kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Знакомство с буквой Жж "

Нажмите, чтобы узнать подробности

               В  период  обучения  грамоте  важным  направлением  работы  является  формирование  фонематического  слуха .   Фонематические  и лексико-грамматические представления  имеют  тесную  связь.   Поэтому  в  букварный  период  на  уроках  обучения  грамоте  и  на  уроках  письма  важно   планомерно,  в  системе,     работать   над  развитием  фонематического слуха  и  связной  речи.  В  результате  учащиеся   намного лучше воспринимают и различают: форму  слов, подбирают   однокоренные слова,  усваивают  единообразное  написание  приставок,  различают  предлоги  и  т.п.   Такая  работа  позволяет  вовремя  выявить детей  с  нарушениями  речи,  а  при  необходимости  и  скорректировать  работу  с  узкими    специалистами в  помощь  ребенку.

              Существует  достаточно   большой  выбор  обучающих игр  и  пособий,   направленных  на  развитие  фонематического  слуха  у  младших  школьников.  В  своей  разработке  урока  я  предлагаю доступные  формы  развития  фонематического слуха  и  связной  речи.

Предмет:                 Литературное  чтение

Класс   1

Урок     №49

Преподаватель:  Конашенкова  Олеся  Борисовна

МБОУ СОШ  №39  х.Трудобеликовский,  Красноармейский  район.                  

Тема:  Знакомство  с  буквой  Ж(ж)

Задача: Знакомить  учащихся  с  буквами  Жж,  звуком  ж. 

Планируемый  результат:

  1. Предметные.  Дети  научатся  различать  звук  /ж/  в  слоге,  слове,  потоке  речи; правильно  произносить,  определять  позицию  звука  в  слове;  давать  характеристику  звука ,  обозначать  его  буквами  Ж,ж.
  2. Метапредметные. Способствовать  развитию  фонематического  слуха,  слогового  чтения, связной  речи,  образному  мышлению  и  элементам  анализа  на  основе  сравнения;  умению  сотрудничать  с  учителем,  учащимися,  планировать  свои  действия  в  соответствии  с  поставленной  учебной  задачей,  сопоставлять  результат  своей  работы  с  образцом  (схемы  звуков  и  модели  слов).
  3. Личностные.  Способствовать  развитию  ситуации  успешности,  устойчивой  положительной  учебной  мотивации.

 Оборудование :   Букварь  ( авт.Л.Е.Журова),  зеркальце,  сигнальные  карточки  (голубого  и  синего  цвета), пособие  «звукарики»,  звуковые  модели,  лента  букв,  буквы  гласные,  буква  Ж,ж,  предметные  картинки  для  определения  позиции  звука/ж/  в  слове,  «Печатный  алфавит»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Знакомство с буквой Жж " »

Предмет: Литературное чтение

Класс 1

Урок №49

Преподаватель: Конашенкова Олеся Борисовна

МБОУ ООШ №37 х.Трудобеликовский, Красноармейский район.

Тема: Знакомство с буквой Ж(ж)

Задача: Знакомить учащихся с буквами Жж, звуком ж.

Планируемый результат:

  1. Предметные. Дети научатся различать звук /ж/ в слоге, слове, потоке речи; правильно произносить, определять позицию звука в слове; давать характеристику звука , обозначать его буквами Ж,ж.

  2. Метапредметные. Способствовать развитию фонематического слуха, слогового чтения, связной речи, образному мышлению и элементам анализа на основе сравнения; умению сотрудничать с учителем, учащимися, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, сопоставлять результат своей работы с образцом (схемы звуков и модели слов).

  3. Личностные. Способствовать развитию ситуации успешности, устойчивой положительной учебной мотивации.

Оборудование : Букварь ( авт.Л.Е.Журова), зеркальце, сигнальные карточки (голубого и синего цвета), пособие «звукарики», звуковые модели, лента букв, буквы гласные, буква Ж,ж, предметные картинки для определения позиции звука/ж/ в слове, «Печатный алфавит»

Ход урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности (самоопределение)

Звенит звонок - начинается урок.



Хоровое повторение, проверяют готовность букваря, сигнальных карточек.

Актуализация знаний.


Отгадайте загадки :

1

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

Разделим слово на слоги

Что скажете?

Позовем журавля,,, вывод

2

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …

Разделим слово на слоги

Что скажете?

Позовем жука.. вывод

3.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями деревьев.

Разделим слово на слоги

Что скажете?

Позовем жирафа… вывод


Рефлексирование индивидуального затруднения








журавль

жу-равль (прохлопывают)

слово двухсложное

ударный гласный /а/





жук

жук (прохлопывают)


слово односложное





жираф

жи-раф (прохлопывают)

слово двухсложное

ударный гласный /а/

Выявление места и причины затруднения

Какой одинаковый звук услышали во всех словах? (слайд №1)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

А чему нам предстоит научиться?

Я « хочу»

Во всех словах услышали звук /ж/


Звук /ж/, буква Ж,ж

Будем учиться слушать и произносить звук /ж/, узнаем какой буквой он обозначается.

Построение проекта выхода из затруднения

Методические игры.

  1. Фонематическая зарядка.

Как жужжит шмель?

  1. Кто внимательный?

Назовите имя девочки по первым звукам (слайд №2)

  1. Определи позицию звука /ж/ в слове.

Назовите слова, где спрятался звук /ж/?

( Слайд №3)



  1. Кто больше?

Назовите свои слова со звуком /Ж/

Я «могу»




Хором: ж-ж-ж-ж…



Жанна


Рассматривают предметные картинки, называют слова, определяют. В слове жаба /ж/ в начале слова, в слове лыжница - в середине, в слове ёж - в конце слова.

Приводят примеры слов

Реализация построенного проекта.

Характеристика звука /ж/

(работа проводится по алгоритму)

Методические игры.

  1. «Исследователи»

(работают зрительные и чувствительные анализаторы)

Произнесите звук /ж/.

Посмотрите, как работает ваш речевой аппарат.

Что увидели?

Что почувствовали?



Сделайте вывод

  1. Твердый или мягкий?

Какой выберем «звукарик» для обозначения твердости/мягкости /ж/? Почему?

В каких случаях согласные произносим твердо ?


Произнесем слоги слияния.


В каких случаях согласные произносим мягко?

Произнесем слоги слияния.

Что услышали?

  1. Звонкий или глухой?

(работает слуховой анализатор)

Какой выберем звукарик для обозначения звонкости/глухости?

Как определить звонкий или глухой согласный?

Произнесите /ж/ сначала с голосом, затем прошепчите.

Сделайте вывод.

В каком ряду будет располагаться, буква , обозначающая /ж/ на ленте букв? (открывается буква Ж)

  1. На что похожа буква Ж.ж?

Продолжите предложение. Звуки мы слышим и произносим, а буквы …

Какой буквой обозначим звук /ж/?

(показ буквы Ж,ж)

На что похожа буква?

Отыщите букву Же в Алфавите.


Какая она гласная или согласная?

Формы работы




Дети следят в зеркальце за работой речевого аппарата.



Губы растягиваются, образуя щель, зубы, тоже образуют щель, язык слегка приподнялся, на кончике язычка чувствуется легкое щекотание.


/Ж/ произносится с препятствием, значит он согласный.


Синий .

Во всех словах он звучал твердо.

Согласные произносим твердо, если после них следуют гласные верхнего ряда : а,о,у,ы,э.

Называют слоги жа.жо,жу.ж/ы/,жэ, выставляют модели слогов.

Согласные произносим мягко, если после них следуют гласные нижнего ряда : я,ё,ю,и,е

Называют слоги

/ж/ звучит всегда твердо.




Звонкие согласные произносятся с голосом, глухие без голоса - шепчем.

Произносят /ж/,/ш/

Произносится с голосом, значит - звонкий. Выбирают звукарик в колокольчике.

В верхнем ряду, ряду звонких согласных.




Видим, пишем.

Жэ.

Варианты ответов: жук, снежинка, буква Ка и т.д.

Показывают букву в таблице «Печатный алфавит»

Жэ - согласная буква. Т.к., обозначает согласный звук /ж/

Первичное закрепление

Что мы узнали о звуке /ж /?





Физминутка.

Котята

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко, сладко засыпали:

Вот так, вот так!

Проговаривание во внешней речи, «почему»

/ж/ - согласный, т.к. произносится с препятствием; звонкий, т.к. произносится с голосом; всегда твердый.


Повторяют хором, показывают движения стоя.

Самостоятельная работа


Работа с учебником с. 122.

Составление моделей слов лыжи, пирожок

Упражнение в чтении.

Проверка по эталону, алгоритму, схеме, правилу




читают слоги хором, затем по цепочке.

читают слова хором, затем по цепочке.

Включение в систему знаний и повторений


Для чего надо знать звук /ж / и букву Жэ?


Работа с учебником с.123 Дидактические игры «Соображалки», «Слово в слове»

Чтение сказки «Жаба и жук»

Я в начале урока и я в конце урока, где мне пригодятся эти знания

Слышать, произносить, уметь читать и писать слова с Жэ


Работают в парах.


Читают хорошо читающие дети.

Рефлексия

Если вы хорошо сегодня поработали, поднимите зеленую карточку, если вы ленились - синюю.


























Предмет: Литературное чтение

Класс 1

Урок №44

Преподаватель: Конашенкова Олеся Борисовна

МБОУ ООШ №37 х.Крикуна, Красноармейский район.

Тема: Знакомство с буквой Д(д)

Планируемый результат:

  1. Предметные. Дети научатся различать звук /д/ в слоге, слове, потоке речи; правильно произносить, определять позицию звука в слове; давать характеристику звука , обозначать его буквами Д,д.

  2. Метапредметные. Способствовать развитию фонематического слуха, слогового чтения, связной речи, образному мышлению и элементам анализа на основе сравнения; умению сотрудничать с учителем, учащимися, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, сопоставлять результат своей работы с образцом (схемы звуков и модели слов).

  3. Личностные. Способствовать развитию ситуации успешности, устойчивой положительной учебной мотивации.

Оборудование : Букварь ( авт.Л.Е.Журова), зеркальце, сигнальные карточки (голубого и синего цвета), пособие «звукарики», звуковые модели, лента букв, буквы гласные, буква Д,д, предметные картинки для определения позиции звука/д/ в слове, «Печатный алфавит», наборы предметных картинок (дом, дерево, деревня, дельфин, дятел, дикобраз, двойка, дом, печь, дупло), дидактическая игра «Поезд»

Ход урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности (самоопределение)

Прозвенел звонок - начался урок.

Спина прямая - садитесь правильно, друзья!

Если хочешь, что сказать, или выйти, или встать -

Надо руку поднимать!



Хоровое повторение, проверяют готовность букваря, сигнальных карточек.

Актуализация знаний.

На доске зрительный ряд :

  1. дерево

  2. дом

  3. деревня

Назовите предметы.

Рефлексирование индивидуального затруднения




Называют: дерево, дом, деревня

Выявление места и причины затруднения

Какой звук услышали в начале каждого слова?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

А чему нам предстоит научиться?



Что общего у дерева, дома, деревни?

Я « хочу»



Во всех словах услышали звук /д/


Звук /д/, буква Д,д

Будем учиться слушать и произносить звук /ж/, узнаем какой буквой он обозначается.

(В деревне дома, дома из дерева, деревня из деревянных домов)

Построение проекта выхода из затруднения

Методические игры.

  1. «Лишняя буква»

На доске лента букв:

а, о, и, б, у, е, ы

Какая буква лишняя, почему?

Что мы знаем о гласных звуках?


Что мы знаем о согласных звуках?




  1. «Делим отгадки на слоги»

(слова отгадки делим на слоги, выделяем ударный слог, гласную)

В ходе работы вывешиваются картинки к отгадкам.

1

Кто в беретке ярко красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит

Все по дереву стучит?

2

У какого животного мозг похож на человеческий?

3

Ёжик вырос в десять раз,

Получился ….

4

Неживая, а идет,

Неподвижна, а ведет.

Какой среди предметов лишний? Почему?






3. Фонематическая зарядка.

Как звенит колокольчик?

Как звучит дудочка?

С каким звуком выпрыгивает пружинка?

Я «могу»





Ответы : б - лишняя, она согласная, остальные буквы гласные.

Гласные звуки произносим без препятствий, можем пропеть.

Согласные звуки произносим с препятствием, они согласны рычать, свистеть, шипеть, шептать, реветь, шуметь.









Дя-тел (слово двусложное, ударный звук /а/, буква я)


Дель-фин (слово двусложное, ударный звук /э/, буква е)


Ди-ко-браз (слово трехсложное, ударный звук /а/, буква а)


До-ро-га (слово трехсложное, ударный звук /о/, буква о)

Рассматривают предметные картинки, называют слова, определяют, что лишнее слово дорога, т.к. оно обозначает неживой предмет, а все остальные слова - животных.



Динь-динь…

Ду-ду-ду…

Дзинь…

Реализация построенного проекта.

Характеристика звука /д/

(работа проводится по алгоритму)

Методические игры.

  1. «Исследователи»

(работают зрительные и чувствительные анализаторы)

Произнесите /д-д-д-д-д-/.

Посмотрите, как работает ваш речевой аппарат.

Что увидели?

Что почувствовали?


Сделайте вывод.


  1. «Твердый или мягкий?»

Произнесите еще раз слова: дятел, дрозд, дельфин, дорога

Какой выберем «звукарик» для обозначения твердости/мягкости /д/? Почему?

В каких случаях согласные произносим твердо ?





В каких случаях согласные произносим мягко?


Произнесем слоги слияния.

Что услышали?

  1. «Звонкий или глухой?»

(работает слуховой анализатор)

Какой выберем звукарик для обозначения звонкости/глухости?

Как определить звонкий или глухой согласный?


Произнесите /д/ сначала с голосом, затем прошепчите.

Сделайте вывод.

В каком ряду будет располагаться, буква , обозначающая /д/ звонкий на ленте букв?



(открывается буква д)

  1. «Кто внимательный»

Дети слушают слова со звуками /д,д/

Садовник, Денис, звезда, Дюймовочка, дудочка, друг, орден, ударник, дережер.

  1. «На что похожа буква Д,д?»

Продолжите предложение. Звуки мы слышим и произносим, а буквы …

Какой буквой обозначим звуки /д,д/?

(показываю букву Д,д)

На что похожа буква?

(появляются картинки с буквой д)

Отыщите букву Дэ в Алфавите.


Какая она гласная или согласная?

Формы работы




Дети следят в зеркальце за работой речевого аппарата.



Губы растягиваются, образуя щель, зубы, тоже образуют щель, язык слегка приподнялся, кончик язычка касается зубов.


/д/ произносится с препятствием, значит он согласный.






Синий .

В словах дрозд, дорога он звучал твердо.

Согласные произносим твердо, если после них следуют гласные верхнего ряда : а,о,у,ы,э.

Зеленый

В словах дятел, дельфин звучал мягко.

Согласные произносим мягко, если после них следуют гласные нижнего ряда : я,ё,ю,и,е

Называют слоги

/д/ звучит и мягко, и твердо.





Звонкие согласные произносятся с голосом, глухие без голоса - шепчем.

Произносят /д/,/т/


Произносится с голосом, значит /д/ - звонкий. Выбирают звукарики в колокольчиках.

В верхнем ряду, ряду звонких согласных.



Если слышат мягкий д - поднимают зеленую сигнальную карточку, если д - твердый - синюю.




Видим, пишем.

Дэ.


Варианты ответов: ворота, домик и т.д

Показывают букву в таблице «Печатный алфавит»

Дэ - согласная буква. Т.к., обозначает согласный звук /д/

Первичное закрепление

Что мы узнали о звуке /д /?





Музыкальная физминутка.

«Утренняя зарядка»

Проговаривание во внешней речи, «почему»

/д/ - согласный, т.к. произносится с препятствием; звонкий, т.к. произносится с голосом; в словах может звучать твердо и мягко.


Показывают движения стоя.

Самостоятельная работа

Работа с учебником с.98-99

Составление моделей слов душ, дятел

Упражнение в чтении слогов

  1. «Игра паровозик», слов, предложений.

Проверка по эталону, алгоритму, схеме, правилу

Выставляют звуковые модели слов

читают слоги хором, затем по цепочке.

читают слова хором, затем по цепочке.

Включение в систему знаний и повторений


Для чего надо знать звуки /д,д / и букву Дэ?


Индивидуальная работа со слабоуспевающими. На доске крепятся ряд букв, среди них заглавная и строчная Д.д Задача ребенка их отыскать.

  1. «Буква спряталась» кабинете (в цветах, на телевизоре, на шкафах, дверях и т.п.) прячутся буквы Д,д Задача детей их все отыскать.

Я в начале урока и я в конце урока, где мне пригодятся эти знания

Слышать, произносить, уметь читать и писать слова с Дэ





Работает у доски.

Работает весь класс

Рефлексия

Если вы хорошо сегодня поработали, поднимите зеленую карточку, если вы ленились - синюю.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Знакомство с буквой Жж "

Автор: Конашенкова Олеся Борисовна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117393

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "конспект на тему " Знакомство со звуками и буквой " В в" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-na-tiemu-znakomstvo-so-zvukami-i-bukvoi-v-v"
    ["file_id"] => string(6) "169746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423465991"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока письма "Строчная буква э" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-pis-ma-strochnaia-bukva-e"
    ["file_id"] => string(6) "133436"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416505280"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока письма "Прописная буква В" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-pis-ma-propisnaia-bukva-v"
    ["file_id"] => string(6) "236756"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444148506"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока Тема:  Звуки [н], [н'].  Буквы Нн."
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-tiema-zvuki-n-n-bukvy-nn"
    ["file_id"] => string(6) "257843"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448388797"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока на тему: "Знакомство с буквой х" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-na-tiemu-znakomstvo-s-bukvoi-kh"
    ["file_id"] => string(6) "223082"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437216158"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства