« звуки и буквы.УДАРЕНИЕ»
Цели: помочь учащимся осознать (напомнить), что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные;
дать представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита в обозначении звуков на письме (а не наоборот);
учить правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова;
обратить внимание учащихся на знаки фонетической транскрипции;
добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв;
проверить знание наизусть алфавита.
Ход урока
I.Организационный момент. «Громко прозвенел звонок – начинается урок!»
Проверка отсутствующих.
Психологический настрой. Включение в работу.
«Улыбнулись, повернулись, покрутились, повертелись и за парты все уселись»
Сяду прямо, не согнусь – за работу я примусь!
Открыли тетради. Проговаривание «Золотого правила письма» Запись числа, кл.работы.
II.Минутка чистописания.
Письмо безотрывное, наклонное. - Какое слово зашифровано в этом буквосочетании?
( вежливость)
- Что такое вежливость? (Вежливость – это проявление хороших манер и культурного отношения к людям и их поступкам)
«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (обр.сторона доски)
- Жан Жак Руссо - французский философ, писатель, мыслитель
Прочитайте слова. – Раскройте смысл этого выражения.
- Что должно присутствовать в речи вежливого человека? (вежливые слова)
III. Актуализация знаний.
Словарная работа. У доски с комментированием.
Здравствуйте, привет, до свидания, простите, извините, благодарю, спасибо, спокойной ночи.
III.Введение в тему. Мобилизирующий этап.
Учитель. -сделайте глубокий вдох. А теперь на выдохе постарайтесь перечислить буквы алфавита.
– Что такое алфавит? ( буквы, расположенные в определенном порядке)
– Кто готов правильно произнести названия всех букв алфавита наизусть прямо сейчас?
- Какие группы звуков вам известны? (Две группы – гласные и согласные.)
– Как называются звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий? (Гласные звуки.)
– Назовите гласные звуки речи. ( а,о,у,ы,э,)
– Какие звуки называются согласными? (Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.)
Формулирование темы урока.
– Как вы думаете, случайно ли мы заговорили о звуках?
– Есть ли у вас предположения, чем нам предстоит заниматься на уроке?
Запись темы в тетрадь. уч. с 13
« звуки и буквы. произношение и правописание гласных и согласных »
– Прочитайте записанные на доске словосочетания:
Гласные звуки. Согласные звуки.
- Запишите.
– Назовите в каждом слове этих словосочетаний все буквы, обозначающие гласные звуки. Поставьте под каждой гласной буквой точку.
– Теперь произнесите согласные звуки, обозначенные на письме буквами этих согласных звуков. Подчеркните согласные буквы.
– Из чего состоят гласные звуки? (Из голоса, при их произношении не встречаем препятствий.)
– Какими бывают гласные? (Ударные и безударные.)
– Из чего состоят согласные звуки? (Из голоса и шума.)
– На какие группы делятся согласные? (На звонкие и глухие согласные звуки.)
– Чем они различаются? (При произношении звонких согласных участвует голос и шум, а при произношении глухих согласных – только шум.)
– Сегодня мы обобщим знания о гласных и согласных звуках.
Работа в парах. Уч с 13 упр. 33
– Вспомните, что уже известно о звуках и буквах из изученного материала начальной школы. ( 3 мин)
- Чем отличаются звук и буква?
- Какие буквы требуют проверки? (гласные и согласные)
- Какие гласные пишутся после согласных ж, ш, ч, щ?
Запись под диктовку слов. 2 за доской.
Жизнь, площадка, часто, чудеса, щука, обычай, широкий.
III. Усвоение нового материала.
1. Всегда ли слова пишутся и произносятся одинаково?
В русском языке есть слова, в которых буквы и звуки совпадают (долг, мир, сон);
есть слова, в которых букв больше, чем звуков (пень, речь, день);
есть слова, в которых звуков больше, чем букв (ёж, яма, юла).
есть слова, в которых буквы и звуки не совпадают.
2. Введение термина «транскрипция».
– Как вы думаете, можно ли каким-нибудь способом показать произношение слова? (Предположения учащихся.)
Учитель: Произношение слова можно показать при помощи транскрипции.
– Что означает термин транскрипция? (В переводе с латинского – переписывание; это запись слов в полном соответствии с их звучанием.)
Работа в тетради. Запись на доске:
[рот] – род, [флак] – флаг, [каз’ба] – косьба, [гд’эр’иву] – к дереву, [усный] – устный, [сонцэ] – солнце.
– Обратите внимание на особые знаки фонетической транскрипции.
На доске запись: партер – партэр.
– Объясните приведенный пример: что отличного в буквенной записи слова и в его транскрипции?
- Что означает слово партер? ( 1. Нижний этаж зрительного зала с местами для зрителей.
2. Плоская открытая часть сада, парка с газонами, цветниками.)
Допишем это слово и запомним его написание. Обведите в облачко новое словарное слово.
Физминутка. А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и постоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
IV. Закрепление материала.
– По желанию приглашаю к доске тех, кто сможет попробовать транскрибировать остальные слова. Все работают самостоятельно в тетрадях.
[вар’ишки], [кан’к’и], [м’ит’эл’], [сн’эк], [сн’ишк’и]
– Назовите слово, в котором обнаружили оглушение звонких парных согласных на конце слова. (Снег.)
– Назовите слова, в которых обнаружили оглушение звонких парных согласных перед глухими. (Варежки, снежки.)
– Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Коньки, метель.)
– Назовите слова, в которых гласные звуки не совпадают с соответствующими им буквами. (Варежки, коньки, метель, снег, снежки.)
– На основе повторения различий между буквой и звуком мы выяснили, что правильно произносить слово ( орфоэпия ) и правильно записывать слово (орфография)– это не одно и то же.
- Объясните, что значит «грамотно писать». ( соблюдать орфографические правила?)
V. Выполнение теста.
Звуки и буквы
1 вариант
1. Найдите согласные звонкие звуки:
1) [с]; 4) [т];
2) [в]; 5) [ш];
3) [р]; 6) [з].
2. В каком слове все согласные звуки глухие?
1) Чайник; 3) точка;
2) дело; 4) шина.
3. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:
1) яма, ёж, день, юла, семья;
2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;
3) дело, ель, обезьяна, книга;
4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.
4. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:
1) 7 букв, 7 звуков;
2) 7 букв, 8 звуков;
3) 6 букв, 6 звуков;
4) 6 букв, 7 звуков.
2 вариант
1. Найдите согласные глухие звуки:
1) [ч]; 4) [к];
2) [ж]; 5) [ф];
3) [н]; 6)[ц].
2. В каком слове все согласные звуки звонкие?
1) Тень; 3) собака;
2) подвиг; 4) барабан.
3. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:
1) дом; 3) цыган;
2) что; 4) караван.
4. Определите, сколько букв и звуков в слове зависть:
1) 7 букв, 7 звуков;
2) 7 букв, 8 звуков;
3) 7 букв, 6 звуков;
4) 6 букв, 7 звуков.
Ключ: 1 вариант: 1 – 2, 3, 6; 2 – 3 ; 3 – 4; 4 – 1; 1 вариант: 1 – 2, 4, 5; 2 – 4 ; 3 – 2; 4 – 3;
V. Итог урока.
– Чем был полезен для вас сегодняшний урок?
– Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
– Давайте расскажем, что мы узнали о звуках и буквах.
– На какие группы делятся звуки?
– Можно ли смешивать буквы и звуки? Почему?
Оценивание
Домашнее задание: упражнение 39, с. 14. Выполнить транскрипцию выделенных слов.