– умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
–находит в тексте сходные по звучанию слова, определяет их значения разными способами.
– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства, организовывать свою работу;
– сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе;
– способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера;
1. Организационный момент | Основные элементы |
| Задача: Подготовка учащихся к работе. Показатель результата: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | |
- Здравствуйте, ребята. Хотите поиграть? Я буду задавать вопросы, а вы, молча поднимаете руку, если хотите ответить: «Да». Если «Нет»- руки на столе. - Сегодня воскресенье? - Сегодня среда? - Сейчас математика? - Сейчас русский язык? - Ты - ребёнок? - Ты – котёнок? - Ты – чистюля? - Ты – грязнуля? - Ты - девчонка? - Ты – мальчишка? - Будем петь грустные песни? - Будем думать все вместе? - Будем красиво в тетрадках писать? - Или на партах рисовать? - Будем прыгать и кривляться? - Или будем мы стараться? - У кого на парте всё в порядке? - Пеналы, книжки и тетрадки? Молодцы. | | |
| | |
2. Актуализация с элементами проверки домашнего задания. | Основные элементы |
| Задача: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Актуализация опорных знаний и умений. Показатель результата решения задачи: Оптимальность сочетания контроля и самоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Предлагает задания по изученному материалу, содержание которого соотносится с новой темой. | Выполняют задания. | |
Мини-опрос. - Давайте проверим, как вы готовы к уроку. - Какие вы знаете имена собственные? - как они пишутся? - Приведите примеры. - Какое лишнее слово вы нашли в тестовом задании № 6, тема 12 в «Рабочей тетради»? - Почему оно оказалось лишним? Найди лишнее слово: Енисей 3) Ока 2)Волга 4)Волгоград | Словарная работа. - Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки (на слайде). Запишите. - Что означают эти выражения? - С какой буквы написали эти слова? - Что они называют? 3. Написание большой буквы в кличках животных. - Представьте, что все животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке? - Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? - Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных. - А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? Сделайте вывод - Как выбрать кличку животному? Учитель читает стихотворение (на слайде): Жили-были дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребёнка. А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачка Мурка, А ещё - два козла- Сивка да Бурка! (Ю.Черных) - Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как надо назвать. -Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. (Бурёнка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска.) Сделайте вывод. - Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? - А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? - Почему кота назвали Матроскин? | Называют изученные имена собственные. Вспоминают правило. Приводят примеры. Проверяют правильность выполнения домашнего задания. Объясняют смысл поговорок. - С маленькой. - Названия птиц, животных. Подбирают клички различным животным. - Это как имя для человека. - Клички животных пишутся с большой буквы. Записывают придуманные клички. - Названия животных пишутся с маленькой буквы. Делают вывод: - Клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы. Предлагают варианты. - Нет. Записывают. (Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка…) - Нет. Подбирают однокоренные слова. Делают вывод: Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям. - Нет. Это у людей, а у животных – клички. - Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии. - Кот полосатый, как тельняшка. | Можно провести эту работу в парах: Учитель достаёт карту успеха: Критерии | Имя собственное | правильность | + или - | связность | + | примеры | + | 3 + отлично 3 + ,но с ошибкой – хорошо 1 или 2 +, но с ошибкой –плохо. Дети отвечают на вопросы и оценивают друг друга в парах (заполняют карты успеха). Учитель: - Кому поставили 3 плюса? - Кому надо поработать? - Чем было полезно такое домашнее задание? |
| | |
3. Изучение нового учебного материала | Основные элементы |
| Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Показатель результата: Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Создаёт проблемную ситуацию. Предлагает практическое задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений учащихся. | Вступают в диалог с учителем, выполняют задание, выявляют противоречие. | |
1.Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока). Проблемная ситуация - Запишите предложение. У меня есть шарик. - Все ли одинаково написали? - А о чём вы подумали? - Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь. - Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? 2.Открытие нового знания. Задание 1: почему одинаковые по звучанию слова пишутся по-разному. - Предложите свои версии. Сделайте вывод. Задание 2: Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов. А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. Орёл и орёл. Орёл- это название (имя) города, а орёл- название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города)- имя собственное, оно пишется с большой буквы. Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов. - Составим предложения. - Сравните свои выводы с авторскими в конце упр. 158. | Записывают предложение. (Возможные ответы: да или нет) - О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик. - Составляют предложения. (У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик.) - С большой и маленькой буквы. Дети делают предложения от групп. Делают вывод (обобщение): - Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город ( Орёл, Клин), планету ( Земля), То это имена собственные, они пишутся с большой буквы. - А если эти слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы. Работа в группах. Орёл- это название (имя) города, а орёл- название птицы. Составляют предложения. В Орле у меня живет бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах. Читают правило: Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, населённых пунктов, рек, озёр пишутся с большой буквы. | Если в классе только один вариант ответа - все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать: «Шарик»? (О собаке.) Упр. 158- наблюдения над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Работа проводится в группах. Все версии выслушиваются (можно не повторять всё, а только добавлять, если есть отличия). Возможные комментарии для отдельных слов. |
Оцените свою работу по 2 заданию. -Какие вопросы возникли? - Что показалось интересным? - Что нового узнали? | Дети поднимают значок по таблице: + Знал(а) - Не знал(а) ? Ничего не понял(а) * Понял(а), но не уверен(а), что правильно. ! Это интересно. | |
| | |
4. Закрепление учебного материала | Основные элементы |
Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений. | Задача: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Показания результата: Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. | |
Выполнение задания № 5, тема 12 в «Рабочей тетради». Проводится взаимопроверка. - Как вы думаете, почему у собаки появилась такая кличка? - А подошла бы для чёрной собаки такая кличка? Составьте предложения так, Чтобы было ясно, какую букву(большую или маленькую) писать в слове белка. 2.Упр. 135 («Дидактический материал»). - В каких значениях употреблены выделенные слова. - Объясните написание первой буквы в них. | Самостоятельная работа в рабочей тетради. Взаимопроверка. - Собака была светлой окраски, белка – образовано от белый. - Нет. Кличку лучше давать по внешним признакам. Составляют предложения. Читают текст. Выписывают выделенные слова. Объясняют написание. Подчёркивают большую букву. Определяют значение слов. Объясняют написание. | |
Оцените свою работу. | Дети оценивают свою работу и поднимают кружочки. - Я- молодец! - Были ошибки. - Мне было трудно. | |
| | |
5. Подведение итогов занятия | Основные элементы |
| Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Показания результата: Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание |
- Что нового узнали? - Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? - Молодцы! | - Узнали о написании сходных в звучании слов. -Предложение, из которого будет понятно значение слова. | |
Рефлексия | Задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Показания результата: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
- С каким настроением вы заканчиваете урок? (выбор личика) - Почему? Учитель оценивает работу детей. | Самооценка. | |
Информация о домашнем задании | | |
| Задача: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей Показания результата: Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития |
Объясняет домашнее задание. Упр. 129 «Дид. материал». | | |