Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Алфавит"»
Урок по обучению грамоте (азбука) в 1 классе
Автор: Дареева Августа Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «Михайловская СОШ имени В.С.Поповой, с. Михайловка, Закаменского района, Республики Бурятия.
Тема урока: Алфавит и его значение.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: познакомить детей с алфавитом и объяснить его значение.
Планируемые результаты:
Предметные УДД: - усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
Регулятивные УДД: - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Метапредметные УДД, (познавательные): - научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке,
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию , полученную на уроке;
Личностные УДД: - проявление творческого отношения к процессу обучения;
Коммуникативные УДД: - слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
По первым буквам каждого слова составьте слово. Это слово и есть тема нашего урока.
Сформулируйте тему урока!
- Какие цели поставим перед собой на этом уроке?
На слайде: 1. Узнать, что такое ……..
2. Выяснить, для чего нужен …….
3. Научиться располагать слова …….
Для достижения поставленных целей нам нужно быть внимательными, быть усидчивыми, быть любознательными и помогать друг другу.
2. Посмотрите на слайд и составьте из закрытых букв слово, в котором присутствует буква А и в начале слова и в конце слова. (азбука)
-Что такое азбука? (так называется наш учебник)
Азбука это буквы, расположенные друг за другом в определенном порядке.
3. Посмотрите на слайд и составьте из букв слово, в котором буква в начале слова. (алфавит)
Я хочу рассказать вам немного об истории русского алфавита, так как алфавит, которым мы пользуемся сейчас не всегда был таким. Наши предки, жившие в начале прошлого века и раньше пользовались другим алфавитом . Букв было больше 43, они были трудны в написании. Да и названия были совершенно другими. Со временем было решено упростить написание букв. Поэтому в нашем алфавите стало 33 буквы.
А слово азбука появилась тысячу лет назад из названий двух первых букв древнерусского языка (аз и буки). Алфавит образовался от названий первых двух греческих букв альфа и бетта или вита.
Так и живут у нас слова близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит»
Физ. минутка: Вышли мышки как- то раз
Поглядеть, который час
1,2,3.4 – мышки дёрнули за гири
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.
4. Вспомним, что такое алфавит? Какие 2 группы звуков знаем? Сколько гласных звуков? Согласных звуков? Что еще можете рассказать про звуки?
- Как вы думаете, для чего нужно знать тот порядок , в котором построены буквы в алфавите? Где в жизни можно воспользоваться им?
Алфавит экономит время, помогает систематизировать различный материал, пользуясь алфавитом можно легко и быстро найти в словаре нужное слово, фамилии в классном журнале, фамилии авторов в библиотечной картотеке.
5. Работа парами
а) Прочитайте слова. К какому времени года мы отнесем эти слова? (к зиме)
Расположите слова в алфавитном порядке. (лед, мороз, снег, холод)
б) Ребята, вы посещаете библиотеку? Сейчас вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно расставить книги в алфавитном порядке. У вас карточки с фамилиями авторов. Прочитайте фамилии авторов книг и разложите в алфавитном порядке.
Есть ли среди писателей фамилии на букву А?
Какую фамилию автора книг вы отыскали первой? Прочитайте. (Житков Б, Крылов И, Пушкин А, Толстой Л, Чехов А.)
Какая орфограмма в этих словах встречается? (заглавная буква)
Физ. минутка Споем песню «Алфавит» (включаю запись)
6. в) Каждая буква алфавита имеет свое порядковое число. Буква А это номер 1, Б – 2 и т. д.
Внизу под алфавитом зашифровано цифрами. Запишите под цифрами нужную букву и получите слово.