Конспект урока на тему: " Употребление имён существительных в речи"
Конспект урока на тему: " Употребление имён существительных в речи"
Конспект урока по русскому языку на тему: " Употребление имён существительных в речи" для учебно-методического комплекта " Школа 2100" .Конспект урока соответствует требованиям Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта. В данной разработке соблюдены все этапы урока рефлексии с пояснением обучающихся и вопросами учителя. Развиваются все универсально учебные действия на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: " Употребление имён существительных в речи" »
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
Утверждаю:
Преподаватель русского языка с методикой
преподавания: ________/ Т.Н.Зотова/
Согласовано:
Учитель ______/ Лазутова Н.В./
Конспект
урока русского языка
«Употребление имён существительных в речи».
Провела студентка группы ПНК-31: Землина Е.Н.
Место проведения: 3 класс, МБОУ «Новолядинская СОШ»
Дата проведения:03.02.15
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Т.Н.Зотова /
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ Н.В. Лазутова/
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Т.Н.Зотова /
Тамбов
2015
Цели урока:
1.Развитие умений разных видов устной и письменной речи: составление собственных текстов и свободная запись (пересказ) с использованием имён существительных, определение их роли в тексте;
2. Грамотное оформление текстов в соответствии с изученными правилами письма.
Тип урока: урок рефлексии.
УУД: Личностные:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1)Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
Здравствуйте, дети! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Елизавета Николаевна.
Долгожданный дан звонок, начинается урок!
Дети приветствуют учителя!
2) Этап актуализации и пробного учебного действия
Сидим ровно, спинка прямая!
Откройте тетради.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою-
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Запишем число и классную работу.
Проверка домашнего задания.
Ученики (2–3) выступают с сообщениями: «Что я знаю об имени существительном».
( Что такое имя существительное?
Какие существительные одушевленные, а какие не одушевленные?
А какие признаки постоянные, какие нет?
Существительные ж.р, м.р, ср.р?
Изменение имён существительных по числам)
– Давайте определим тему нашего урока, как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься?
Ребята, тема нашего урока употребление имён существительных в речи.
Работать с текстами, находить в них существительные, определять их роль в тексте).
3) Этап локализации индивидуальных затруднений:
Откроем учебники на странице 53 и выполним упражнение 285.
Кто хочет прочитать задание?
Один ученик выполняет задание у доски
Давайте найдем суффикс в слове «исследователь» устно. Какой это суффикс?
Давайте напишем еще имена существительные, которые называют людей по их профессии, в которых есть суффикс –тель- выделим его и обозначим в этих словах ударение.
Подчеркнем орфограммы.
А теперь рассмотрим второе слово, что в нем особенного, давайте разберем его по составу у доски.
(Работа у доски)
Ребята, что мы заметили?
Верно, давайте еще напишем существительные, которые называют людей по их профессии, образованные помощью двух корней, выделим корни и обозначим ударение.
Ребята, подчеркнем орфограммы
А еще давайте определим, род и число этих существительных
Один ученик читает задание
-тель-
Строитель, водитель, писатель, старатель, служитель.
Один ученик выполняет задание у доски
В слове сталевар два корня.
Овощевод, экскурсовод, лесоруб, кашевар, винодел.
4) Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений
Ребята, давайте выполним упражнение 286.
Кто хочет прочитать задание?
Сейчас мы напишем небольшой рассказ.
Ответьте мне на вопросы:
– Какой текст вам надо написать?
– Из скольких частей он будет состоять?
– Если вы просто перечислите профессии, которые есть в вашей семье, то не получится интересного сочинения. Поэтому напишите, если знаете, чем занимаются ваши родственники.
К примеру, я вам прочитаю сочинение – миниатюру одного мальчика:
Мой папа – строитель. Он работает руководителем строительной компании. Моя мама – экономист. Она работает вместе с папой. Ещё у меня есть две бабушки и дедушка. Одна бабушка не работает, она пенсионерка. Другая бабушка работает в библиотеке. Она библиотекарь. Дедушка работает в университете, он преподаватель истории.
Мне нравится профессия ветеринара, потому что я люблю животных и хочу о них заботиться. Когда я вырасту, я буду лечить животных.
А как ты будешь писать сочинение?
Небольшой.
Из двух: первая – о профессиях родственников, вторая – о профессии, которая нравится самому ученику.
Один ребёнок рассказывает
5) Этап реализации построенного проекта
Ребята, вы можете приступать к написанию сочинения, когда напишете, подчеркните имена существительные в своём тексте, а так же выделите суффиксы в существительных, которые называют профессии людей.
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.
А теперь давайте обсудим ваши сочинения.
Физкультминутка
Несколько человек читают свои сочинения.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Работа в карточках.
Выберите верное утверждение. 1. Имя существительное – это… (1) часть слова (2) часть речи (3) член предложения
2. Обведи кружочком только имена существительные:
1. свет 2. бежать 3. доброта 4. голубой 5. Лисица
3. Разбери слово «соловей» как часть речи
8) Этап включения в систему знаний и повторения
Упражнение 287. Это задание мы выполним устно
Прочитайте задание.
Чтение текста…
Почему автор считает, что ёжик раньше был портным и котом?
Найдите в тексте имена существительные с уменьшительно – ласкательным значением.
А почему автор употребил именно эти слова, а не слова ёж, блюдце, молоко.
Портным, потому что у него острые иголки, а котом, потому что коты любят ловить мышей и пить молоко.
Ёжик, блюдечко, молочко.
Ответы детей.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Ребята, что на уроке мы сегодня вспоминали?
Что же такое имя существительное?
Приведите пример имён существительных ж.р, м.р, ср.р.
Приведите примеры одушевленных и неодушевленных имён существительных
С помощью чего образуются имена существительные с уменьшительно – ласкательным значением?
А каких суффиксов?
С помощью каких суффиксов образуются существительные, которые называют животных и их детенышей?
С помощью какого суффикса образуются имена существительные, которые называют человека по роду его действий или занятий?
Выставление оценок.
Ваше домашнее задание упражнение 134 из дидактического материала.