kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Звуки и буквы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

« звуки и буквы.УДАРЕНИЕ»

Цели: помочь учащимся осознать (напомнить), что звук и буква – понятия нетождественные,    противопоставленные;

дать представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита в обозначении звуков на письме (а не наоборот);

учить правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова;

обратить внимание учащихся на знаки фонетической транскрипции;

добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв;

проверить знание наизусть алфавита.

Ход урока

I.Организационный момент. «Громко прозвенел звонок – начинается урок!»

Проверка отсутствующих.

Психологический настрой. Включение в работу.

«Улыбнулись, повернулись, покрутились, повертелись и за парты все уселись»

 Сяду прямо, не согнусь – за работу я примусь!

 Открыли тетради. Проговаривание «Золотого правила письма» Запись    числа, кл.работы.

II.Минутка чистописания.

Письмо безотрывное, наклонное. - Какое слово зашифровано в этом буквосочетании?

( вежливость)

- Что такое вежливость? (Вежливость – это проявление хороших манер и культурного отношения к людям и их поступкам)

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (обр.сторона доски)

- Жан Жак Руссо - французский философ, писатель, мыслитель

Прочитайте слова. – Раскройте смысл этого выражения.

 - Что должно присутствовать в речи вежливого человека? (вежливые слова)

 III. Актуализация знаний.

Словарная работа. У доски с комментированием.

Здравствуйте, привет, до свидания, простите, извините, благодарю, спасибо, спокойной ночи.

III.Введение в тему. Мобилизирующий этап.

Учитель.   -сделайте глубокий вдох. А теперь на выдохе постарайтесь перечислить буквы алфавита.

– Что такое алфавит? ( буквы, расположенные в определенном порядке)

– Кто готов правильно произнести названия всех букв алфавита наизусть прямо сейчас?

- Какие группы звуков вам известны? (Две группы – гласные и согласные.)

– Как называются звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий?  (Гласные звуки.)

– Назовите гласные звуки речи. ( а,о,у,ы,э,)  

– Какие звуки называются согласными? (Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.)

 Формулирование темы урока.

– Как вы думаете, случайно ли мы заговорили о звуках?

– Есть ли у вас предположения, чем нам предстоит заниматься на уроке?

 Запись темы в тетрадь. уч. с 13

« звуки и буквы. произношение и правописание гласных и согласных »

– Прочитайте записанные на доске словосочетания:

Гласные звуки.         Согласные звуки.

- Запишите.

– Назовите в каждом слове этих словосочетаний все буквы, обозначающие гласные звуки. Поставьте под каждой гласной буквой точку.

– Теперь произнесите согласные звуки, обозначенные на письме буквами этих согласных звуков. Подчеркните согласные буквы.

– Из чего состоят гласные звуки? (Из голоса, при их произношении не встречаем препятствий.)

– Какими бывают гласные? (Ударные и безударные.)

– Из чего состоят согласные звуки? (Из голоса и шума.)

– На какие группы делятся согласные? (На звонкие и глухие согласные звуки.)

– Чем они различаются? (При произношении звонких согласных участвует голос и шум, а при произношении глухих согласных – только шум.)

– Сегодня мы   обобщим знания о гласных и согласных звуках.

Работа в парах.  Уч с 13 упр. 33

– Вспомните, что уже известно о звуках и буквах из изученного материала начальной школы. ( 3 мин)

 - Чем отличаются звук и буква?

- Какие буквы требуют проверки? (гласные и согласные)

- Какие гласные пишутся после согласных ж, ш, ч,  щ?

Запись под диктовку  слов. 2 за доской.

Жизнь, площадка, часто, чудеса, щука, обычай, широкий.

III. Усвоение нового материала.

1. Всегда ли слова пишутся и произносятся одинаково?

В русском языке есть  слова,  в  которых  буквы  и  звуки  совпадают  (долг, мир, сон);

есть слова, в которых букв больше, чем звуков (пень, речь, день);

есть слова, в которых звуков больше, чем букв (ёж, яма, юла).

есть  слова,  в  которых  буквы  и  звуки  не совпадают.

2. Введение термина «транскрипция».

– Как вы думаете, можно ли каким-нибудь способом показать произношение слова? (Предположения учащихся.)

Учитель: Произношение слова можно показать при помощи транскрипции.

– Что означает термин транскрипция? (В переводе с латинского – переписывание; это запись слов в полном соответствии с их звучанием.)

Работа в тетради.  Запись на доске:

[рот] – род, [флак] – флаг, [каз’ба] – косьба, [гд’эр’иву]  –  к  дереву,  [усный] – устный, [сонцэ] – солнце.

–  Обратите внимание на особые знаки фонетической транскрипции.  

На доске запись: партер – партэр.

– Объясните приведенный пример: что отличного в буквенной записи слова и в его транскрипции?

- Что означает слово партер?     ( 1. Нижний этаж зрительного зала  с местами для зрителей.        

                                                       2. Плоская открытая часть сада, парка с газонами, цветниками.) 

Допишем это слово и запомним его написание. Обведите в облачко новое словарное слово.

Физминутка.  А теперь, ребята, встать
                          Руки медленно поднять,
                          Пальцы сжать, потом разжать,
                          Руки вниз и постоять.
                          Наклонитесь вправо, влево.
                          И беритесь вновь за дело.

IV. Закрепление материала.

– По желанию приглашаю к доске тех, кто сможет попробовать транскрибировать остальные слова. Все работают самостоятельно в тетрадях.

[вар’ишки], [кан’к’и], [м’ит’эл’], [сн’эк], [сн’ишк’и]

 – Назовите слово, в котором обнаружили оглушение звонких парных согласных на конце слова. (Снег.)

– Назовите слова, в которых обнаружили оглушение звонких парных согласных перед глухими. (Варежки, снежки.)

– Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Коньки, метель.)

– Назовите слова, в которых гласные звуки не совпадают с соответствующими им буквами. (Варежки, коньки, метель, снег, снежки.)

 – На основе повторения различий между буквой и звуком мы выяснили, что правильно произносить слово (  орфоэпия  ) и правильно записывать слово (орфография)– это не одно и то же.

- Объясните, что значит «грамотно писать». ( соблюдать орфографические правила?)

V. Выполнение теста.

Звуки и буквы

1 вариант 

1. Найдите согласные звонкие звуки:      

1) [с];                       4) [т];

2) [в];                       5) [ш];

3) [р];                       6) [з].

2. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) Чайник;               3) точка;

2) дело;                    4) шина.

3. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:

1) яма, ёж, день, юла, семья;

2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;

3) дело, ель, обезьяна, книга;

4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.

4. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:

1) 7 букв, 7 звуков;

2) 7 букв, 8 звуков;

3) 6 букв, 6 звуков;

4) 6 букв, 7 звуков.

2 вариант

1. Найдите согласные глухие звуки:

1) [ч];                       4) [к];

2) [ж];                      5) [ф];

3) [н];                       6)[ц].

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) Тень;                    3) собака;

2) подвиг;                4) барабан.

3. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

1) дом;                     3) цыган;

2) что;                      4) караван.

4. Определите, сколько букв и звуков в слове зависть:

1) 7 букв, 7 звуков;

2) 7 букв, 8 звуков;

3) 7 букв, 6 звуков;

4) 6 букв, 7 звуков.

Ключ: 1 вариант: 1 – 2, 3, 6; 2 – 3 ; 3 – 4; 4 – 1; 1 вариант: 1 – 2, 4, 5; 2 – 4 ; 3 – 2; 4 – 3;

V. Итог урока.

– Чем был полезен для вас сегодняшний урок?

– Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?

– Давайте расскажем, что мы узнали о звуках и буквах.

– На какие группы делятся звуки?

– Можно ли смешивать буквы и звуки? Почему?

  Оценивание

 Домашнее задание: упражнение 39, с. 14. Выполнить транскрипцию выделенных слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Звуки и буквы" »

Урок РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
« звуки и буквы.УДАРЕНИЕ»

Цели: помочь учащимся осознать (напомнить), что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные;

дать представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита в обозначении звуков на письме (а не наоборот);

учить правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова;

обратить внимание учащихся на знаки фонетической транскрипции;

добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв;

проверить знание наизусть алфавита.

Ход урока

  1. Организационный момент. «Громко прозвенел звонок – начинается урок!»

Проверка отсутствующих.

Психологический настрой. Включение в работу.

«Улыбнулись, повернулись, покрутились, повертелись и за парты все уселись»

Сяду прямо, не согнусь – за работу я примусь!

Открыли тетради. Проговаривание «Золотого правила письма» Запись числа, кл.работы.

  1. Минутка чистописания.

Письмо безотрывное, наклонное. - Какое слово зашифровано в этом буквосочетании?

( вежливость)

- Что такое вежливость? (Вежливость – это проявление хороших манер и культурного отношения к людям и их поступкам)

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (обр.сторона доски)

- Жан Жак Руссо - французский философ, писатель, мыслитель

Прочитайте слова.. – Раскройте смысл этого выражения.

- Что должно присутствовать в речи вежливого человека? (вежливые слова)

III. Актуализация знаний.

Словарная работа. У доски с комментированием.

Здравствуйте, привет, до свидания, простите, извините, благодарю, спасибо, спокойной ночи.


  1. Введение в тему. Мобилизирующий этап.

Учитель. -сделайте глубокий вдох. А теперь на выдохе постарайтесь перечислить буквы алфавита.

– Что такое алфавит? ( буквы, расположенные в определенном порядке)

– Кто готов правильно произнести названия всех букв алфавита наизусть прямо сейчас?

- Какие группы звуков вам известны? (Две группы – гласные и согласные.)

– Как называются звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий? (Гласные звуки.)

– Назовите гласные звуки речи. ( а,о,у,ы,э,)

– Какие звуки называются согласными? (Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.)

Формулирование темы урока.

– Как вы думаете, случайно ли мы заговорили о звуках?

– Есть ли у вас предположения, чем нам предстоит заниматься на уроке?

Запись темы в тетрадь. уч. с 13

« звуки и буквы. произношение и правописание гласных и согласных »



– Прочитайте записанные на доске словосочетания:

Гласные звуки. Согласные звуки.

- Запишите.

– Назовите в каждом слове этих словосочетаний все буквы, обозначающие гласные звуки. Поставьте под каждой гласной буквой точку.

– Теперь произнесите согласные звуки, обозначенные на письме буквами этих согласных звуков. Подчеркните согласные буквы.

– Из чего состоят гласные звуки? (Из голоса, при их произношении не встречаем препятствий.)

– Какими бывают гласные? (Ударные и безударные.)

– Из чего состоят согласные звуки? (Из голоса и шума.)

– На какие группы делятся согласные? (На звонкие и глухие согласные звуки.)

– Чем они различаются? (При произношении звонких согласных участвует голос и шум, а при произношении глухих согласных – только шум.)

– Сегодня мы обобщим знания о гласных и согласных звуках.

Работа в парах. Уч с 13 упр. 33

– Вспомните, что уже известно о звуках и буквах из изученного материала начальной школы. ( 3 мин)

- Чем отличаются звук и буква?

- Какие буквы требуют проверки? (гласные и согласные)

- Какие гласные пишутся после согласных ж, ш, ч, щ?

Запись под диктовку слов. 2 за доской.

Жизнь, площадка, часто, чудеса, щука, обычай, широкий.

III. Усвоение нового материала.

1. Всегда ли слова пишутся и произносятся одинаково?

В русском языке есть слова, в которых буквы и звуки совпадают (долг, мир, сон);

есть слова, в которых букв больше, чем звуков (пень, речь, день);

есть слова, в которых звуков больше, чем букв (ёж, яма, юла).

есть слова, в которых буквы и звуки не совпадают .

2. Введение термина «транскрипция».

– Как вы думаете, можно ли каким-нибудь способом показать произношение слова? (Предположения учащихся.)

Учитель: Произношение слова можно показать при помощи транскрипции.

– Что означает термин транскрипция? (В переводе с латинского – переписывание; это запись слов в полном соответствии с их звучанием.)

Работа в тетради. Запись на доске:

[рот] – род, [флак] – флаг, [каз’ба] – косьба, [гд’эр’иву] – к дереву, [усный] – устный, [сонцэ] – солнце.

– Обратите внимание на особые знаки фонетической транскрипции.

На доске запись: партер – партэр.

– Объясните приведенный пример: что отличного в буквенной записи слова и в его транскрипции?

- Что означает слово партер? ( 1. Нижний этаж зрительного зала с местами для зрителей.

2. Плоская открытая часть сада, парка с газонами, цветниками.) 

Допишем это слово и запомним его написание. Обведите в облачко новое словарное слово.

Физминутка. А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и постоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

IV. Закрепление материала.


– По желанию приглашаю к доске тех, кто сможет попробовать транскрибировать остальные слова. Все работают самостоятельно в тетрадях.

[вар’ишки], [кан’к’и], [м’ит’эл’], [сн’эк], [сн’ишк’и]

– Назовите слово, в котором обнаружили оглушение звонких парных согласных на конце слова. (Снег.)

– Назовите слова, в которых обнаружили оглушение звонких парных согласных перед глухими. (Варежки, снежки.)

– Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Коньки, метель.)

– Назовите слова, в которых гласные звуки не совпадают с соответствующими им буквами. (Варежки, коньки, метель, снег, снежки.)

– На основе повторения различий между буквой и звуком мы выяснили, что правильно произносить слово ( орфоэпия ) и правильно записывать слово (орфография)– это не одно и то же.

- Объясните, что значит «грамотно писать». ( соблюдать орфографические правила?)

V. Выполнение теста.

Звуки и буквы

1 вариант

1. Найдите согласные звонкие звуки:

1) [с]; 4) [т];

2) [в]; 5) [ш];

3) [р]; 6) [з].

2. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) Чайник; 3) точка;

2) дело; 4) шина.

3. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:

1) яма, ёж, день, юла, семья;

2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;

3) дело, ель, обезьяна, книга;

4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.

4. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:

1) 7 букв, 7 звуков;

2) 7 букв, 8 звуков;

3) 6 букв, 6 звуков;

4) 6 букв, 7 звуков.

2 вариант

1. Найдите согласные глухие звуки:

1) [ч]; 4) [к];

2) [ж]; 5) [ф];

3) [н]; 6)[ц].

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) Тень; 3) собака;

2) подвиг; 4) барабан .

3. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

1) дом; 3) цыган;

2) что; 4) караван.

4. Определите, сколько букв и звуков в слове зависть:

1) 7 букв, 7 звуков;

2) 7 букв, 8 звуков;

3) 7 букв, 6 звуков;

4) 6 букв, 7 звуков.

Ключ: 1 вариант: 1 – 2, 3, 6; 2 – 3 ; 3 – 4; 4 – 1; 1 вариант: 1 – 2, 4, 5; 2 – 4 ; 3 – 2; 4 – 3;



V. Итог урока.

– Чем был полезен для вас сегодняшний урок?

– Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?

– Давайте расскажем, что мы узнали о звуках и буквах.

– На какие группы делятся звуки?

– Можно ли смешивать буквы и звуки? Почему?

Оценивание

Домашнее задание: упражнение 39, с. 14. Выполнить транскрипцию выделенных слов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
конспект урока на тему "Звуки и буквы"

Автор: Чуманина Наталия Валентиновна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока Тема:  Звуки [н], [н'].  Буквы Нн."
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-tiema-zvuki-n-n-bukvy-nn"
    ["file_id"] => string(6) "257843"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448388797"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока чтение «Звук и буква Ш»."
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-chtieniie-zvuk-i-bukva-sh"
    ["file_id"] => string(6) "269682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450885847"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Тема «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_obuchieniie_ghramotie_1_klass_tiema_uroka_tiema_zvuki_b_b_bukvy_"
    ["file_id"] => string(6) "452375"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516852061"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Разработка конспекта урока: Обучение грамоте «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок)"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_konspiekta_uroka_obuchieniie_ghramotie_zvuki_b_b_bukvy_b_b_chtieniie_"
    ["file_id"] => string(6) "435597"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509422007"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока по русскому языку по теме " Буквы и звуки". "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-bukvy-i-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "144034"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418646797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства