kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Обобщение знаний о составе слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Обобщение знаний о составе слова. Цели: Повторить и закрепить знания о составе слова. Задачи: Образовательные: - обобщить и систематизировать знания учащихся; - проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание, основа; - формировать умение разбирать слова по составу. Развивающие: - развивать память и орфографическую зоркость; - развивать умение разбирать слова по составу; - развивать умение образовывать новые слова; Воспитательные: - привитие интереса к предмету; - воспитывать активность и аккуратность у учащихся. Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала. Вид урока: урок путешествие. Методы и технологии: ИКТ. Оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал (плоды с надписями, два ствола деревьев), учебник «Русского языка»; авт. В.П. Канакина., В.Г. Горецкий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обобщение знаний о составе слова"»

Тема урока: Обобщение знаний о составе слова.

Цели: Повторить и закрепить знания о составе слова.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся;

- проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание, основа;

- формировать умение разбирать слова по составу.

Развивающие:

- развивать память и орфографическую зоркость;

- развивать умение разбирать слова по составу;

- развивать умение образовывать новые слова;

Воспитательные:

- привитие интереса к предмету;

- воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.

Вид урока: урок путешествие.

Методы и технологии: ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал (плоды с надписями, два ствола деревьев), учебник «Русского языка»; авт. В.П. Канакина., В.Г. Горецкий.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Здравствуйте, друзья!

Примите приглашенье.

В стране Морфемики

Познаете вы много разных тайн.

И части слов живут и тут и там.

II. Сообщение цели урока.

(На экране появляется Состав слова в виде поезда)

- Сегодня мы совершим путешествие в страну Морфемику. Мы посетим города: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание и вспомним всё, что знаем об этих частях слова. Вы готовы к путешествию? (Да)

Ребята, кто сформулирует тему нашего урока ? ( состав слова).

- А оправимся мы путешествовать на необычном поезде. Посмотрите, поезд подает нам гудок. Но гудок не простой, а с буквами .Вспомните изученные орфограммы, состоящие из этих букв и назовите их.

Минутка чистописания.

Давайте аккуратно и правильно их запишем. Это «код» нашего маршрутного листа. По окончанию путешествия за маршрутный лист каждый получит оценку. А начнем с даты и времени отправления.

Руки – на месте

Ноги – на месте

Локти – у края

Спина – прямая

Откроем тетрадки и запишем число, классная работа. И обязательно «код» маршрутного листа. Жи ши оро оло.

III. Повторение и закрепление пройденного.

(Звучит запись шум поезда

На экране появляется поезд и город Приставок.)

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий.

Он вагоны повез

Точно настоящий!

- С вагона кричит проводник: При-ехали! Вы-ходите.

- В каком городе мы оказались? (В городе приставок.)

- Почему вы так решили? (Проводник как бы специально выделил начало слова, чтобы мы догадались).

- Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем.)

- А вы знаете, что нужно сделать, чтобы правильно выделить приставку? (Нужно подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой.)

(На экране появляются слова Приехали, поехали, пить, уехали .)

- Прочтите слова на экране и скажите, какое лишнее и почему? (Все слова с приставками, а пить без приставки.)

- Запишите слова с приставками и выделите эти приставки. (Дети

записывают слова, выделяют приставки, затем читают.)

- Для чего нужны приставки? (Для образования новых слов)

- А теперь внимание! Вот вам слово БЕГ(3 слова) . При помощи приставок образуйте новые слова и запишите их. (Дети записывают слова, затем читают.)

Молодцы! Давайте и мы с вами побегаем, разомнемся, сделаем зарядку. В конце разминки я узнаю кто самый внимательный. Внимание!!!

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку.

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

- Что вы заметили в стихотворении? (слова с приставками : по-, рас-,при-,

в-,от-)

- Продолжается наше путешествие.

(Звучит запись шум поезда .

На экране появляется поезд и город Суффикса.)

Облачко беленькое.

Погодка чудненькая.

Вот птичка маленькая

Несёт задание.

Что загород впереди?

Мы, не сбились ли с пути?

(На экране появляются слова.)

Облачко беленькое, погодка чудненькая, птичка маленькая.

- В какой город мы попали? (Город суффиксов)

- Почему вы так решили? (Слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами).

- А что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня.)

- Для чего нужны суффиксы? (Для образования новых слов)

- Образуйте с помощью суффиксов новые слова и запишите их, объясните значение суффиксов.

Дифференцированное задание:

1 ряд -ушк- , -очк-,-оньк-,еньк-(голова, папа ,Сережа ,лиса)

2 ряд -ист,-щик,-чик,-ер(журнал ,камень, бокс, ракета)

3 ряд -енок-.-ат-,-иц,-их(тигр, заяц, лиса, медведь)

(Звучит запись шум поезда.

На экране появляется поезд и город Корня.)

Стук веселых колес

И гудок басистый!

Мчится вдаль паровоз

Сам, без машиниста!

- А в какой город мы попали, узнаем, когда выполним задание.

На экране появляется запись.)


За… ел … о… И … чики по… .

- Прочитайте эти предложения. Почему не удаётся прочитать? (Нет корня) В словах нет смысла.

- Давайте вставим в слова подходящие корни.

гуд пар воз вагон вез


- При помощи чего мы восстановили смысл слов? (При помощи корня.)

- Догадались, в какой город мы попали? (Город Корня)

Дети записывают составленный текст, в словах выделяют корень.

(В городе появляется значок корня, затем Капатыч и пословица)

- Посмотрите, кто живет в этом городе! А правильно ли Капатыч понял пословицу? Зри в корень.

- Что значит это выражение? (Надо смотреть на самое важное, самое главное)

- А при чём тут корень? (Корень это главная часть слова, общая часть родственных, однокоренных слов)

(На доске изображения двух деревьев. У каждого ребёнка плод со словом.)

- А ещё в этом городе есть чудо- сад, в котором растут необычные деревья. У них плоды –слова . Когда плоды созревают, появляются слова. У каждого из вас плод. Вернём плоды на деревья.

- Не забудьте, что у слов, написанных на плодах , такие корни, как у деревьев. Поднимите руки у кого плоды с первого дерева. (Дети выходят по одному, читают слово, и прикрепляют его на дерево)

- Запишите эти слова и выделите корень( 5 слов).

1 вариант записывает слова с первого дерева

2 вариант со второго дерева.

1 в. Водник, водокачка, водоворот, водолаз, водопой, водоросль, водоём, половодье, заводь, водяной, наводнять, подводный, водопад, водяной, водосток.

2 в. Водитель, наводчик, заводной, вожатый, поводок, провод, завод, заводила, вводный, хоровод, проводник, наводить, приводить, уводить, воевода.

(Звучит запись шум поезда.

На экране появляется поезд и город Окончания.)

Вот какой паровоз

К празднику купили!

Вот какой паровоз

Детям подарили!

Нас приглашает окончание.

И у него для нас задание.

- А что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

- Для чего служит окончание в предложении? (Для связи слов в словосочетании, предложении)

- Прочтите, что написано на экране. Это предложение. Почему? (Слова не на своих местах и не связаны друг с другом по смыслу)

Ум, путешествие, развивать. Путешествие ум развивает.


- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (Переставить слова, изменить окончания.) (Дети высказывают свои варианты)

- Что у нас получилось? (Пословица)

- Как вы понимаете эту пословицу? ( Путешествуя, человек узнает много интересного, занимательного. Тем самым развивает свой ум)

- Перепишите пословицу и выделите окончания.

- Ребята, а часть слова без окончания как называется? (основой слова).А как найти основу слова?(нужно отделить окончание).

- В пословице в словах выделены окончания, значит оставшаяся часть слова это…( основа слова). Выделите ее ,пожалуйста.

- Вот и нам пора возвращаться домой.

IV. Заключение.

- В гостях у каких частей слова мы побывали? ( У приставки, корня, суффикса и окончания)

В корне смысл, но не весь.

Главный, но не полный.

Потому приставка есть

Смысл она дополнит.

- Рад я в этом ей помочь,

После корня встать не прочь!

Ну и что ж, что после корня,-

Всё равно я всех проворней!

- О какой части слова не было сказано в стихотворении? (Об окончании)

- А вот и окончание.

Я слова все свяжу, хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному морфемному племени!

- Поиграем немножко?

Скажу я слово: - Высоко!

А ты ответишь: - .! (Низко)

Скажу я слово: - Далеко!

А ты ответишь: - ! (Близко)

Скажу тебе я слово: - Трус!

Ответишь ты: - ! (Храбрец)

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай: - ! (Конец)

- И для нашего урока это конец. Понравился вам урок?

V. Выставление оценок

- На уроке каждый из вас написал маршрут нашего путешествия, выполнил задания самостоятельно, поэтому каждый получит оценку после проверки маршрутного листа.

- Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока "Обобщение знаний о составе слова"

Автор: Аединова Гулие Джаферовна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Обобщение знаний о глаголе" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-o-ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "119922"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413554923"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока "Обобщение знаний о мягком знаке - как показателе мягкости согласных". "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-o-miaghkom-znakie-kak-pokazatielie-miaghkosti-soghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "141758"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418156164"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "конспект урока русского языка " Обобщение знаний о словах, которые пишутся с заглавной буквы." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-obobshchieniie-znanii-o-slovakh-kotoryie-pishutsia-s-zaghlavnoi-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "101831"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402459122"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока "Обобщение знаний об имени существительном и его падежах""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-sushchiestvitiel-nom-i-iegho-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "274764"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452439734"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Обобщение знаний о предложении" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-2-klass-po-tiemie-obobshchieniie-znanii-o-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "118122"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413042195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства