Конспект урока.
Развитие речи.
8 класс
Тема: Работа с текстом. Текст « Родина» ( Учебник «Русского язык.7 класс.
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, стр. 193 – 194)
Цели: Продолжить ознакомление учащихся с понятием ТЕКСТ, закреплять
умение различать виды текстов, повторить признаки текста;
способствовать формированию осознанного восприятия прочитанного;
осуществлять межпредметные связи с уроками литературы, развивать
мышление, пополнять словарь, содействовать формированию
коммуникативной компетенции, отрабатывать умение находить
нужную информацию, на примере литературных героев воспитывать
чувство любви к Родине; коррегировать звукопроизношение.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: слайды с видами Донецка, фотографии с видами городов, в которых проживают ученики класса, компьютерная презентация к повести Н,В, Гоголя « Тарас Бульба», толковый словарь, символы ДНР.
Ход урока.
- Организационный момент. Психологический настрой на работу.
Упражнение « Хорошо, плохо».Учащиеся по очереди высказывают фразу, например: « Хорошо, что сегодня солнечный день», « Плохо, что сегодня только понедельник» и т. д.
- Речевая зарядка.
- Какой сейчас урок?
- Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?
- Посмотрите на подготовленные фотографии и подумайте, какая тема нашего разговора?
- Прочтите её в ребусе: « Р 1 а ».
- Составьте синонимический ряд к слову родина.( отчизна, родной край, родная земля, отечество)
3. Актуализация опорных знаний.
- Что такое текст?
- Назовите признаки текста.
- Какие вы знаете виды текстов? Назовите их.
- Дополнить предложения:
Описание – это текст, который ….( раскрывает признаки предмета речи).
Повествование – это …( рассказ о каких либо событиях).
Рассуждение – это …( изложение, разъяснение и подтверждение какой- либо мысли).
4. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы будем работать с текстом « Родина».
Мы найдём в словаре значение слов родина, отечество, отчизна,
Ознакомимся с текстом «Родина», поговорим о вашей малой и о нашей общей родине, вспомним героев повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба» и ответим на главный вопрос урока: Что мы уже сейчас можем сделать для нашей Родины?
5. Основная часть урока.
1). Словарная работа.
- Найти в словаре значение слов РОДИНА, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСТВО
2) Слово РОДИНА произошло от слова РОД, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень
( Родня). Он был посвящён богу Роду.
Родина – это место, где человек чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина – тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Защищать и любить Родину – это обязанность каждого человека. И не национальность или место проживания определяет это, а внутренние ощущения.
2). Работа с текстом «Родина».
1. Чтение текста « цепочкой» с жестовым переводом.
2. Беседа по содержанию:
- С чем сравнивает автор родину?
- Что он подразумевает под словом КОРНИ? ( Наша история, наши предки, их славные дела, имена борцов за народное дело).
- Почему человеку нужно знать свои корни?
- Какие понятия автор вкладывает в слово РОДИНА?
3. - У каждого человека есть своя, малая родина, и есть Родина, которая дана нам всем.
- Расскажите нам о своей малой родине, о своём городе или посёлке.
( Учащиеся делают сообщение, которое подготовили дома, о своём городке или посёлке ).
4. - На уроках литературы мы прочитали произведение, в котором много говорится о родине, отчизне. Как называется это произведение? ( повесть Н, В, Гоголя « Тарас Бульба».
- Какая главная мысль повести? (Защита родной земли от захватчиков).
- С какими словами погибали в бою козаки? ( дети читают цитаты)
- Мосий Шило: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»
- Степан Гуска: « Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»
- Бовдюг: « Не жаль расстаться с светом! Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!».
- Куренной атаман Балабан : « Сдаётся мне, паны браты, умираю хорошею смертью… Пусть же цветёт вечно Русская земля!»
- Куренной атаман Кукубенко: « Пусть же после нас живут ещё лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!»
Козаки отдавали за родину самое дорогое, что у них было – свою жизнь. Свой подвиг они совершили во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества». Родина сильна своими патриотами. Слово патриот от греческого « патрис», что в переводе означает : земля отцов; место рода; родина.
5.Итог урока. Рефлексия.
- А как называется наша молодая родина сейчас? Что вы можете рассказать о ней?
Взрослые люди, патриоты за свою родину во все времена не жалели своей жизни. А что можем мы, ученики, сделать для своей молодой, независимой республики? Нашей стране скоро понадобится много умных, грамотных специалистов, которые будут строить нашу республику. Поэтому наша задача – хорошо учиться, овладевать знаниями, чтобы в будущем быть ей полезными.
- А сейчас подберите эпиграф к сегодняшнему нашему уроку из данных пословиц:
- Родимая сторона – мать, а чужбина – мачеха.
- Чужая сторона – дремучий бор.
- Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы знобит.
- Чужбина – калина, родина – малина.
- С родной земли - умри не сходи!
- Жить – Родине служить.
- Плоха та птица, которая гнездо своё марает.