Выявление места и причины затруднения Какой звук услышали в начале каждого слова? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. А чему нам предстоит научиться? Что общего у дерева, дома, деревни? | Я « хочу» Во всех словах услышали звук /д/ Звук /д/, буква Д,д Будем учиться слушать и произносить звук /ж/, узнаем какой буквой он обозначается. (В деревне дома, дома из дерева, деревня из деревянных домов) |
Построение проекта выхода из затруднения Методические игры. «Лишняя буква» На доске лента букв: а, о, и, б, у, е, ы Какая буква лишняя, почему? Что мы знаем о гласных звуках? Что мы знаем о согласных звуках? «Делим отгадки на слоги» (слова отгадки делим на слоги, выделяем ударный слог, гласную) В ходе работы вывешиваются картинки к отгадкам. 1 Кто в беретке ярко красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит Все по дереву стучит? 2 У какого животного мозг похож на человеческий? 3 Ёжик вырос в десять раз, Получился …. 4 Неживая, а идет, Неподвижна, а ведет. Какой среди предметов лишний? Почему? 3. Фонематическая зарядка. Как звенит колокольчик? Как звучит дудочка? С каким звуком выпрыгивает пружинка? | Я «могу» Ответы : б - лишняя, она согласная, остальные буквы гласные. Гласные звуки произносим без препятствий, можем пропеть. Согласные звуки произносим с препятствием, они согласны рычать, свистеть, шипеть, шептать, реветь, шуметь. Дя-тел (слово двусложное, ударный звук /а/, буква я) Дель-фин (слово двусложное, ударный звук /э/, буква е) Ди-ко-браз (слово трехсложное, ударный звук /а/, буква а) До-ро-га (слово трехсложное, ударный звук /о/, буква о) Рассматривают предметные картинки, называют слова, определяют, что лишнее слово дорога, т.к. оно обозначает неживой предмет, а все остальные слова - животных. Динь-динь… Ду-ду-ду… Дзинь… |
Реализация построенного проекта. Характеристика звука /д/ (работа проводится по алгоритму) Методические игры. «Исследователи» (работают зрительные и чувствительные анализаторы) Произнесите /д-д-д-д-д-/. Посмотрите, как работает ваш речевой аппарат. Что увидели? Что почувствовали? Сделайте вывод. «Твердый или мягкий?» Произнесите еще раз слова: дятел, дрозд, дельфин, дорога Какой выберем «звукарик» для обозначения твердости/мягкости /д/? Почему? В каких случаях согласные произносим твердо ? В каких случаях согласные произносим мягко? Произнесем слоги слияния. Что услышали? «Звонкий или глухой?» (работает слуховой анализатор) Какой выберем звукарик для обозначения звонкости/глухости? Как определить звонкий или глухой согласный? Произнесите /д/ сначала с голосом, затем прошепчите. Сделайте вывод. В каком ряду будет располагаться, буква , обозначающая /д/ звонкий на ленте букв? (открывается буква д) «Кто внимательный» Дети слушают слова со звуками /д,д/ Садовник, Денис, звезда, Дюймовочка, дудочка, друг, орден, ударник, дережер. «На что похожа буква Д,д?» Продолжите предложение. Звуки мы слышим и произносим, а буквы … Какой буквой обозначим звуки /д,д/? (показываю букву Д,д) На что похожа буква? (появляются картинки с буквой д) Отыщите букву Дэ в Алфавите. Какая она гласная или согласная? | Формы работы Дети следят в зеркальце за работой речевого аппарата. Губы растягиваются, образуя щель, зубы, тоже образуют щель, язык слегка приподнялся, кончик язычка касается зубов. /д/ произносится с препятствием, значит он согласный. Синий . В словах дрозд, дорога он звучал твердо. Согласные произносим твердо, если после них следуют гласные верхнего ряда : а,о,у,ы,э. Зеленый В словах дятел, дельфин звучал мягко. Согласные произносим мягко, если после них следуют гласные нижнего ряда : я,ё,ю,и,е Называют слоги /д/ звучит и мягко, и твердо. Звонкие согласные произносятся с голосом, глухие без голоса - шепчем. Произносят /д/,/т/ Произносится с голосом, значит /д/ - звонкий. Выбирают звукарики в колокольчиках. В верхнем ряду, ряду звонких согласных. Если слышат мягкий д - поднимают зеленую сигнальную карточку, если д - твердый - синюю. Видим, пишем. Дэ. Варианты ответов: ворота, домик и т.д Показывают букву в таблице «Печатный алфавит» Дэ - согласная буква. Т.к., обозначает согласный звук /д/ |
Самостоятельная работа Работа с учебником с.98-99 Составление моделей слов душ, дятел Упражнение в чтении слогов «Игра паровозик», слов, предложений. | Проверка по эталону, алгоритму, схеме, правилу Выставляют звуковые модели слов читают слоги хором, затем по цепочке. читают слова хором, затем по цепочке. |
Включение в систему знаний и повторений Для чего надо знать звуки /д,д / и букву Дэ? Индивидуальная работа со слабоуспевающими. На доске крепятся ряд букв, среди них заглавная и строчная Д.д Задача ребенка их отыскать. «Буква спряталась» кабинете (в цветах, на телевизоре, на шкафах, дверях и т.п.) прячутся буквы Д,д Задача детей их все отыскать. | Я в начале урока и я в конце урока, где мне пригодятся эти знания Слышать, произносить, уметь читать и писать слова с Дэ Работает у доски. Работает весь класс |