Тема: «Употребление имен существительных в речи».
Цель урока:
дать понятие о роли имен существительных в достижении точности, информативности, выразительности речи. Учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, систематизировать знания о языковых выразительных средствах языка (подготовка к ЕГЭ), определяя особенности употребления в нем переносного значения слова; синонимов, антонимов, обращения. Обогатить речь школьников, воспитать у ребят интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Ход урока.
- Оргмомент
- Вступительное слово учителя.
- Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие в мир языка и поговорим об имени существительном как единице языка. (Лингвистика – это наука о языке, языкознание).
- Как вы думаете, какая часть речи появилась раньше всех и почему?
- Раньше всех появились имена существительные, потому что надо было назвать предметы, которые окружали людей.
-Ученые установили, что имена существительные появляются в речи ребенка в числе самых первых слов: мама, папа, баба … И это вполне понятно: ребенок смотрит на мир и пытается понять, как называются окружающие его предметы.
Посмотрите на экран. Перед вами несколько строк из стихотворения А.А.Фета.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
- В чем особенность этого стихотворения?
- Оно примечательно тем, что почти целиком состоит из одних только существительных.
- Какую роль они играют в тексте?
- В стихотворении 14 существительных, нет ни одного глагола, и тем не менее его можно от начала до конца понять: перед нами чудесная ночная
картина, ночной пейзаж. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение-картина».
С какой частью речи согласуется существительные? Обратимся к тексту.
- Существительные согласуются с прилагательными.
- С какой целью поэт использует в стихотворении прилагательные?
- Для большей выразительности.
- С какими изобразительно-выразительными средствами языка мы знакомы?
- С эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.
- А что такое эпитет?
- Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Это художественное определение, создает образ.
- Найдите эпитеты в тексте и запишите в тетрадь.
- Робкое дыханье, сонный ручей, свет ночной, ночные тени, волшебные изменения…
Одним из изобразительных средств языка является метафора.
А кто помнит определение метафоры?
- Метафора – это образное использование переносного значения слова на основе сходства в чем-либо двух предметов, скрытое сравнение.
- Найдите в тексте метафору.
- Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Учитель:
Сделаем вывод: для чего служат метафоры и эпитеты в произведениях?
- Они помогают ярко изобразить картину, выявить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.
3.Мы с вами, проделав определенную работу, попали на 1 станцию «Эпитеты, метафоры».
- Обратите внимание на слово шепот, почему после буквы «ш» мы написали е?
- в корне после шипящих под ударением пишется е, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.( орфограмма № 14)
- Словарный диктант.
Зачет, крыжовник, решетка, шомпол, шорох, шоколад, челка, шелк, капюшон, желудь, учеба, пощечина, щетка, шов, жонглер, пчелка, расческа.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте работы. 0-«5», 1-2 – «4», 3- «3»
Сверьтесь с текстом. (показать на кодоскопе).
Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки?
- Ребята, чтобы попасть на вторую станцию, нам необходимо выполнить следующее задание. Спишите предложения, вставляя падежные окончания и укажите склонение существительных.
Есть в русской природ(…) особенный день, когда на березах начинает распускаться молодая листва. Выйдешь весной к опушк(…) леса и замрешь от восхищения и восторга, радостно ахнешь: зеленой дымкой покрылись
деревья. Клейкой нежной листвою пахнет в березовой рощ(…).Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земл(…).
4.- Чтобы попасть на следующую станцию, нам надо ответить на вопрос: что такое синонимы. Найдите в тексте существительные-синонимы.
- Синонимы – слова, различные по звучанию и близкие по лексическому значению, относящиеся к одной и той же части речи.
-Восхищение, восторг.
Вывод:
Для чего служат синонимы в речи?
Синонимы обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они позволяют избегать ненужных повторов слов. Выбирая из синонимов самый подходящий по смыслу, мы точнее выражаем мысль и чувство.
5.Учитель:
А что такое антонимы?
- Антонимы слова с противоположным лексическим значением. Они позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты.
Задание: Прочесть текст громко. Выпишите антонимы из текста.
В тех краях, где кошельком
Мерят все на свете,
Правда ходит босиком,
Катит ложь в карете.
Ложь всегда опередит
Истину немножко.
Но не бойтесь: победит
Правда-босоножка.
(С. Маршак)
Вывод: Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более выразительной. Особенно широко используются антонимы в языке художественной литературы, например в качестве названий произведений «Война и мир», «Дни и ночи» и др.
6.Наш третий маршрут - имена существительные в роли поэтического обращения.
Учитель:
- Послушайте несколько отрывков из стихотворений разных авторов. Определите, в каких примерах использован прием поэтического обращения?
-Что такое обращение?
- Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращения произносятся с особой звательной
интонацией, на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
1. Что затуманилась, зоренька ясная,
Пала на землю росой?
Что ты задумалась, девушка красная,
Очи блеснули слезой?
(А. Вельтман)
2. Не кричи так жалобно, кукушка,
Над водой, над стужею дорог!
( Н. Рубцов)
3. Удивительно качнется стена,
Поплывут облака над домами…
Заиграй, заблистай куполами,
Разбуди мою душу, весна!
(А. Передреев)
Задание:
Из художественных произведений выпишите обращения, выраженные именами существительными:
а) одушевленными;
б) неодушевленными.
7.Учитель:
- Вот как много интересного, удивительного мы сегодня узнали об имени существительном. И наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».
8.Домашнее задание: Написать текст – описание на тему по выбору: «Весенний лес», «Первый весенний цветок», «Прогулка по лесу». Хотелось бы, чтобы и вы в своих работах сотворили маленькое чудо.
Индивидуальные задания на карточке.