Конспект урока по русскому языку
в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
на тему «ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ»
Тип урока: закрепление пройденного материала
Цели: Образовательная
• Закрепить умения делить слова на слоги
• Закрепить знания детей о слоге
• Закреплять умения детей дифференцировать слова из одного, двух слогов
• Расширять словарный запас
Коррекционная
• Работать над коррекцией памяти, внимания, зрительного и слухового анализатора на основе упражнений в запоминании слов
Воспитательная
• Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Психологический настрой на урок. СЛАЙД 1
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности.
- Я думаю, у нас сегодня будет интересный урок, и настроение будет замечательным.
-Давайте, проверим, всё ли у вас готово к уроку.
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
- рапорт дежурного.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
1. Введение в тему
- Кто скажет, из чего состоит наша речь? (из предложений)
- Из чего состоят предложения? (из слов)
- На что делятся слова? (на слоги)
СЛАЙД 2
- Тема сегодняшнего урока « Деление слов на …….» на доске геометрические фигуры. (У детей на парте геометрические фигуры из картона с буквами (с, л, о, г, и.)
- Вам надо соотнести свои фигуры с нарисованными. И вы сможете узнать тему нашего урока. (Дети складывают из фигур слово и на доске появляется надпись «СЛОГИ»).
СЛАЙД 3
- Кто назовет тему урока? ( Деление слов на слоги.)
- К нам пришла на урок собачка. Какую кличку можно дать собачке? (Жучка)
- Сколько гласных в этом слове?
- Сколько частей в этом слове?
Запомни: Части, на которые делятся слова при произнесении, называются Слогами.
СЛАЙД 4
- Сколько гласных?
- Сколько гласных в каждом слоге?
Запомни: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
СЛАЙД 5
- В слове Жучка 2 гласные, значит 2 слога. 1 гласный, значит ……
2. Игра «Самый внимательный»
- А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите слог.
Словарь: Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.
- Скажите, а чем отличаются слоги от слов? ( У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.)
3. Пальчиковая гимнастика
- У нас урок русского языка, давайте вспомним, как нужно правильно сидеть и держать ручку.
СЛАЙД 6
-Для того, чтобы мы с вами красиво писали, подготовим наши пальчики к письму.
- Засолим капусту на зиму!
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту трём - трём.
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём!
( Выполняют движения руками в соответствии со словами)
- Открываем тетради, записываем число и классная работа.
СЛАЙД 7
4. Минутка чистописания.
? Как воет волк? УУУУУУУ
? Как плачет малыш? УА-УА-УА
? Как перекрикиваются дети в лесу? АУ_АУ_АУ_
? Как кукует кукушка ? КУ_КУ_КУ
-Какой мы звук слышим во всех этих словах? Произнесите этот звук четко. Спойте его хором.
-Когда мы произносим звук (У), воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.
- Звук (У)-какой? (гласный). Звук( у) на письме обозначается какой буквой (У).
-Ребята, а кто догадался какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Давайте вспомним, как она пишется:
Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем руку вверх, касаемся линии, делаем закругление, ведем руку вниз до середины рабочей строки, делаем закругление, ведем руку к верхней линии и пишем длинную наклонную прямую с закруглением внизу.
СЛАЙД 8
5. Письмо по памяти.
-Ребята, а дальше у нас письмо по памяти. Вы должны запомнить и записать предложение, которое начинается с буквы У : У нас урок.
СЛАЙД 9
- Давайте проверим написанное предложение. (Дети самостоятельно сверяют написанное с образцом)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
1. Работа на доске и в тетради.
- Продолжаем работу в тетрадях.
- Откройте учебники на странице 62.
-Кого видим на рисунке к упражнению 6?
- Это насекомые. (Перечисляют всех насекомых)
Беседа о бережном отношении к насекомым.
- Кто из вас отдыхал на природе?
- Каких насекомых вы там видели?
- Можно ли убивать их? (- Насекомых убивать нельзя)
- Почему? (- Приносят пользу, ими питаются птицы. Многие из них очень красивые. Ими нужно любоваться)
(Выполняют задание: списывают слоги, дополняя их до слова, подчёркивают гласные, проговаривают правило. )
Во время выполнения упражнения выполняется физминутка для глаз
Физминутка.
Я называю слова- имена, а вы отхлопываете количество его слогов и делаете наклоны. Влево и вправо.
- Слово, состоящее из одного слога отхлопываем и стоим ровно.
Имена: Максим, Саша, Сережа, Эля, Андрей, Серёжа.
- На физминутке мы закрепили знания, о том, как определять слоги в словах.)
- Зарядились. Продолжаем дальше.
2. Игра «Подбери слоги». СЛАЙД 16
- Вам нужно соединить слоги из первого столбика со слогами второго столбика так, чтобы получились слова.
- Какие слова получились?
- Сколько слогов в каждом слове? Почему?
IV. Домашнее задание
Стр. 62 упр. 7( Объяснение домашнего задания.)
-Угадать названия животных по первому слогу. Записать по слогам. Выделить гласные. Угадывают названия животных по первому слогу.
V. ИТОГ УРОКА.
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Собачка Жучка хвалит вас за хорошую работу. Вы молодцы! Всем спасибо!
(Оценивание учащихся)
СЛАЙД 17