Урок русского языка
2 класс
Тема: Обобщение знаний о предложении
Цели: 1. систематизировать сведения о предложении, как единице речи: что такое предложение; связь слов в предложении; обобщить умение анализировать предложение.
2. развивать логическое мышление, память, двигательную сферу на основе аналитико-синтетической деятельности.
3. воспитывать бережное отношение к труду, к окружающему, к своему здоровью.
Оборудование: нетбуки (один на парте), мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
Этапы урока
Содержание
Деятельность обучающихся
Организационный момент
Повернулись все друг к другу и пожали руку другу
Прозвенел звонок! Ура!
Начинать урок пора.
Я рада видеть ваши улыбки, думаю, что сегодняшний урок принесёт вам знания и успех.
А для чего мы изучаем предмет – русский язык?
Я надеюсь, что урок получится интересным и познавательным. Для этого нужно быть очень внимательными и старательными.
Минутка каллиграфии
Вспомним правила каллиграфии. Из букв данного слова составьте новые слова и запишите их в тетрадь. При составлении можно использовать ь знак.
Прочитайте односложные слова.
Прочитайте слова, которые нельзя переносить.
Почему вы прочитали одни и те же слова?
На доске слово: предложение. Дети составляют новые слова, отвечающие на вопрос что?, например: ложь день роль пол дело ель рожь поле
Актуализация знаний
Сегодня нас приглашает к себе в гости королева Речь. Побывав в её царстве, мы непременно встретимся там с её верными подданными – Словом, Предложением и Текстом – и покажем, что мы о них уже знаем.
- Слово, Предложение и Текст верно служат своей королеве, но иногда и у них случаются споры. Послушайте и решите, на чьей вы стороне.
Сценка
Автор: Однажды текст, предложение и слово поспорили, кто из них главнее для человека?
Текст: Конечно, я.
Автор: Предложение возразило:
Предложение: Но ты состоишь из предложений, значит, я главнее!
Автор: А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет постоять за него. Выяснять же, кто человеку нужнее, - только время тратить. Есть и другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. А с кем вы согласны?
Давайте вернёмся к этому вопросу ещё раз в конце урока.
Дети разыгрывают сценку «Кто главнее?»
Мнения разделились.
Словарная работа. Дифференцированное задание.
Королева Речь просто не представляет себе свою жизнь без слов, она их очень любит, и уважает тех детей, кто не «заражает» слова ошибками. К сожалению, «заболевших» с каждым днём всё больше и больше, доктора – корректоры просто не справляются. Давайте им поможем.
Каждый из вас получил карточку с буквой. Именно на эту букву вы должны найти слово на доске, исправить ошибку и записать правильно.
Проверим, все ли слова мы вылечили.
На слайде слова с ошибками: боран, кортина, рибята,
клас, Руский, богаж, карова, ребина, копуста, бирёза, росия, карабль, росказ, боробан
На следующем слайде все слова написаны правильно. Ребята выполняют взаимопроверку и ставят друг другу оценки.
Работа в группах. Упражнение в составлении предложений на заданную тему.
Слова–то мы вылечили, а что надо делать человеку, чтобы не заболеть?
Ребята, королева любит играть со своими жителями. Она и нам предлагает поддержать её игру: расставить слова в нужном порядке, чтобы получилось предложение.
Запишите это предложение в тетрадь.
Ребята, а можно из этих предложений составить текст? Докажите, почему?
Королева попросила составить ещё одно предложение всем вместе: «Мы за здоровый образ жизни»
- Можно ли теперь эту запись назвать предложением? Почему? Какого знака препинания не хватает? С какой интонацией необходимо произнести это предложение?
Какие ещё бывают предложения по интонации?
Запишите предложение в тетрадь.
Устные ответы ребят
Учитель раздаёт карточки со словами. Ребята у доски составляют предложение.
С восклицательной.
Повторение теоретических сведений о предложении
В королевстве Речи много книг. Вам интересно прочитать хотя бы одну? Но это книга не простая, а волшебная. В них королева записывает всё о жителях своего королевства. С её разрешения прочтём её и мы.
- Ой, ребята, некоторые слова стёрлись с листочков. Речь очень огорчится, что кто-то испортил её книгу. Давайте восстановим пропуски, чтобы королева ничего не заметила.
На слайде открытая книга с пропущенными словами.
1. Предложение состоит из …
2. Предложение выражает …
3. Начало предложения пишется ….
4. В конце предложения ставится …
5. По интонации предложения бывают …
Физминутка: Бананомама
Работа с деформированным текстом.
Работа в парах.
- Мы уже долго гуляем по королевству Речи. Многое увидели, многое вспомнили. Напоследок его величество сообщает, что тот, кто справится с ещё одним заданием, получит титул почётного гостя королевства. А это значит, что в любое время вы сами сможете встречаться и со Словом, и с Предложением, и с Текстом.
У вас в конвертах на каждой парте находятся необычные тексты, без знаков. Ваша задача вспомнить алгоритм работы с деформированным текстом, определить границы предложений и записать первое предложение в тетрадь.
После выполнения учитель просит на полях букву «Т», кому было трудно выполнить задание, и букву «Л», кому легко.
Проверочный тест
Подтвердить титул почётного гостя королевства нам поможет проверочный тест.
Выполняется в паре на нэтбуке. Кто получил оценку «Молодец», поднимает руки.
Сообщение темы урока
Откроем тему нашего урока: сложите из карточек со словами, которые лежат на партах, фразу и определите тему сегодняшнего урока.
Обобщение знаний о предложении.
Итог урока по «Методу пяти пальцев»
С каким настроением вы пришли к концу урока? (на слайде правило пяти пальцев)
М – мизинец – мыслительный процесс: Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б – безымянный – близость цели: Что я сегодня делал и чего достиг?
С – средний – состояние духа: Каким сегодня было моё настроение?
У – указательный – услуга, помощь: Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему поспособствовал?
Б – большой – бодрость, физическая форма: Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
Рефлексия:
Ребята рисуют в дневниках смайлики: зелёный – если тема хорошо усвоена и всё понятно,
красный – всё понятно, но остались вопросы,
жёлтый – если на уроке было очень трудно.
Домашнее задание
По выбору учащихся:
- Творческое задание. Составьте текст на тему «Берегите своё здоровье».
- Выполнить упражнение. Дидактический материал с. 9, упр. 17