Урок позволит обобщить знания о буквах русского алфавита и звуках обозначаемых ими, познакомить с использованием алфавита в окружающей жизни, показать необходимость знания алфавитного порядка букв.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте "Алфавит"»
Обучение грамоте.
Тема: «Алфавит».
Интеграция с предметом: литературное чтение.
Цели урока:
обобщить знания о буквах русского алфавита и звуках обозначаемых ими.
познакомить с использованием алфавита в окружающей жизни, показать необходимость знания алфавитного порядка букв
обогащать речь учащихся.
формировать навыки сотрудничества при работе в парах, группах.
развивать творческие способности
воспитывать интерес к русскому языку и литературному чтению.
Оборудование:
алфавит
плакат со стихотворением
карточки красного цвета для каждого ученика
карточки жёлтого цвета с загадками (сильным ученикам)
мяч
карточки зелёного цвета со стихотворением В. Я. Данько «Загадочные буквы», по одной на парту
классный журнал
листочки с именами детей
карточки с фамилиями авторов
буквы слова КОЛЕСО
фишки красного цвета для стимулирования учащихся
музыкальный центр
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все за парты дружно сели
И на доску поглядели…
Актуализация знаний.
На доске написаны буквы: а, б, в, г , д.
Рассмотрите закономерность и продолжите ряд букв. Что у вас получилось? (Правильно, это алфавит, или азбука.)
На доску вывешивается алфавит.
3. Сообщение темы, цели урока.
Тема нашего урока «Алфавит». Ребята, а что бы вы хотели рассказать всем нам об алфавите? О чём бы вы хотели спросить?
Обсуждение ситуации
Обобщение знаний детей об алфавите.
Азбука и алфавит.
Что же такое алфавит?
Дети высказывают свои предположения. Учитель обобщает и делает вывод:
Алфавит – это расположение букв в установленном порядке. Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», вторая в это время называлась «вита», получилось слово «алфавит».
По-другому можно сказать «азбука». Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв: аз, буки.
Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и тоже. Все буквы азбуки (или алфавита) расположены в установленном порядке, и каждая буква имеет свое название.
Чтобы выучить все буквы алфавита было просто, Борис Заходер сочинил стихи.
Звучит аудиозапись.
Песенка – азбука .
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам сейчас они спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья!
Познакомьтесь с ними дети!
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Мой вопрос для тех, кто внимательно слушал песенку. Про какие буквы не пелось в этой песенке? Правильно, про твердый и мягкий знаки. Что вам известно про них?
Прочитайте буквы русского алфавита, правильно их называя. Я вам немного помогу, и у нас получится стихотворение. Что есть в любом стихотворении? Правильно, рифма. Она вам поможет.
Коллективное (хоровое) чтение алфавита.
Уч.: Знайте место все свое!
Дети: А, бэ, вэ, гэ, де, е, ё.
Уч.: Вспоминайте, кто за кем!
Дети: Жэ, зэ, и, й, ка, эль, эм.
Уч.: Стойте дружно все в ряду!
Дети: Эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у.
Уч.: Размещайтесь не спеша!
Дети: Эф, ха, цэ, че, ша и ща.
Уч.: Стойте рядышком, вот так!
Дети: Твердый знак, ы, мягкий знак.
Уч.: Вот и в сборе букв семья! Торопитесь,…
Дети: э, ю, я!
На доске вывешивается плакат со стихами.
Сильный ученик читает новый текст, который напечатан на плакате.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё алфавит.
Как автор этого стихотворения назвал буквы? (значки)
Что обозначают эти знаки? (звуки)
На какие группы можно разделить все буквы? (гласные, согласные, не обозначающие звука)
Гласные звуки и буквы.
Сколько гласных букв? (10) А звуков?(6) Почему?
Минутка чистописания.
Класс разбивается на 2 команды: мальчиков и девочек.
Мальчики пишут все заглавные гласные буквы, а девочки все строчные.
( У доски по 1 представителю от команд.)
Взаимопроверка. Стоящие у доски меняются местами и проверяют записи друг друга, а сидящие за партами дети меняются тетрадями с соседом.
А О У Э И Я Ё Ю Е
а о у э и я ё ю е ы
Что интересного заметили?
(Все буквы парами, а у буквы Ы – пары нет.)
Почему? (Нет слов, которые начинаются с буквы Ы.)
Какую роль выполняет большая буква? Какие слова пишутся с большой буквы? Приведите примеры слов, которые начинаются с гласного звука и пишутся с большой буквы.
Фронтальный опрос.
Игра «Мои друзья». ТРИЗ-компонент.
У вас на партах лежат карточки красного цвета. Переверните их и прочитайте слово, которое написано с обратной стороны. Я буду называть признак, а вы, выходить к доске, если ваше слово отвечает этому признаку.
Мои друзья те, у кого слово начинается с гласной буквы А.
Мои друзья те, у кого в слове две буквы А.
Мои друзья те, у кого слово заканчивается на букву У.
Мои друзья те, у кого слово с двумя буквами О.
Мои друзья те, у кого слово заканчивается не на гласную букву.
Мои друзья те, у кого слово пишется с большой буквы.
( Слова подобраны так, что каждый ученик по 2 раза должен выйти к доске.)
А теперь, запишите каждый своё слово в тетрадь. Обозначьте гласные буквы точкой красного цвета. Что мы узнаем, если будем знать, сколько гласных букв в слове? (Количество слогов в слове).
Разделите каждый на слоги своё слово. Запишите справа над словом количество слогов. Поставьте над словом знак ударения. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.
Взаимопроверка. Деятельностный метод.
Физкультминутка. (Выполняется под тихо звучащую релаксационную музыку.)
А – начало алфавита, тем она и знаменита,
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно: на пояс, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – два хлопка. Темп постепенно убыстряется.
Буквы алфавита, обозначающие согласные звуки
Встаньте те, у кого на парте есть карточка жёлтого цвета. Прочтите то, что записано на карточке.
Все дети отгадывают загадки и записывают с комментированием в тетрадь. Комментирует тот, кто первый отгадал.
В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле живёт в тепле?
Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.
Щиплет, а не рак; шипит, а не гадюка.
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
листьями деревьев.
5) Косоглазый, маленький,
В белой шубе, в валенках.
На доске и в тетрадях:
Белка, волк, гусь, дятел, жираф, заяц.
Игра «Расселение».ТРИЗ-компонент
Расселите эти слова. По какому признаку вы их разделите? (4 буквы в слове и 5 букв; 2 слога в слове и 1 слог; ударный 1 слог, ударный 2 слог; слово оканчивается на гласный звук, на согласный, и на Ь; слова обозначающие птиц и зверей.)
Запишите в тетрадь первые буквы слов. Что можно сказать про эти буквы? Дайте характеристику каждому звуку, который они обозначают. Запишите парный глухой к каждой букве.
На доске запись: б в г д ж з
п ф к т ш с
Вспомните, какие есть непарные звонкие согласные звуки. Какими буквами они обозначаются?
А непарные глухие?... Запишите эти буквы.
Два ученика по очереди записывают на доске, а в это время дети пишут в тетрадях.
й л м н р
х ч щ ц
Буквы, не обозначающие звуков.
Какие буквы мы с вами ещё не записали? Какова их роль?
Запись на доске и в тетрадях:
ь ъ
Игра «Поймай и не зевай». Игровые технологии.
Начинает игру учитель. Он кидает мяч кому-либо из учащихся, называя слово с Ь знаком на конце. Поймавший мяч, кидает его дальше, также называя слово с «Ь». Игра выполняется стоя.
Подведение итогов
А сколько же всего букв в алфавите? Деятельностный метод
Практическая работа. Учащиеся считают количество букв в алфавите.
Работа над произведением.
Возьмите карточки зелёного цвета. Давайте прочитаем стихотворение В. Я. Данько «Загадочные буквы».
Карточка одна на парту.
А лягушку проглатила.
Л тележку покатила.
Д откроем и войдем.
Ш под ёлкою найдём.
О жужжит и больно жалит.
П в лесу деревья валит.
В чирикает на ветке.
Т рычит на нас из клетки.
Н приятный любит запах.
К на мягких ходит лапах.
М спасается от кошки.
Ц – в горшочке на окошке.
Ч с собою домик тащит.
Э откликнется из чащи.
И в лесу на курьих ножках.
Г лежит у нас в лукошках.
С у сыра посерёдке.
Б пекут на сковородке.
Е в лесу с куста мы ели.
Р вокруг Луны летели.
Каких букв здесь не хватает? Деятельностный метод.
Я предлагаю вам прочитать это стихотворение по цепочке по одной строчке. Читайте, и свою строчку запоминайте.
Чтение стихотворения.
Повторим это стихотворение без опоры на текст. Каждый повторяет свою строчку.
А теперь мы будем читать это стихотворение по четверостишию. Причем чтецом будет не один человек, а целый ряд. Не подведите друг друга. Слушайте внимательно, не спешите и не отставайте.
Чтение стихотворения по рядам.
Использованием алфавита в окружающей жизни.
Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель берёт журнал, чтобы отметить отсутствующих учеников и записать тему урока. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему?
Дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на «алфавит».
Задание: напишите имена детей, которые вы видите на доске, в алфавитном порядке. Деятельностный метод.
На доске в произвольном порядке прикреплены на листах имена:
Анна, Вика, Дима, Слава, Оля, Олег, Яна.
Проблемная ситуация: два имени начинаются на одну букву. (Предположения учащихся, объяснение учителя). Запись в тетрадь имен с коллективной проверкой.
Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?
Ответы детей.
Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке.
Работа в группах. Один ряд – одна группа. У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки нужно разложить по алфавиту.
Подумайте, где ещё мы можем встретиться с алфавитным порядком в повседневной жизни?
Ответы детей.
Заключительный этап.
Кто из вас знает, сколько слов в русском языке? Всего 33 буквы, а никто не знает, сколько слов из них можно составить
Игра «Кто больше?». Личностно-ориентированные технологии.
Из букв слова КОЛЕСО составить новые слова. Работа выполняется каждым учеником индивидуально в течение 3-х минут на отдельных листочках. Слабым ученикам целесообразно дать комплект букв данного слова.
Дифференцированный подход.
Во время проверки необходимо выяснить, кто из детей подобрал больше слов, и у кого есть такие слова, которых нет ни у кого в классе.
Итог урока.
Сосчитайте, сколько фишек у вас на столе. Прибавьте к вашим фишкам ещё и фишки соседа. А теперь сложите количество фишек по рядам. Давайте попытаемся сложить ВСЕ фишки. Кто скажет, сколько их? … Вы сегодня на уроке не зря потрудились.
А что нового вы сегодня унесёте с урока? О чем расскажите родителям? Где сможете применить полученные знания?
Рефлексия.
С каким настроением вы уйдете с урока? Почему? Оцените свою работу.
В тетради на полях учащиеся оценивают свою работу. Ставят знаки: +, -,?
+ доволен работой,
- не доволен,
? что-то не получилось.
Слушайте стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова?» и играйте: отгадывайте слова автора. Помните о рифме.
Есть сладкое слово - … конфета.
Есть быстрое слово - … ракета.
Есть кислое слово - … лимон.
Есть слово с окошком – … вагон.
Есть слово колючее - … ёжик.
Есть слово промокшее - … дождик.
Есть слово упрямое – … цель.
Есть слово зеленое - … ель.
Есть книжное слово - … страница.
Есть слово лесное - … синица.
Есть слово пушистое - … снег.
Есть слово веселое - … смех.
(… - предположения детей)
Дома поиграйте с родителями. Самое удачное предложение-загадку принесите завтра на урок. Мы отгадаем слова и запишем их в алфавитном порядке.