Цель урока: Познакомить со звуком [и], буквой И и, соотносить звук и букву.
Основные понятия темы: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук.
Задачи:
Предметные:
- Развивать умение различать в словах звук [и];
- Развивать умение проводить звуковой анализ и синтез;
- Развивать умение распознавать гласные буквы.
УУД:
Личностные:
- осознание алгоритма своего действия;
- перевод внешней речи на внутренний план.
Познавательные:
- осмысление соответствия звука букве;
- осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.
Регулятивные:
- освоение умения четко произносить звук [и].
Коммуникативные:
- умение объяснять свой выбор.
Ресурсы: азбука, ч. 1. с. 72; пропись 2 «Мой алфавит» стр. 12-13; схемы слов и предложений, предметные картинки; компьютер.
Ход урока
1.Организационный момент
-Здравствуйте! Меня зовут Наталья Иозифовна.
-Начнем урок обучения грамоте.
-Сядет тот ряд, который будет вести себя тише всех, и так 1 ряд, 2,3.
Приветствуют. Садятся на свои места по рядам.
2. Мотивация к деятельности. Постановка темы.
- Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?
- Чему уже научились?
Фонетическая зарядка.
«Цветные карандаши»
- Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показывать карандаш того цвета, который соответствует первому звуку слова.
- Если в слове первый звук гласный, какой карандаш вы покажете?
- Если согласный?
Улитка, ослик, сосны, лук, книга, волк, акула, облако, письма, иволга
Выполняют зарядку
Красный: улитка, ослик, акула, облако, иволга.
Синий: сосны, лук, книга, волк, письма.
Игра «Кто внимательный?»
- Послушайте слова, какой звук есть в каждом слове: пила, аист, игла, ива (показ картинок). Произносим хором и слушаем себя.
Дети называют слова по картинкам хором.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Какой звук мы с вами будем изучать?
Верно, тема нашего урока: "Звук И и"
-Каковы наши цели?
- Познакомиться со звуком [и], буквой И и, научиться соотносить звук и букву.
3. Знакомство со звуком [и], буквой И и.
Звуковой анализ, характеристика звуков.
Артикуляция звука.
- Как кричит ослик?
- Назовите первый звук.
-Проведем звуковой разбор слова «игла»
- Давайте вместе произнесем звук [И].
Губы растягиваем в улыбке, открываем рот и произносим «И».
- Давайте вместе произнесем этот звук.
-Какой он гласный или согласный?
-Почему?
- Кто знает, какой буквой обозначается звук [и]?
- Звук [и] мы обозначим буквой И.
Работа с учебником
Азбука на стр. 72.
-Какая буква изображена вверху на нашей странице?
- Сколько их изображено? Почему их 2?
-Когда используется заглавная буква?
- На что похожа буква И?
- Послушайте, как про эту букву написал поэт:
«Буква И наискосок примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула -
К правой ножке пристегнула»
(показ иллюстрации)
Упражнения на запонимание буквы
- Сложите букву Ии из карандашей. Сколько карандашей понадобилось?
- Построим из пальцев букву «И».
Указательные пальцы
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.
- Сейчас возьмите ручку и обратной стороной обведите букву.
Анализируют звук [и]
(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса - тише, громче.)
-гласный
-Воздух проходит свободно, поем.
Выполняют упражнения
4.Физминутка
- А сейчас отдохнём и встанем, проведём физминутку.
Включаю видео
-А сейчас садимся тихо и продолжаем урок.
5.Лексическая работа
-Кто догадался, герой какой сказки изображен в азбуке?
-Как вы думаете, какое слово надо писать с большой буквы «Иван» или «игла»?
-Иван
-Что в руках у Ивана-царевича?
-Лук
-Какой лук вы имели в виду?
-лук-оружие
-Сравним два слова лук.
- Посмотрите на модели. Что можете сказать?
-звуки одинаковые, а слова разные по значению.
Сравнение слов по звучанию и доказательство того, что звуки в словах одинаковые.
Вывод о том, что хотя слова звучат и пишутся одинаково, но по значению они разные.
-Объяснение значений слов «лук» - огородное растение и «лук» - старинное оружие для метания стрел в виде глубокой дороги, стянутой нитью.
-Рассмотрите ребус в картинках внизу изображения, кто его разгадал? Почему?
-Рассмотрите схему предложения. Что по ней можно сказать о нем?
-То, что мы разгадали, это слово или предложение?
-А что перепутано этом ребусе?
-Использовано не того слово «лук», которое нужно
6. Чтение слов с буквой «И»
- Прочитайте слова с буквой «И».
-Давайте читать все хором по слогам, потом целым словом.
И - ВА И - РА
ИГ - ЛА ЛИ - ПА
ПИ - ЛА ВИ - КА ЛИ - ЗА
ИК - РА СИ - ЛА
ЛИ - СА НИ - НА МИ - ША
- Прочитайте предложения.
Ми - ша и Ни - на ма - лы - ши.
У них ма-ши-на и ку -клы.
-Молодцы!
-Сейчас я вам прочту отрывок из сказки на странице 72 учебника. А те кто умеет читать, следите за мной.
-Кто знает, что это за сказка?
-Посчитайте количество букв «и» в этом тексте
Читают слова с доски
Читают предложения
-Слушают отрывок и следят за текстом.
7. Итог урока
- С каким звуком вы познакомились на занятии? ( «И» )
- Звук «И» гласный или согласный?
- Какой буквой обозначается звук «И»?
Отвечают на вопросы
8. Рефлексия
-Понравилось ли вам на занятии?
Оцените свою работу.
-Кто считает, что поработали на отлично, то поднимите руку, опустите руки. Теперь тот, кто считает, что поработал хорошо.
Оценивают свою работу