1.Организа-ционный этап (мотивация к учебной дея-тельности) | включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». | - Дети, вам тепло? В классе светло? Прозвенел звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит, можно садиться! -Хочется начать урок с добрых пожеланий друг другу (слайд 1, 2). Соприкасаемся пальчиками с соседом по парте и говорим: - Желаю -Успеха - Большого - Во всем - И везде - Здравствуй. «Здравствуйте», - ты скажешь человеку. «Здравствуй», - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет целый век. - Что пригодится вам для успешной работы на уроке? Чистописание: - Для того чтобы красиво писать мы выполним чистописание (слайд 3). -Записываем число и классную работу в тетрадь Интрига учебника: Маша предложила Мише разгадать слово, которое она «спрятала» в рисунке (изограф – дом) (слайд 4). Что это за слово? - Сегодня на минутке чистописания мы будем писать это слово с усложнением. - Маша и Миша придумали вот такие случаи соединений букв. Напишите их и помните, что главное не количество, а качество. Дополнительно: - Вспомните словарные слова, начинающиеся на букву д, о, м; - Запишите их, обозначить б/гл, проверьте по словарю «Пиши правильно». - Придумайте предложение, в котором слова начинаются на эти буквы, например: Дайте Олегу машину. Проверка: по вариантам. | - Дети, вам тепло? Да В классе светло? Да Прозвенел звонок? Да Уже закончился урок? Нет Только начался урок? Да Хотите учиться? Да Значит, можно садиться! Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят: - Желаю (большой) -Успеха (указательный) - Большого (средний) - Во всем (безымянный) - И везде (мизинец) - Здравствуй (вся ладонь). -Внимательно слушать учителя, красиво и правильно писать. Записывают в тетради число и классную работу, выполняют чистописание. - дом. - Девочка, облако, машина. - Записывают словарные слова, обозначают б/гл, проверяют по словарю «Пиши правильно». - Даша одела Мишу. - Дети организованно идут. |
2.Актуализа-ция знаний | повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | -Анишит Йокоповна предложила Маше и Мише тест по теме «Состав слова». Они быстро и правильно ответили и угадали ключевое слово. Давайте и мы попробуем. (слайд 5) -Итак, мы знатоки! Подведём итог. Что мы уже знаем? (слайд 6) -Раз мы всё уже знаем, то разделите слова на две группы: 1 группа выписывает в 1 столбик слова образованные с помощью приставки; 2 группа во 2 столбик слова образованные с помощью суффикса. Столик, мостовая, вагончик, перелёт, промёрз, забег, заморозки (слайд 7). | (Отвечают на вопросы теста) -Части слова корень, приставка, суффикс, окончание. Как их выделяют при письме. Умеем образовывать слова с помощью приставки или суффикса. (дети в группе обсуждают варианты ответа, один человек записывает у доски ответ своей группы) |
3.Постановка учебной задачи. Целеполага-ние. | обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. | -Посмотрите внимательно, что заметили? -Почему возникли затруднения? -Мы уже с вами образовывали слова с помощью приставки и умеем их разбирать по составу? -А образовывали слова с помощью суффикса и разбирали их по составу? -Так подумайте, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Глядя на слово заморозки (слайд 8), попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. С какими словами мы сегодня будем работать (слайд 9)? Начните своё предложение со слов образование слов с помощью…. (слайд 10,11) Какую главную задачу на сегодняшний урок вы для себя поставите? (слайд 12) | -Слово «заморозки» записали сразу в два столбика. -Потому что в этом слове есть приставка и суффикс. -Да. -Да. -Образовывать слова с помощью приставки и суффикса одновременно. Учиться разбирать их по составу (слайд 10) Образование слов с помощью приставки и суффикса. Я буду учиться… |
4.Открытие нового знания | решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения | Проблемный вопрос: - А как вы думаете, могут ли образовываться новые слова сразу с помощью и приставки и суффикса? (слайд 14) Давайте проведем небольшое исследование. - А поможет нам в этом учебник и наша волшебница Анишит Йокоповна. Давайте откроем страницу 83 и посмотрим, что же она нам предлагает. Обратите внимание на схему слова. Можете её расшифровать? Чтобы расшифровать загадочную запись волшебницы, нужно прочитать отрывок стихотворения Марины Дружининой на стр. 84. -Почему именно так называют первый весенний цветок? (слайд 15) -А есть ли подснежники в наших краях? - Почему они занесены в Красную книгу? (слайд 16,17) -Являются выделенные слова родственными? -Почему? -Выпишите эти слова столбиком так, чтобы корни были строго один под другим и покажи письменно как образовалось слово подснежник Давайте выпишем эти слова в тетрадь так, как я на доске друг под другом. А теперь вернёмся к схеме и попробуем её расшифровать. Вывод: так как же образуются слова с помощью приставки и суффикса? | (открывают учебник, совещаются в парах, пробуют расшифровать запись волшебницы) (читают стихотворение вместе с учителем) -Появляется первым из-под снега. Потому, что растёт под снегом. -В окрестностях нашего поселка весной нельзя увидеть подснежники. -Это редкие растения, в наших краях они не растут. Поэтому мы должны их беречь и охранять. -Это родственные слова, потому что у них один корень с одинаковым смыслом. (выписывают и разбирают, один у доски) Подснежник Снег Объясняют, как образовалось слово подснежник. Подснежник снег 1) снег снег/; 2) под + снеж + ник + = подснежник Вывод: отбрасываем окончание, к основе добавляем приставку, затем после корня суффикс и возвращаем окончание. |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение | каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | а) Задание совы Киры. (слайд 20) Поиграем. Ребята, как вы думаете, что есть общего у кустов, деревьев и слов? Правильно, корень. Учитель читает стихотворение, дети выделяют на слух корень. Так же, как и у кустов Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам Отыщи в них корень сам: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет. Ледяной, ледовый, лед. Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды… Как вы думаете, можно ли к этому списку добавить слово дом? Почему? б) Образование родственных слов с корнем -дом-.(ик,овой,ище) С помощью чего образовалось новое слово? (слайд 21) Как называются эти слова? в) Игра «Да-нет» Если слова являются однокоренными родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является хлопать не нужно (нет). Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да) Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет) Час, часовщик, часики, часовая (Да) Больница, боль, больной, большой (Нет) Вода, водный, водитель, водяной (Нет) Соль, солонка, солить, соленый (Да) -Вернёмся к нашим словам в начале урока. К какому же столбику мы их отнесём? (слайд 22) - Какой вывод сделаем? - Попробуйте сами образовать такие слова. (Устно) - Самостоятельная работа. (слайд 23) Найдите среди всех слов слова, которые образованы при помощи суффикса и приставки одновременно -Домашнее задание № 94 | (Корень) - лес – - цвет – - лет – - лед – - сад – - род – - ход – - труд – - дом - -Нет -У корня другое значение. -Домик, домовой, домище… -С помощью суффикса. -Родственные. -Добавим новый столбик для слов образованных с приставкой и суффиксом одновременно. Слова могут образовываться с помощью приставки и суффикса одновременно. (Выполняют задания в парах на карточках: подоконник, подставка, настенный, подголовник, наручники, подплечник, подкассетник, посиделки, помазок, выбежал, подпрыгнул, перешагивать) Выделяют слова по заданию. Записывают все слова и разбирают по составу. Записывают домашнее задание в дневник |
8.Рефлексия | осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? -На следующем уроке мы этим и займёмся. Оцените свою работу: (слайд 24) -Мне всё понятно, с заданиями справляюсь легко. -Мне кое-что не понятно, надо поработать ещё. -Ничего не понимаю, нужна помощь. | -Образовывать и разбирать слова с приставкой и суффиксом одновременно. -Мы выполняли… -Научились…. - Ещё потренироваться…. |