы.

Фронтальный опрос.


Игра «Мои друзья». ТРИЗ-компонент.

  • У вас на партах лежат карточки красного цвета. Переверните их и прочитайте слово, которое написано с обратной стороны. Я буду называть признак, а вы, выходить к доске, если ваше слово отвечает этому признаку.


  • Мои друзья те, у кого слово начинается с гласной буквы А.

  • Мои друзья те, у кого в слове две буквы А.

  • Мои друзья те, у кого слово заканчивается на букву У.

  • Мои друзья те, у кого слово с двумя буквами О.

  • Мои друзья те, у кого слово заканчивается не на гласную букву.

  • Мои друзья те, у кого слово пишется с большой буквы.

( Слова подобраны так, что каждый ученик по 2 раза должен выйти к доске.)


  • А теперь, запишите каждый своё слово в тетрадь. Обозначьте гласные буквы точкой красного цвета. Что мы узнаем, если будем знать, сколько гласных букв в слове? (Количество слогов в слове).

  • Разделите каждый на слоги своё слово. Запишите справа над словом количество слогов. Поставьте над словом знак ударения. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.

Взаимопроверка. Деятельностный метод.


Физкультминутка. (Выполняется под тихо звучащую релаксационную музыку.)

А – начало алфавита, тем она и знаменита,

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно: на пояс, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – два хлопка. Темп постепенно убыстряется.




    • Буквы алфавита, обозначающие согласные звуки

      • Встаньте те, у кого на парте есть карточка жёлтого цвета. Прочтите то, что записано на карточке.

Дифференцированный подход. Загадки читают сильные ученики.

Все дети отгадывают загадки и записывают с комментированием в тетрадь. Комментирует тот, кто первый отгадал.

  1. В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле?

  1. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.

  2. Щиплет, а не рак; шипит, а не гадюка.

  3. Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями –

листьями деревьев.

5) Косоглазый, маленький,

В белой шубе, в валенках.


На доске и в тетрадях:

Белка, волк, гусь, дятел, жираф, заяц.


Игра «Расселение». ТРИЗ-компонент

  • Расселите эти слова. По какому признаку вы их разделите? (4 буквы в слове и 5 букв; 2 слога в слове и 1 слог; ударный 1 слог, ударный 2 слог; слово оканчивается на гласный звук, на согласный, и на Ь; слова обозначающие птиц и зверей.)

  • Запишите в тетрадь первые буквы слов. Что можно сказать про эти буквы? Дайте характеристику каждому звуку, который они обозначают. Запишите парный глухой к каждой букве.


На доске запись: б в г д ж з

п ф к т ш с


  • Вспомните, какие есть непарные звонкие согласные звуки. Какими буквами они обозначаются?

  • А непарные глухие?... Запишите эти буквы.

Два ученика по очереди записывают на доске, а в это время дети пишут в тетрадях.

й л м н р

х ч щ ц


  • Буквы, не обозначающие звуков.

    • Какие буквы мы с вами ещё не записали? Какова их роль?

Запись на доске и в тетрадях:

ь ъ

Игра «Поймай и не зевай». Игровые технологии.

Начинает игру учитель. Он кидает мяч кому-либо из учащихся, называя слово с Ь знаком на конце. Поймавший мяч, кидает его дальше, также называя слово с «Ь». Игра выполняется стоя.


  • Подведение итогов

    • А сколько же всего букв в алфавите? Деятельностный метод

Практическая работа. Учащиеся считают количество букв в алфавите.


  1. Работа над произведением.

  • Возьмите карточки зелёного цвета. Давайте прочитаем стихотворение В. Я. Данько «Загадочные буквы».

Карточка одна на парту.

А лягушку проглатила.

Л тележку покатила.

Д откроем и войдем.

Ш под ёлкою найдём.



О жужжит и больно жалит.

П в лесу деревья валит.

В чирикает на ветке.

Т рычит на нас из клетки.


Н приятный любит запах.

К на мягких ходит лапах.

М спасается от кошки.

Ц – в горшочке на окошке.


Ч с собою домик тащит.

Э откликнется из чащи.

И в лесу на курьих ножках.

Г лежит у нас в лукошках.


С у сыра посерёдке.

Б пекут на сковородке.

Е в лесу с куста мы ели.

Р вокруг Луны летели.


  • Каких букв здесь не хватает? Деятельностный метод.

Практическая работа. Учащиеся ищут недостающие буквы.

  • Я предлагаю вам прочитать это стихотворение по цепочке по одной строчке. Читайте, и свою строчку запоминайте.

Чтение стихотворения.

    • Повторим это стихотворение без опоры на текст. Каждый повторяет свою строчку.

  • А теперь мы будем читать это стихотворение по четверостишию. Причем чтецом будет не один человек, а целый ряд. Не подведите друг друга. Слушайте внимательно, не спешите и не отставайте.

Чтение стихотворения по рядам.

  1. Использованием алфавита в окружающей жизни.

  • Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель берёт журнал, чтобы отметить отсутствующих учеников и записать тему урока. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему?

Дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на «алфавит».

  • Задание: напишите имена детей, которые вы видите на доске, в алфавитном порядке. Деятельностный метод.

На доске в произвольном порядке прикреплены на листах имена:

Анна, Вика, Дима, Слава, Оля, Олег, Яна.


Проблемная ситуация: два имени начинаются на одну букву. (Предположения учащихся, объяснение учителя). Запись в тетрадь имен с коллективной проверкой.


  • Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?

Ответы детей.

  • Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке.

Работа в группах. Один ряд – одна группа. У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки нужно разложить по алфавиту.

  • Подумайте, где ещё мы можем встретиться с алфавитным порядком в повседневной жизни?

Ответы детей.


  1. Заключительный этап.

  • Кто из вас знает, сколько слов в русском языке? Всего 33 буквы, а никто не знает, сколько слов из них можно составить

Игра «Кто больше?». Личностно-ориентированные технологии.

Из букв слова КОЛЕСО составить новые слова. Работа выполняется каждым учеником индивидуально в течение 3-х минут на отдельных листочках. Слабым ученикам целесообразно дать комплект букв данного слова.

Дифференцированный подход.

Во время проверки необходимо выяснить, кто из детей подобрал больше слов, и у кого есть такие слова, которых нет ни у кого в классе.


  1. Итог урока.

    • Сосчитайте, сколько фишек у вас на столе. Прибавьте к вашим фишкам ещё и фишки соседа. А теперь сложите количество фишек по рядам. Давайте попытаемся сложить ВСЕ фишки. Кто скажет, сколько их? … Вы сегодня на уроке не зря потрудились.

А что нового вы сегодня унесёте с урока? О чем расскажите родителям? Где сможете применить полученные знания?


  1. Рефлексия.

    • С каким настроением вы уйдете с урока? Почему? Оцените свою работу.

В тетради на полях учащиеся оценивают свою работу. Ставят знаки: +, -,?

+ доволен работой,

- не доволен,

? что-то не получилось.


Слушайте стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова?» и играйте: отгадывайте слова автора. Помните о рифме.


Есть сладкое слово - … конфета.

Есть быстрое слово - … ракета.

Есть кислое слово - … лимон.

Есть слово с окошком – … вагон.

Есть слово колючее - … ёжик.

Есть слово промокшее - … дождик.

Есть слово упрямое – … цель.

Есть слово зеленое - … ель.

Есть книжное слово - … страница.

Есть слово лесное - … синица.

Есть слово пушистое - … снег.

Есть слово веселое - … смех.

(… - предположения детей)


Дома поиграйте с родителями. Самое удачное предложение-загадку принесите завтра на урок. Мы отгадаем слова и запишем их в алфавитном порядке.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока обучения грамоте "Алфавит"

Автор: Большанина Татьяна Юрьевна

Дата: 24.08.2016

Номер свидетельства: 340521

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока обучения грамоте (чтение). Звуки [с']  и [с]. Буквы С,с. "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-chtieniie-zvuki-s-i-s-bukvy-s-s"
    ["file_id"] => string(6) "124836"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414809301"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звуки [н], [н'], буквы Н, н» "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-na-tiemu-zvuki-n-n-bukvy-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "112135"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408359098"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по теме: "Знакомство  с  буквой  Жж " "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-znakomstvo-s-bukvoi-zhzh"
    ["file_id"] => string(6) "117393"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412781483"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "План-конспект урока "Буква И и, звук [и]""
    ["seo_title"] => string(36) "plan_konspekt_uroka_bukva_i_i_zvuk_i"
    ["file_id"] => string(6) "520546"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569171397"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Конспект урока "Алфавит""
    ["seo_title"] => string(23) "konspiekt_uroka_alfavit"
    ["file_id"] => string(6) "460350"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519917190"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства