kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Написание слов типа орёл и Орёл".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Тема занятия: Написание слов типа орёл и Орёл. Цель занятия: Научиться различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл. Задачи занятия: 1. Развитие умений писать большую букву в кличках животных. 2. Развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных учебных действий. Место проведения занятия: МБОУ «Степановская ООШ», 2 класс. Продолжительность занятия: 45 мин. Материально-техническое обеспечение занятия: 1. УМК по русскому языку издательства «Баласс». 2. Компьютер. 3. Мультимедиа проектор. 4. Экран. Методическое и дидактическое обеспечение занятия: 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса. – М.: Баласс, 2011. 2. Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011. 3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. 4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 2-го класса. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: Баласс, 2011 5. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс. (к учебнику «Русский язык» для 2-го класса. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100») Тип занятия: Урок открытия новых знаний. Планируемые образовательные результаты Универсальные учебные действия (УУД): Познавательные: – находит необходимую информацию в учебнике – умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; –находит в тексте сходные по звучанию слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные: – умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства, организовывать свою работу; – сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе; Коммуникативные: – оформляет свою мысль в устной и письменной речи; – обосновывает высказанное суждение; – способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера; – умеет задавать уточняющие вопросы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Написание слов типа орёл и Орёл". »

Конспект урока

Тема занятия: Написание слов типа орёл и Орёл.

Цель занятия:

Научиться различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.

Задачи занятия:

  1. Развитие умений писать большую букву в кличках животных.

  2. Развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных учебных действий.



Место проведения занятия: МБОУ «Степановская ООШ», 2 класс.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Материально-техническое обеспечение занятия:

  1. УМК по русскому языку издательства «Баласс».

  2. Компьютер.

  3. Мультимедиа проектор.

  4. Экран.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса. – М.: Баласс, 2011.

  2. Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011.

  3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011.

  4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 2-го класса. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: Баласс, 2011

  5. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс. (к учебнику «Русский язык» для 2-го класса. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)


Тип занятия: Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные:

– находит необходимую информацию в учебнике

– умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

–находит в тексте сходные по звучанию слова, определяет их значения разными способами.

Регулятивные:

– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства, организовывать свою работу;

– сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе;

Коммуникативные:

– оформляет свою мысль в устной и письменной речи;

– обосновывает высказанное суждение;

– способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера;

– умеет задавать уточняющие вопросы















1. Организационный момент

Основные элементы


Задача: Подготовка учащихся к работе.

Показатель результата: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


- Здравствуйте, ребята.

Хотите поиграть?

Я буду задавать вопросы, а вы, молча поднимаете руку, если хотите ответить: «Да». Если «Нет»- руки на столе.

- Сегодня воскресенье?

- Сегодня среда?

- Сейчас математика?

- Сейчас русский язык?

- Ты - ребёнок?

- Ты – котёнок?

- Ты – чистюля?

- Ты – грязнуля?

- Ты - девчонка?

- Ты – мальчишка?

- Будем петь грустные песни?

- Будем думать все вместе?

- Будем красиво в тетрадках писать?

- Или на партах рисовать?

- Будем прыгать и кривляться?

- Или будем мы стараться?

- У кого на парте всё в порядке?

- Пеналы, книжки и тетрадки?

Молодцы.






2. Актуализация с элементами проверки домашнего задания.

Основные элементы


Задача: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Актуализация опорных знаний и умений.

Показатель результата решения задачи: Оптимальность сочетания контроля и самоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

Предлагает задания по изученному материалу, содержание которого соотносится с новой темой.

Выполняют задания.


  1. Мини-опрос.

- Давайте проверим, как вы готовы к уроку.

- Какие вы знаете имена собственные?

- как они пишутся?

- Приведите примеры.

- Какое лишнее слово вы нашли в тестовом задании № 6, тема 12 в «Рабочей тетради»?

- Почему оно оказалось лишним?




Найди лишнее слово:

  1. Енисей 3) Ока

2)Волга 4)Волгоград


  1. Словарная работа.

- Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки (на слайде). Запишите.


- Что означают эти выражения?

- С какой буквы написали эти слова?

- Что они называют?

3. Написание большой буквы в кличках животных.

- Представьте, что все животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке?

- Что такое кличка для животного? Зачем она нужна?

- Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных.


- А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили?


Сделайте вывод






- Как выбрать кличку животному?







Учитель читает стихотворение (на слайде):


Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка,

А ещё - два козла-

Сивка да Бурка!

(Ю.Черных)


- Правильно ли даны клички животным?

Запишите, кого как надо назвать.



-Любую ли корову можно назвать Бурёнкой?

Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. (Бурёнка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска.)


Сделайте вывод.





- Есть ли у животных имена, фамилии, отчества?


- А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия?


- Почему кота назвали Матроскин?




Называют изученные имена собственные.

Вспоминают правило.

Приводят примеры.


Проверяют правильность выполнения домашнего задания.



























Объясняют смысл поговорок.

- С маленькой.

- Названия птиц, животных.



Подбирают клички различным животным.



- Это как имя для человека.


- Клички животных пишутся с большой буквы.

Записывают придуманные клички.

- Названия животных пишутся с маленькой буквы.


Делают вывод:

- Клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы.


Предлагают варианты.










































- Нет.


Записывают. (Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка…)

- Нет.


Подбирают однокоренные слова.



Делают вывод: Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.


- Нет. Это у людей, а у животных – клички.


- Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.

- Кот полосатый, как тельняшка.


Можно провести эту работу в парах:

Учитель достаёт карту успеха:

Критерии

Имя собственное

  1. правильность

+ или -

  1. связность

+

  1. примеры

+

3 + отлично

3 + ,но с ошибкой – хорошо

1 или 2 +, но с ошибкой –плохо.


Дети отвечают на вопросы и оценивают друг друга в парах (заполняют карты успеха).

Учитель:

- Кому поставили 3 плюса?

- Кому надо поработать?

- Чем было полезно такое домашнее задание?












3. Изучение нового учебного материала

Основные элементы


Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Показатель результата: Активные действия учащихся с объектом изучения;

максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

Создаёт проблемную ситуацию.

Предлагает практическое задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений учащихся.

Вступают в диалог с учителем, выполняют задание, выявляют противоречие.


1.Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока).

Проблемная ситуация

- Запишите предложение.

У меня есть шарик.

- Все ли одинаково написали?

- А о чём вы подумали?

- Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь.


- Как же можно написать одинаковые по звучанию слова?


2.Открытие нового знания.

Задание 1: почему одинаковые по звучанию слова пишутся по-разному.

- Предложите свои версии.

Сделайте вывод.














Задание 2: Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов. А из других групп назовут нужную букву в каждом случае.

Орёл и орёл.

Орёл- это название (имя) города, а орёл- название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города)- имя собственное, оно пишется с большой буквы. Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов.

- Составим предложения.






- Сравните свои выводы с авторскими в конце упр. 158.







Записывают предложение.

(Возможные ответы: да или нет)

- О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.

- Составляют предложения.

(У меня есть воздушный шарик.

У меня есть собака Шарик.)













- С большой и маленькой буквы.
















Дети делают предложения от групп.


Делают вывод (обобщение):

- Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город ( Орёл, Клин), планету ( Земля), То это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

- А если эти слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы.


Работа в группах.




Орёл- это название (имя) города, а орёл- название птицы.









Составляют предложения.

В Орле у меня живет бабушка.

Своё гнездо орёл свил высоко в горах.


Читают правило:

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, населённых пунктов, рек, озёр пишутся с большой буквы.




Если в классе только один вариант ответа - все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать: «Шарик»? (О собаке.)


































Упр. 158- наблюдения над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Работа проводится в группах.

Все версии выслушиваются (можно не повторять всё, а только добавлять, если есть отличия).





















Возможные комментарии для отдельных слов.


Оцените свою работу по 2 заданию.








-Какие вопросы возникли?

- Что показалось интересным?

- Что нового узнали?

Дети поднимают значок по таблице:

+ Знал(а)

- Не знал(а)

? Ничего не понял(а)

* Понял(а), но не уверен(а), что правильно.

! Это интересно.






4. Закрепление учебного материала


Основные элементы

Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.

Задача: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Показания результата: Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа.


  1. Выполнение задания № 5, тема 12 в «Рабочей тетради».

Проводится взаимопроверка.


- Как вы думаете, почему у собаки появилась такая кличка?



- А подошла бы для чёрной собаки такая кличка?

Составьте предложения так, Чтобы было ясно, какую букву(большую или маленькую) писать в слове белка.




2.Упр. 135 («Дидактический материал»).

- В каких значениях употреблены выделенные слова.

- Объясните написание первой буквы в них.


Самостоятельная работа в рабочей тетради.






Взаимопроверка.


- Собака была светлой окраски, белка – образовано от белый.


- Нет. Кличку лучше давать по внешним признакам.


Составляют предложения.












Читают текст. Выписывают выделенные слова. Объясняют написание. Подчёркивают большую букву.


Определяют значение слов.

Объясняют написание.


Оцените свою работу.

Дети оценивают свою работу и поднимают кружочки.


- Я- молодец!

- Были ошибки.

- Мне было трудно.






5. Подведение итогов занятия

Основные элементы


Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Показания результата: Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

- Что нового узнали?

- Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова?


- Молодцы!

- Узнали о написании сходных в звучании слов.

-Предложение, из которого будет понятно значение

слова.



Рефлексия

Задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Показания результата: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? (выбор личика)

- Почему?

Учитель оценивает работу детей.

Самооценка.


Информация о домашнем задании




Задача: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей

Показания результата: Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

Объясняет домашнее задание.

Упр. 129 «Дид. материал».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Написание слов типа орёл и Орёл".

Автор: Михеева Марина Леонидовна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142868

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по русскому языку по теме "Заглавная буква в именах собственных" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "118309"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413105738"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока на тему "Деление слов на слоги" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dielieniie-slov-na-sloghi"
    ["file_id"] => string(6) "196023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427991631"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_rod_imien_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "404705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490801293"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока "Буквы -ё и -о после шипящих в корне""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-bukvy-io-i-o-poslie-shipiashchikh-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "264274"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449678005"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства